Специальное правило №3 – «Притчи Соломона».
Уолтер С. Кайзер определяет «поговорки» как "краткие, сжатые и содержащие "изюминку" изречения."
Многие люди рассматривают поговорки как любопытные высказывания-девизы, которые можно повесить на стене в своей комнате. Но лишь немногие осознают неописуемую красоту и мудрость, которые часто содержатся в этих изречениях.
Одной из самых больших проблем духовной жизни является недостаток проявления наших богословских знаний в практической жизни. Часто случается, что в повседневной жизни наша духовность оторвана от практических поступков. Поговорки могут послужить нам в качестве хорошего лекарства, так как в них в специфических выражениях, практически значимых словах, выражена истинная духовность и благочестие.
С точки зрения интерпретации важно знать, что в силу своей крайне сжатой формы поговорки обычно содержат одну-единственную мысль или истину. Выпячивание всех случайных деталей поговорки обычно приводит к искажению замысла автора.
Например, когда царь Лемуил говорит о добродетельной жене, что "она, как купеческие корабли" (Пр. 31,14), то он, конечно, не намеревается сравнить ее талию с торговым судном, а уподобляет ее купеческим кораблям, потому что она отправляется во многие дальние места, чтобы добыть необходимое продовольствие для дома. Итак, поговорки (как сравнения и метафоры) обычно содержат одну мысль или уподобление.
Для верного толкования важно проанализировать притчу, с целью определения в ней принципа, который учит жить мудро.
«Притча соломонова» или «поговорка»: § это мудрое высказывание, утверждение или сравнение;
§ отражает мудрость Господа в отношении праведной жизни;
§ учит ПРИНЦИПАМ;
§ учит общему правилу, которое в большинстве случаев оказывается верным, при этом ничего не говорится об исключениях;
§ иногда притчи поданы как обещания, но сама природа притч не такова; притчи не содержат обещаний, а содержат принципы \правила. Если, в другом месте есть обещание такое же, как в притче, тогда мы можем пользоваться этим обещанием в притче.
§ в ней часто сравниваются или противоставляются два человека: мудрый, глупый.
§ показывает, как мудрый признает Господа и в соответствии с этим строит свою жизнь.
§ Показывает, как неразумный человек пренебрегает Господом и живет так, будто Господь не существует вовсе;
§ Содержит много образных выражений;
§ Иллюстрирует закон сева и жатвы (Питчи 1:7; Притчи 3:5-6);
§ Проводит различие между:
знанием = содержание (ознакомление)
пониманием = постижением (толкование)
мудростью = умение применять знания в жизни (применение)
Поговорки используются, прежде всего, в библейских книгах мудрости, например, Притчи, Екклесиаст, Иакова.
ТУ: Прочитайте Книгу Притчей 14:16. Какое различие проводится между мудрым и глупым человеком?
Для лучшего понимания толкования притч следует отметить разницу в подходах толкования притч и аллегорий. С точки зрения толкования, притчи и аллегории различаются и по другому важному признаку:
• в притче есть одна главная мысль, а подробности имеют значение в той мере, в какой они относятся к этой мысли;
• в аллегории же обычно есть несколько пунктов сравнения, которые не обязательно сосредоточены вокруг одной главной мысли.
Например, в притче о горчичном зерне (Мтф. 13,31-32) главной целью является показать рост и распространение Евангелия от крошечной общины первых христиан (горчичное зерно) до всемирного сообщества (громадное дерево). Взаимоотношения между зерном, деревом, полем, ветвями и птицами второстепенны; притом подробности имеют значение только в связи с образом растущего дерева. Однако в аллегории христианского всеоружия (Еф.6) существует несколько пунктов сравнения. Каждый отдельный вид христианского оружия важен сам по себе, и каждый из них необходим христианину для того, чтобы быть "во всеоружии".
|