Значительное явление в истории политической мысли Закавказья – творчество армянского мыслителя, общественного и литературного деятеля, богослова Мхитара Гоша (1120 или 1130–1213), автора «Басен», «Судебника Мхитара Гоша», включающего гражданское и церковное право и применявшегося в разных странах, населенных армянами, вплоть до XIX в.
Во введении, предпосланном «Судебнику», Мхитар Гоша выдвигает идеи естественного права, придавая богословскую форму своему учению о праве. Гош говорит, что естественные законы даны Богом человеческой природе и существуют вечно, независимо от воли и сознания людей. Эти законы раскрываются в обычаях.
По природе человек – существо свободное, но так как земля и вода закреплены за царем и князьями, то неизбежно возникает феодальная зависимость для всех, кто нуждается в земле и воде. У Гоша не возникает сомнений относительно правомерности такого порядка вещей, правомерности феодальной эксплуатации Действующее феодальное право не нарушает, таким образом, по мысли Гоша, вечных, неизменных «естественных» законов. Однако он вовсе не склонен был видеть оправдание всех феодальных насилий в религиозных представлениях о божественном законе, как это делали реакционные средневековые юристы в Западной Европе. В «Судебнике» Гоша звучит призыв не выходить за пределы того, что установлено обычаем при взыскании возложенных на крепостных повинностей, не допускать несправедливости по отношению к крепостным, быть умеренным, определить точно меру повинностей.
Усиление эксплуатации, рост ремесел и торговли в городах привели к обострению противоречий в армянском феодальном обществе. Бедствия трудящихся усугубились завоеванием монголов, которому Армения подверглась в первой половине XIII в. Тяжелое положение крестьянства и городской бедноты отражено в стихотворениях армянского поэта Фрика (1234–1315). Поэт сравнивает князей с волками, которых Бог поставил править людьми. Выражая настроения своего народа, он высказывает сомнение в справедливости порядка, установленного Богом на земле, и призывает к созданию лучшей жизни для бедняков.