по и в художественной среде. Еще до начала войны он успел защитить диссертацию о понятии и видах вины и получить степень доктора права. В 1914 г. Шмитт издал книгу «Ценность государства и значение индивида», за которую через два года получил вторую докторскую степень (дававшую право преподавать в высшей школе), теперь уже в Страсбургском университете. С началом войны Шмитт ушел добровольцем в армию и, несмотря на свой невысокий рост, был зачислен в лейб-гвардию. Служба в гвардии помогла ему избежать фронта, и всю войну Шмитт работал цензором в Мюнхене, приобретя немало влиятельных знакомых в военной среде. Именно в Мюнхене Шмитт стал свидетелем поражения Германии, установления и падения Баварской советской республики, зарождения нацизма. Здесь же он познакомился с М. Вебером, тогда уже маститым ученым.
С 1919 г. начался один из самых плодотворных периодов его научного творчества, вышел в свет его «Политический романтизм», завершающий его становление как политолога, затем — «Диктатура» (1921) — философско-политический отзыв на события в Германии, где осмысливались слабость и неадекватность суровой действительности системы парламентской демократии и предлагалась альтернанта чрезвычайного положения, диктатуры и консервативной идеологии вместо парламентских процедур и либерализма. В 1922 г. была опубликована одна из наиболее известных его работ «Политическая геология», сделавшая его имя известным всей Германии. Эта система идей о государственном устройстве, рассмотренном с консервативных и религиозных позиций, появилась на основе сравнительного анализа либерально-демократической, анархистской и консервативно-теистической доктрин.
В работе «Римский католицизм и политическая форма» (1923) Шмитт определил роль и место католической церкви в европейской политике, противопоставив ей как либерализм (худший враг, скрытый атеизм), так и марксизм, открытый атеизм. «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма» (1923) посвящена становлению и кризису демократии и вытеснению ее в начале XX в. большевистской и фашистской идеей диктатуры, идеей «непосредственного применения силы».
В работе «Понятие политического» (1927) Шмитт дал оригинальную трактовку политики. Для него критерием политического служит разделение общества на группы «друзей» и «врагов». Враг может быть инородным, чуждым, не интегрированным в народ элементом — тогда это внутренний враг. Если народ обладает имманентным поли-