3 страница. Особенности русского футбола в Лиге чемпионов
Особенности русского футбола в Лиге чемпионов Нет, ну анекдот же: в Казани, в футбольной Лиге Чемпионов, во время матча местного «Рубина» с киевским «Динамо» с трибун раздается дружное «Русские, вперед!», а в московском пабе, где этот футбол смотрят московские хохлы с московскими же татарами, в ответ раздается не менее дружный хохот. После чего дело доходит фактически до первого конфликта с рукоприкладством: люди начинают убиваться между собой, чья тут команда более русская, – та, в которой Домингес, Карадениз и Семак, или та, в которой Нинкович, Юссуф и Шевченко. Хорошо еще, что людьми и те и другие оказались достаточно цивилизованными, хоть кабак к чертям собачьим не разнесли (а он же мой – жалко было бы, да и накладно). А потом, после финального свистка, зафиксировавшего не очень желательные для обеих сторон нули на табло, очень серьезно погрустнели и наконец-то начали брататься. Короче: нужны такие матчи. Очень нужны. Желательно, как минимум, каждый год по два раза. И лучше всего – в одном чемпионате. Люди тупо лучше друг друга понимать начинают, даже ранее совсем друг с другом не знакомые. Лечь костьми В воскресенье 18 ноября 2007 года на площадке перед автогрилем неподалеку от итальянского города Ареццо выстрелом из полицейского пистолета был застрелен Габриеле Сандри, 26-летний модный римский ди-джей, яростный поклонник знаменитого столичного клуба «Лацио». Игра 12-го тура чемпионата Италии между «Интером» и «Лацио» была отменена: по некоторым данным, футболисты «Лацио», многие из которых были лично знакомы с погибшим, просто отказались выходить на поле. Также из-за возможных беспорядков была отменена и встреча между «Ромой» и «Кальяри», а матч между «Миланом» и «Аталантой» пришлось прервать на 13-й минуте: взбешенные убийством тиффоззи пытались прорваться на поле стадиона. Вечером того же дня римские футбольные хулиганы из ненавидящих друг друга группировок «Ромы» и «Лацио» вместе отправились громить казармы полиции. Массовые волнения вспыхнули еще в четырех крупных городах. А через некоторое время министр МВД республики Джулиано Амато был вынужден признать то, что и без него знала вся Италия: Габриеле Сандри погиб вовсе не от рикошета, выстрел по нему производился не случайно, а вполне даже осознанно и преднамеренно. То, что стрельба «велась с вытянутой руки» и не на бегу, а в «статичном положении», – установили эксперты. Между тем, это дело – всего лишь маленький эпизод давно идущей по всей как «цивилизованной», так и «малоцивилизованной» Европе, застарелой, как сифилис, позорной и замалчиваемой всеми средствами массовой информации необъявленной войны, которая не вчера началась и вовсе не завтра собирается прекращаться. При этом ненависть обывателя к футбольным фанатам – явление абсолютно иррациональное. Хотя бы потому, что обыватель ненавидит вовсе не фанатов, – кто они такие, чем живут и что чувствуют – он просто не знает. И, честно говоря, не очень хочет этого знать. Столь сильные чувства вызывает даже не сам объект ненависти, а представление о нем в обыденном человеческом сознании. То есть миф. А еще точнее – мифы. Фанатское движение неоднородно. Для того чтобы составить хотя бы какое-то представление о структуре движения, предлагаем следующую классификацию, принятую в самом движении. 1. «Тапочники» – самая презираемая в фанатской среде категория болельщиков. Те, кто не ходит на стадион, а смотрит футбол и «болеет» в тапочках перед телевизором. Зато потом везде и всегда парит мозг окружающим своими глубокими познаниями в игре. 2. Интернет-бойцы – очень потешная, чаще всего очень сопливая публика. На трибунах, даже если там и появляются, абсолютно незаметны. Зато как грозны в Интернете… 3. Кузьмичи (животы) – толстые, добродушные, полупьяные дядьки с пивными животами, которые просто любят футбол как зрелище. В «Лужниках», как правило, сидят на трибуне «С». В принципе безобидны. Напрягают только беспрерывный процесс поглощения семечек и неожиданные позывы «подудеть в фанатскую дудку». В остальном – люди как люди. 4. Карланы – та самая гопота с промышленных окраин города, которую чаще всего и ассоциируют с фан-движением. Справедливости ради, многие из них, пройдя через горнило фанатской террасы, становятся нормальными людьми. Остальные либо спиваются, либо садятся в тюрьму по причинам, с футболом никак не связанным. 5. Скарферы (шарфисты) – основная масса болельщиков. Отличительная черта – обязательное наличие фанатского шарфа-«розы» даже в 30-градусную жару. Большинство скарферов – люди абсолютно вменяемые и законопослушные, именно за это, видимо, их чаще всего и «прессуют» наши доблестные органы правопорядка. 6. Ультрас – элита «мирного крыла» движения. Все песни, кричалки, банеры, фаер-шоу – дело рук именно ультрас, наиболее организованной и ответственной части движения. 7. Кэшлс (футбольные хулиганы) – элита движа. Во время матча, как правило, «стоят» вместе с ультрас. Вне террасы их пути резко расходятся. Основная идеология: «Мы стоим за честь клуба не только на стадионе». Крайне немногочисленны («боевой» состав основы «хулиганской фирмы» редко когда превышает 100 человек, и только по-настоящему большие клубы «могут позволить себе» пять-шесть «фирм»), но их немногочисленностью не стоит обольщаться. По сути, любой человек из «основы» – потенциальный траблмейкер, способный замутить беспорядки везде, где это потребуется движению. Никогда не носят «цвета» клуба, предпочитая неброскую, модную одежду от дорогих брендов, чаще всего от Stone Island, Barberry, Fred Perry, Lacoste. Еще один отличительный штрих в одежде – совершенно необъяснимая любовь кэшлс к легким кроссовкам белого цвета, которые они стараются носить в любое время года. Девальвация …Оно конечно, человек я, скажем так, – уже поживший. К тому же журналистика, которой была посвящена молодость, и сравнительно серьезный рекламный бизнес в годы уже чуть более зрелые вообще предрасполагают, наверное, любого вменяемого человека к некоторой доле здорового цинизма – без этого в наших условиях, увы, не прожить. Но – всему же должна быть какая-то грань, в конце-то концов. Предел. За который даже в самые дремучие годы советского агитпропа, даже самые замшелые «боровички» ни разу не перешагивали. Нет, они могли, оно конечно, пытаться заставить меня любить партию и правительство, а если я этому по каким-то только мне ведомым причинам не радовался или тем более сопротивлялся, могли отправить «в Сибирь убирать снег». Но то, что происходит сейчас, – это уже запредел… …Мне тут некоторое время назад одну байку любопытную рассказали, чисто профессиональную. О том, как одна небезызвестная «государственная бизнес-контора» свой новый имидж утверждала, прикормленными рекламистами успешно разработанный. Люди здесь все взрослые, журналы деловые читают, поэтому немудреную технологию «двухходовочек» разъяснять – только время терять. А при искомых двухходовочках сами знаете, какой «продукт» обыкновенно получается. Ну да. Именно – оно самое. Утверждали сей «продукт» аж целых два вице-президента. Которые тоже все понимали и потому только морщились. Вот один-то из этих господ якобы и произнес после утверждения «разработанного фирменного стиля», обращаясь к другому, фразу, которая наверняка войдет в историю национального рекламного рынка: – А теперь нам ЭТО еще ведь и любить как-то придется… Все. Занавес. Так вот. Если символом национальной культуры, гордости и чести великороссов чуть ли не официально и на полном серьезе объявляется Дима Билан, то у меня неожиданно возникает чувство, что, пожалуй, пора эмигрировать. Потому как я привык гордиться своей страной, а ТАКОЕ меня не пытались заставить полюбить даже старички из советского агитпропа. И удивляться здесь нечему: эти деды были людьми, конечно, зловещими, но, как показывает исторический опыт, – весьма и весьма разумными и прагматичными. И – ставили перед собой исключительно достижимые цели. Понимали, что Билана я никогда не смогу полюбить по одной простой причине: у меня, к сожалению для поклонников Билана, есть высшее образование. …Но это все, разумеется, шутки. В том числе – и насчет эмиграции: это, в конце концов, – моя страна, другой для меня не придумали. Мне просто обидно. Потому что ставить на одну доску реальный подвиг наших хоккеистов в Канаде и неясную шнягу для тупых европейских домохозяек – это называется не поощрением национальной гордости, а обычной – и тупой – ее девальвацией. Ну как можно сравнивать хриплый рык нестройного хора пьяных от счастья мужиков и мальчишек, исполняющих национальный гимн, безбожно не попадая ни в такт, ни в ноты, ни в буквы, – и сладенький мотивчик на дурном, к слову, английском? Или – сравнивать реальную звездность щербатого Овечкина и рыдающего сквозь победный вопль Ковальчука – с весьма сомнительной «мировой известностью» вышепоименованного исполнителя? …Я вообще, кстати, многих вещей совершенно искренне не понимаю. Вот, к примеру, как фанат московского «Спартака» я просто обязан ненавидеть питерский «Зенит». Это абсолютно нормальное явление. Вы можете назвать хотя бы одного фаната лондонского «Челси», который бы «радовался и гордился» тем, что в финале Лиги чемпионов победил английский клуб «Манчестер Юнайтед»?! Так с какого, простите, хрена, я должен радоваться победе питерцев в Кубке УЕФА?! С того, что там играл Андрей Аршавин?! Когда он будет выступать в футболке национальной сборной – тогда и буду за него болеть. Может, даже глотку за него сорву. А пока – извините… …Просто в европейском футболе существует такое понятие, как «клубный патриотизм». Который фактически никак не пересекается с патриотизмом национальным. А – хотят этого наши пропагандисты или нет – футбол все-таки европейский вид спорта. Такая фигня. И у меня есть ощущение, что люди просто не понимают, что когда они объявляют победы «Зенита», ЦСКА или даже «Спартака» – ежели такие случатся – достижениями именно национальными, они тем самым обижают и унижают миллионы людей просто тупо потому, что те болеют за другие команды. Не знать этого – конечно, не возбраняется. Но не знать и тем не менее «принимать решения» – это даже хуже, чем преступление… Это – глупость. …Я, собственно, что сказать-то хотел: ведь есть действительные, национальные победы. Есть победы клубные. Есть какие-то достижения на уровне шоу-бизнеса. Это – нормально. Но зачем все это хозяйство в одну кучу-то смешивать, да еще и с радостным повизгиванием и похрюкиванием?! Я вот, к примеру, вообще ничего не имею против Димы Билана. Я его просто не слушаю, он живет в каком-то своем, отдельном от меня измерении, где мне совершенно не мешает. Просто – не заставляйте меня им гордиться. Все равно не получится. Такие дела… Игорю Нетте. Легенде и человеку Когда Владимир Маяковский посвящал своему погибшему товарищу латышу Теодору Нетте действительно замечательные стихи, никто и предположить не мог, что при упоминании созвучной фамилии миллионы людей во всем мире будут вспоминать совсем другого человека – москвича, с корнями хоть и прибалтийскими, но не латышскими, а эстонскими. Игоря. Игоря Александровича Нетто. Легендарного Гуся, капитана московского «Спартака» и той самой сборной СССР, которая выиграла Олимпиаду в Мельбурне и стала первым в истории чемпионом Европы, да и вообще считалась, как бы сейчас сказали, «топ-командой». Которому 9 января 2010 года исполнилось бы 80 лет. К сожалению, – не дожил… …Да-да, того самого, который, помимо всего прочего, знаменит и своим «Гола не было!» в матче со сборной Уругвая, когда арбитр засчитал неправильно забитый мяч, а капитан сборной СССР, заметивший несправедливость, потребовал его отмены – и добился своего. Счет тогда, кстати, был ничейным, и до конца игры оставались считанные минуты. И победа была нужна кровь из носу, и не умел легендарный Гусь проигрывать – он даже машину марки «Победа» предпочитал. Но – «гола не было». Поступок. Которым можно гордиться до сих пор, он – уже давно и прочно в истории мирового футбола, как и сам Игорь Александрович, именем которого назван стадион «Алмаз», на котором играют сейчас спартаковские дублеры. На таком примере – есть чему поучиться. В свое время фамилия Нетто звучала в мировом футболе ничуть не тише современного нам, скажем, Криштиану Роналду. А может, и погромче. Он и этого – тоже добился сам, не поиграв, кстати, естественно, ни в одном из европейских топ-клубов. Но и Яшина, и Нетто помнят в Европе до сих пор – как помнят Лобановского и Бескова, Блохина и Кипиани, Дасаева и Бышевца. Не везде, правда, помнят. Ну, ладно американцы, – они вообще не понимают, что такое европейский футбол, глумливо обзывая его «соккером». Поэтому из своего проекта «Украина» они эти фамилии вышвырнули и не поморщились. Но куда смотрят те, кто вместе со мной плакал, когда великолепную команду Лобановского из десяти киевлян и одного Дасаева, в Мексике рвущую всех и вся, смогли остановить только благодаря бесконечно подлому судейству в том трагическом матче с бельгийцами?! Вот какому зомбированию надо подвергнуть человека, чтобы он забыл об этом?! И – ладно бы еще «назло москалям». Назло кому вы, друзья мои, самих-то себя обкрадываете, лишая себя реально великой истории, которой можно реально гордиться, а вместо этого ставите памятники «украинским стрельцам», которых и при жизни-то в родном им Закарпатье считали вовсе никакими не героями, а наоборот, предателями?! Вот – в чем смысл?! Ну хорошо – отделились. Но зачем пытаться при этом замазать как можно более вонючим дерьмом реально все светлое и пытаться отмыть и возвеличить все естественнейшим образом провонявшее?! Ну хорошо, назвал ты себя «украинцем» или даже «свидомым украинцем». Почему нужно гадить на лучшее и возвеличивать худшее в своей собственной истории?! Да для славы одного вашего нынешнего столичного города Киева любой из футболистов того, ненавистного мне киевского «Динамо» сделал больше, чем все эти Петлюры с Бандерами, вместе взятыми, – причем без всякого гадостливого душка, типа членства в мрачноватой организации под названием СС. Может, лучше им памятники ставить? Ведь есть и в истории «Динамо» фигуры вполне равновеликие легендарному спартаковскому Гусю. Тот же Лобановский, к примеру. …А матч тот, кстати, с Уругваем, сборная СССР, ведомая легендарным Нетто, – все-таки выиграла. Бог – он все видит. Такая разная правда …Тут я пока на рыбалке в Астрахани был, в моей любимой Москве два одинаково неприятных события приключились. Лично мне вполне симпатичный актер Владислав Галкин расстрелял по глубочайшей пьяни на хрен барную стойку из травматического пистолета, после чего был вежливо отведен в ближайшее отделение милиции. Где слегка протрезвев, покаялся (потом, надо отдать ему должное, – и публично) и был с миром отпущен: компенсировать ущерб бару и разбираться с собственным головным мозгом, раз уж он умудряется позволять своим пьяным рукам выделывать вот такие вот восхитительные, врать не буду, фортели. А лично мне очень несимпатичные, по причине неистового боления за великий московский «Спартак», фанаты столичного «Локомотива» – вывесили дурацкий баннер о «поддержке узников совести белой расы». Или – еще какую-то хрень в таком же духе, я за этим специально не слежу. После чего благополучно подрались с милицией, этому баннеру несколько, так сказать, удивившейся. Коей милицией были, разумеется, побеждены, повязаны, жестко отбуцканы ногами на глазах у многомиллионной телеаудитории, и теперь им грозят вполне себе реальные сроки за «сопротивление милиции». И я вот в этом деле только одного ни фига не понимаю: почему у столичной милиции хватает мозгов совершенно справедливо не отправлять на тюремные нары хорошего актера, пусть и вполне конкретно надурившего. Ну, незачем ему там париться, это же понятно: дурь, пьянство, стресс и «звездняк» тюремной шконкой не лечатся, отнюдь. Для этого существуют и другие, гораздо менее радикальные, методы. И почему эта же милиция ни фига не хочет понимать, что лично мне глубоко неприятные идиоты с фанатского виража «Локо», в общем-то, учудили нечто совершенно по тяжести аналогичное. И что это никакие не экстремиствующие боевики, а обыкновенные молодые придурки, по собственной дурости умудрившиеся залезть в такую задницу, из которой и не со всяким фонариком-то выберешься. А – только с проводником, постарше и поопытнее. Но это сути дела-то все одно не меняет. К тому же эти малолетние клоуны много моложе вышеупомянутого актера, и их от этого элементарно жальче: ничего нового и какого-то «сверхреволюционного» они, в общем-то, на стадионной террасе не натворили, такие вещи многократно, увы, случались и до этого, и не только в России. Так что же нам, теперь количество этих малолетних идиотствующих «узников совести» множить, что ли? В Веймаровской Германии тоже, вон, одного художника, увлекшегося, как многие артистические натуры того времени, расовыми идеями, сдуру в начале 20-х годов в тюрьму посадили. Ничем хорошим это, как известно, не кончилось. Вместо художника молодой человек решил, – не исключено что и от тюремной тоски, – стать писателем. А дальше – та-а-акое началось… …Но дело тут даже не в этом, не надо умножать сущности. Надо просто одинаково классифицировать совершенные людьми проступки. А то, пока этого не случится, многие просто тупо будут чувствовать вопиющую несправедливость происходящего. Перед законом – все должны быть равны, мне почему-то так кажется. И симпатичные, и – не симпатичные. Где-то так… Патриотизм и трудовая миграция Есть вещи, которые меня даже не удивляют, а откровенно пугают. И в первую очередь это те удивительные метания из крайности в крайность, которые возникают в нашем общественном сознании. Я бы даже сказал – не метания. Превращения. Метаморфозы, ага. И чаще всего они почему-то происходят с людьми, пределы нашей страны по каким-то причинам, скажем так, временно или постоянно покинувшими… …У меня после столь неожиданной и одновременно долгожданной победы моего любимого «Спартака» над его извечными врагами в лице «ефрейтора Вагнера», «сержанта Красича» и прочих «рядовых Одиа», естественно, телефон просто-напросто раскалился. Звонили, наверное, все, что, в принципе, неудивительно. Слишком уж долго мы ждали этой победы, слишком долго все было очень и очень непросто в моем любимом футбольном клубе. Да что там – «непросто». Откровенно хреново, если уж совсем честно. Впрочем, зачем повторяться: любой, кто хотя бы краем глаза следит за первенством России в этом, самом популярном в мире виде спорта, и сам все уже давно и прекрасно знает. И желание поделиться радостью в такой момент, в принципе, вполне естественно. Я и сам пару-тройку телефонных номеров с о-о-огромным удовольствием набрал, чего уж там, ага. Но вот один телефонный звонок выбесил просто до крайности, врать не буду. И вовсе не потому, что звонивший был мне чем-то лично неприятен. В общем-то, как раз даже и наоборот: милейший человек, мы с ним еще с институтских времен приятельствовали. Трепач, балабол, анекдотчик. Да и за «Спартак», вроде, болеет довольно искренне, хоть и на террасе стадионной в последние годы фактически не появляется. Кстати, по его собственным словам, – по идеологическим соображениям: типа, там очень много фашистов и прочих разных расистов собирается. Угу. Врет, разумеется. Потому как до «Лужников» из милого европейского городишки, куда он в свое время так удачно, с его точки зрения, эмигрировал и где теперь успешно проживает на деньги своей европейской супруги, и без всяческих расистов с фашистами добраться, мне почему-то так кажется, довольно затруднительно. Да и – зачем? Он и в молодости-то большей частью относился к тому виду болельщиков, которых в фанатской среде презрительно называют «тапочниками». Потому как футбол они предпочитают наблюдать по принципу «диван-тапочки-телевизор». Ибо на стадионе им слишком громко и суетно. А, ну да. Еще бутылочка пивка, разумеется. Или – две. Особенно если учесть тот факт, что в его новой стране пребывания пиво варят уж куда лучше, чем искренне любимое им по молодости «Жигулевское». Я иногда даже думаю, что эту свою толстожопую германскую корову, аж на двенадцать лет старше себя, он не только из-за денег и приносимого ими комфорта, но и из-за пива, которое у нее на родине варят, выбрал. Что все-таки говорит и о каком-то врожденном вкусе и других, не менее положительных человеческих качествах… Ну да ладно. Как там у Левитанского: «Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу». Не мне судить, в конце-то концов. Живет себе человек – и живет. Может быть даже и счастлив. Меня, как вы понимаете, далеко не это взбесило. А сама цель полночного (чтоб было подешевле) звонка. Он ведь не поздравить меня позвонил. А, типа, «использовать момент для аргументации». – Вот, – говорит, – Лекух. Помнишь, о чем мы с тобой в тот раз в Германии спорили? Ты еще все количеством гастарбайтеров в Москве возмущался. Ну и как тебе, к примеру, гастарбайтер по фамилии Лаудруп?! Я, врать не буду, не сразу нашелся, что ответить человеку. А что ему, скажите, отвечать, если у этого бедолаги так в мозгах-то, простите, нагажено, что он даже экспата от гастарбайтера отличить не в состоянии?! Не говоря уж о том, что подобного рода сентенции выглядят особенно умилительно из уст человека, еще в девяностые годы радостно и, простите, даже как-то торжественно отказавшегося от российского гражданства. Впрочем, последнее как раз и неудивительно. Достаточно вспомнить о гражданстве и «постоянном месте жительства» очень и очень многих, продолжающих нас исправно поучать о «правах человека» и прочих «демократических ценностях» либеральных, Господи прости, «публицистов». Заметьте – не национальности. Национальность тут никакой роли не играет: Россия, пусть это кому-то и не нравится, – вообще государство полиэтническое, имперское. Причем изначально, со времен Киевской Руси, хазар, татар и прочих норманнов с варягами. Но вот какое право имеет добровольно покинувший страну «публицист» учить меня «правильной жизни в России» из далекого Парижа или Вашингтона – это мне, простите, совершенно непонятно. Тут ведь – все просто. Я мог, к примеру, как угодно относиться к текстам откровенно идеологически мне чуждой и даже враждебной Анны Политковской, но я просто не мог к ним, пусть временами и злясь, не прислушиваться. А как иначе? Человек жил, боролся и погиб в моей стране и за мою страну, как бы по-разному будущее этой страны мы с ней ни видели. Причем, что самое смешное, имел полное право уехать: родившись в силу стечения обстоятельств в США, Политковская, естественно, имела полнейшее право на американское гражданство. Но жила и дралась здесь. И как мне ее в этом случае не слушать?! Спорить – да, не соглашаться – тем более. Но – не слушать?! Уши затыкать, что ли?! …А этим-то, простите, что от меня надо? Нет, поймите меня правильно, я совсем не против тех, кто когда-то и по каким-то причинам покинул Россию. У меня у самого масса друзей из «уехавших»: в Германии, во Франции, в Англии, в Израиле, в тех же США. Поверьте мне, это вполне достойные и вполне себе вменяемые люди, просто жизнь так сложилась: кто-то обладал невостребованной на тот момент в России специальностью и элементарно не хотел переквалифицироваться из биофизика в рыночного челнока, у кого-то хотели уехать родители, да мало ли у кого были какие причины. Многие из этих людей, я, кстати, совершенно уверен, когда-нибудь обязательно сюда к нам вернутся. Не в этом дело. Трудовая и прочая миграция – это вообще вещи в современном мире, увы, абсолютно нормальные и естественные. Просто никому из них, поверьте, никогда не придет в голову сказать ту фразу, которую произнес этот звонивший мне «воспользоваться моментом» придурок, в ответ на мое вежливое: – А тебе-то, Володь, собственно говоря, до всего этого в твоем «европейском далеке» какое дело? Ну, в смысле, до Лаудрупа и до московских гастарбайтеров? Пей себе пиво в свое удовольствие да об Ангеле Меркель рассуждай вместе с ее социальной, внешней и прочей политикой… – Да вот, – вздыхает, – у меня национальная гордость страдает, глядя на то, что вы там, в вашей стране, творите. Патриотизм, понимаешь, мучается… Догадываетесь, в каком направлении после этих слов я его отправил путешествовать?! Думаю, догадываетесь. Хотя бы потому, что, как мне кажется, любой относительно вменяемый и образованный человек прекрасно понимает, что никакая «национальная гордость» и «патриотизм» рядом со словами «вы», «ваша страна» и т. д., и т. п. и близко не лежали. Умер, простите, Максим, да и хрен с ним. Всего доброго. Надеюсь, что больше уже никогда не встретимся. Я, по крайней мере, приложу для этого все возможные и даже, наверное, невозможные усилия. Согласно ранжиру
|