НЕОБХОДИМОЕ И СЛУЧАЙНОЕ
Более углубленное познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей формы бытия, В самом деле, исследуя открываемые причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер. ' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 546. О том, что необходимость как всеобщее свойство объективной действительности осознается людьми прежде всего как характеристика причинно-следственной связи, свидетельствует практическая деятельность людей, являющаяся основой и конечной целью познания. Практика как определенная сознательная деятельность людей, направленная на изменение предметов природы с целью сделать их пригодными для удовлетворения той или иной потребности общества, с одной стороны, убеждает людей в том, что за определенными действиями наступают не любые, а строго определенные явления, изменения, с другой стороны, сама основывается на этой убежденности. Итак, необходимость сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимого уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но всякие связи, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны,, свойства, по природе присущие исследуемым материальным образованиям. Выявляемые в ходе развития познания необходимые связи часто формируются в науке в виде определенных законов, т. е. осознаются через категорию закона, которая обозначает и отражает общие устойчивые необходимые связи и отношения. Поскольку понятие необходимости формируется на основе дальнейшего исследования причинности, в частности на основе уяснения необходимого характера причинно-следственной связи, некоторые философы и естествоиспытатели отождествляют необходимость с причинностью. Между тем причинность и необходимость представляют собой различные понятия, касающиеся различных сторон действительности. В самом деле, понятие «причинность» отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. Понятие же необходимости отражает неизбежность проявления тех или иных связей и свойств при соответствующих условиях. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т. е- обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Субъективные идеалисты не признают объективного существования необходимости. По их мнению, необходимость является характеристикой сознания, мышления. Отсутствие необходимости в природе доказывал, например, Кант. Согласно его учению, необходимость является формой рассудочной деятельности и привносится в природу, в мир явлений человеком. В виде логической связи выступает необходимость, например, у Маха. Лишь в мире понятий существует необходимость и по мнению английского философа и математика Пирсона. Из логической связи понятий выводит необходимость Гюнтер Якоби. Суть его рассуждений сводится к следующему: существующие во внешнем мире системы и образующие их элементы находятся в состоянии отталкивания. Они лишены какой-либо связующей идентичности, необходимой взаимосвязи. Последняя существует в идентичности системы понятий, через которую мы пытаемся отразить ту или иную систему мира'. Нетрудно заметить, что Якоби в своих рассуждениях о необходимости пересказывает кантианскую точку зрения. Условным постулатом, принимаемым людьми в качестве исходного положения для удобства объяснения мира, объявляет необходимость Я. Гессен. Этому постулату, заявляет Гессен, в природе ничто не соответствует. Природа, рассуждает он, вовсе не обязана вести себя так, как нам удобно2. Если бы исходным положениям, которыми человек руководствуется в процессе познания действительности, ничто не соответствовало в этой действительности, то человек не смог бы объяснить и тем более изменить ни одного явления. Между тем практическая деятельность свидетельствует о том, что представления человека о необходимости тех или иных связей вещей правильно отражают действительное положение, почему и ' См.: Bruno Baron vonFreitag Loringhoff. Zum Problem des Zufalls. «Philosophia Naturalise, Bd. VII, Hf. 2. Postverlagort Mainz, 1962, S. 163. 2 См.: J. Hesse n. Das Kausalprinzip. Augsburg, 1928, S. 228. являются исходными в познании и преобразовании действительности. В отличие от идеалистов, материалисты признают объективное существование необходимости, считают ее одним из всеобщих свойств материальных образований и их связей. Что же касается логической необходимости, то она, по мнению материалистов, является снимком, копией, одним словом, отражением соответствующих сторон и связей внешнего мира. Признавая объективное существование необходимости, материалисты не все признают объективность случайности. Некоторые из них считают, что она выдумана людьми для прикрытия своей неосведомленности в тех или иных вопросах. Когда человек, говорят они, не знает причины какого-нибудь явления, не может объяснить его, он объявляет его случайным. Такую точку зрения на случайность развивали в свое время Демокрит, Спиноза, Гольбах и др. В наше время аналогичного взгляда придерживаются французский философ Анри Берр, немецкий философ Ф. Лерингоф и др. Поскольку, заявляет А. Берр, мы не можем предвидеть наступления того или иного явления, мы склонны считать это явление случайным. «Для того,—продолжает он, — кто знал бы все, случай, как что-то непредвиденное, не существовал бы»1. Следствием ограниченности нашего познания объявляет случайность Ф. Лерингоф. «В рамках нашего человеческого познания..., — пишет он, — категория «случайность» является кратким, преуменьшенным выражением принципиальной ограниченности объяснения явлений»2. Отрицание объективности случайности, как правило, связывается с всеобщностью причинно-следственной связи и ее необходимым характером. Если всякое явление, рассуждают сторонники рассматриваемой точки зрения, имеет свою причину, которая с необходимостью вызывает его к жизни, то все существующие в мире явления необходимы. Случайностей нет и не может быть. Мысль о всеобщности причинной обусловленности явлений и необходимом характере причинно-следственной связи правильна. Но из этого вовсе не следует того, что 1 А. В err. La synthese en histoire. Son Rapport avec la synthese generale. Wouvelle edition. Paris, 1953, pp. 56—57. 2 Bruno Baron von Freitag Loringhoff. Zum Problem des Zufalls, S. 166. все существующие в мире явления необходимы, что нет случайности. Хотя каждое явление необходимо связано с порождающей его причиной, но не это делает его необходимым. Гибель урожая вследствие выпадания града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением, однако это явление не считается необходимым. Не является необходимой также смерть человека, попавшего под автомашину, хотя она — неизбежный результат определенной силы удара, полученного человеком при столкновении с машиной. Необходимость явления обусловливается не необходимым характером причинно-следственной связи, не тем, что оно необходимо следует из своей причины, а необходимостью самой причины. Дело в том, что причины могут быть необходимыми и случайными. В качестве причин явлений, как было указано ранее, выступают взаимодействия между вещами или элементами, образующими одну и ту же вещь. Но вещи или элементы могут встретиться и вступить во взаимодействие в силу своей внутренней природы, как это имеет место, например, со встречей пролетариев и буржуазии на рынке труда, могут встретиться и вступить во взаимодействие случайно, в силу стечения тех или иных обстоятельств. Такими являются, в частности, встреча и взаимодействие града с посевами или столкновение человека с автомашиной. Из внутренней природы растения не следует того, что оно в период цветения или созревания должно вступить во взаимодействие с кусочками льда, так же как не следует и из природы человека необходимости столкновения с автомашиной. И то и другое обусловлено стечением внешних обстоятельств. Деление явлений на необходимые и случайные, таким образом, связано с различением необходимых и случайных причин. Необходимыми являются те явления, которые порождены необходимыми причинами, случайными — те, которые порождены случайными причинами. Связь же этих явлений со своими причинами всегда необходима. Итак, необходимый характер причинно-следственной связи не исключает объективного существования случайности. Случайность является такой же всеобщей формой бытия, как и необходимость. Будучи всеобщей формой бытия, необходимость и случайность существуют не отдельно друг от друга, а в органической связи, являются моментами, сторонами одного и того же явления. Каждое материальное образование представляет собой единство необходимого и случайного. Например, соотношение атомов натрия и хлора в молекуле поваренной соли как 1:1 является необходимым, поскольку оно определяется внутренней природой химических элементов, образующих рассматриваемое вещество. Тот же факт, что данный конкретный атом натрия вступил во взаимодействие именно) с этим атомом хлора и образовал именно данную молекулу, является случайным, обусловлен внешними факторами. Или другой пример: развитие растения из зерна, попавшего в плодородную почву, является необходимым, но то, что зерно оказалось именно в данном месте, является случайным. Случайным будет и то, какие растения оказались по соседству, сколько и какие вредители ему угрожают и т. л. Находясь в органической связи с необходимостью, случайное является формой проявления и дополнения последней. Необходимость пробивает себе путь через толщу случайных отклонений, которые, выражая ее как тенденцию, вносят в конкретный процесс, явление множество новых моментов, не вытекающих из необходимости, но обусловленных внешними обстоятельствами. Например, такая необходимая связь, как зависимость цены товара от стоимости — количества общественно необходимого труда, затраченного на его производство, — проявляется в обменных операциях лишь в виде тенденции, через постоянные отклонения в ту или другую сторону. И эти отклонения, являясь формой выражения зависимости цены товара от его стоимости, дополняют данную необходимую связь, в частности, они выражают и зависимость цены товара от соотношения спроса и предложения, устанавливающегося на рынке, т. е. от конкретных условий, в которых осуществляется купля-продажа товаров. Итак, случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Являясь формой проявления необходимости, случайность не только дополняет ее, но и в процессе движения и развития материального образования может превратиться в необходимое, з необходимое может стать случайным. Например, в условиях первобытного обще- ства господствовало натуральное хозяйство. Каждая община сама производила себе средства существования, которые на основе уравнительного принципа распределялись между членами общины. Все это было неизбежным следствием низкого уровня развития производительных сил, исключающего возможность создания какого-либо излишка материальных благ над непосредственными потребностями производителей. В данных условиях обмен одной продукции на другую был исключительно редким явлением, представлял собой случайность, обусловливался не внутренней природой существующего в то время социального строя, а внешними обстоятельствами. Но впоследствии, по мере дальнейшего развития производительных сил, появляется возможность производить несколько больше, чем это требовалось непосредственному производителю. Вместе с этим обмен одного вида продукции на другой становится все более регулярным, а с появлением частной собственности на средства производства превращается в необходимый момент возникшего на основе разложения первобытнообщинного строя нового экономического строя. Что же касается натурального хозяйства, то оно на определенном этапе исторического развития окончательно изживает себя и становится случайностью. Так в процессе развития случайное превращается в необходимое, а необходимое—в случайное. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА Параллельно движению познания от причинности к необходимости и закону осуществляется также переход к категориям содержания и формы. Он обусловлен тем, что познание не останавливается на выявлении отдельной причинно-следственной связи, а под давлением практики, требующей для своего развития все более и более полного знания предметов внешнего мира, необходимо переходит от одной причинно-следственной связи к другой, от объяснения одного свойства материального образования к другому. По мере накопления знаний о том или ином материальном образовании, по мере объяснения одного за другим его свойств из тех или иных взаимодействий его внутренних сторон возникает необходимость в новой категории, именно в категории «содержание», которая обозначает совокуп- пость всех взаимодействий и вызываемых ими изменений. происходящих в данном материальном образовании. Познавая взаимодействия и обусловленные ими изменения, мы улавливаем и шаг за шагом воспр.оизво-дим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы соединения элементов содержания, относительно устойчивую структуру, в рамках которой осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия, все протекающие в нем процессы. Выявляемая в процессе познания структура исследуемых материальных образований, относительно устойчивая система взаимосвязей их сторон выражается и фиксируется в категории «форма». Говоря о содержании того или иного материального образования, следует подчеркнуть, что к нему относятся как внутренние взаимодействия, так и внешние, как взаимодействия, имеющие место между элементами, образующими материальное образование, так и взаимодействия материального образования с другими окружающими его материальными образованиями. Например, в содержание того или иного живого организма входят не только процессы, протекающие внутри организма, но и все его действия, представляющие собой определенные ответные реакции на воздействия соответствующих факторов внешней среды. Содержание человека как общественного существа составляют не только те процессы, которые протекают в нем как субъекте, но и те, которые связаны с целенаправленным воздействием его на внешний мир и взаимодействием его с другими людьми. Будучи структурой содержания, форма всегда содержательна, а содержание всегда формировано. Это означает, что содержание и форма органически связаны между собой и не существуют друг без друга. Однако это положение некоторыми философами оспаривается. В частности, Аристотель в своих философских воззрениях исходил из возможности раздельного существования содержания и формы, которые лишь при строго определенных условиях соединяются друг с другом, образуя ту или иную конкретную вещь. Признают самостоятельное, отдельное от материи существование формы многие современные буржуазные философы и естествоиспытатели. Например, чистыми формами, ли- шенными какого-либо материального содержания, объявляет «элементарные» частицы современный буржуазный физик Э. Шредингер. «Когда мы подходим к первичным частицам, составляющим материю, — рассуждает он, — то оказывается, что они не представляют собой ничего такого, что составляло бы материю. Они являются, как это и было всегда, чистой формой, ничего кроме формы...» 1. Аналогичную точку зрения развивают Грибнер, Марх и др. Касаясь «элементарных» частиц, Грибнер пишет: «Электрон в действительности есть не более, как структура, образованная из результатов измерения...»2. «Если мы совокупность отношений, принадлежащих какой-то одной частице,—рассуждает м. Марх, выражая эту же самую мысль, — назовем структурой, то мы можем сказать, что электрон, например, в понимании квантовой механики есть не более как структура»3. Но если «элементарные» частицы не представляют ничего такого, что составляло бы материю, если они являются только формами, конструируемыми людьми «по известным математическим и геометрическим законам»4, а в объективной действительности все в конечном счете состоит из «элементарных» частиц, то материя как объективная реальность исчезает, остаются одни чистые, идеальные формы, т. е. сознание. Именно такой вывод делает из своих рассуждений Марх. «Невещественность элементарных частиц, — пишет он, — исключительно важная часть современной физики. И физика идет к тому, что мертвая материя изгоняется из картины мира и заменяется полной жизни игрой форм»5. Идеалистический характер рассматриваемых рассуждений очевиден. В действительности нет и не может быть никаких чистых, освобожденных от грубой материи форм. Всякая форма является структурой того или иного материального^йбразоваяия, вещи, явления. Что касается идеальных форм, создаваемых людьми в процессе развития общественного познания, то они тоже ' Е. Schrodinger. Science and Humanism. Physics in our Times. Cambridge, 1952, p. 21. 2 «Scientia», 1957, № 1, Annua LJ, Series N, S. 4. 3 A. M а г с h. Das neue Denken der modernen Physik. Hamburg, 1957, S. 113. 4 «Scientia», 1957, N 1, Annua IJ. Series N, S. 4. 5 A. March. Das neue Denken der modernen Physik, S. 121. не являются чистыми формами, а заключают в себе определенное содержание, отражающее соответствующие Стороны и связи внешнего мира. В любом материальном образовании, предмете, явлении форма и содержание находятся между собой в органической связи, взаимозависимости.Но в этой взаимозависимости, в этом соотношении они играют неодинаковую poль. Опpeдeляющим является содержaниe, форма возникает под его непосредственным воздействием, под его влиянием. Формируясь под непосредственным воздействием содержания, форма ведет себя не пассивно, а оказывает определенное воздействие на содержание. Воздействие формы на содержание бывает двух видов: она или способствует развитию содержания, или тормозит его. Это зависит от того, соответствует форма содержанию или не соответствует. Когда она соответствует содержанию, она играет положительную роль в его развитии, дает широкий простор ему (развитию). Когда же она не соответствует содержанию, она играет отрицательную роль, сковывает его развитие, тормозит последнее. Почему же форма в одних случаях соответствует содержанию, в других не соответствует ему? Дело в том, что форма по своей природе устойчива, содержание же текуче, изменчиво, представляет собой совокупность процессов, свойственных вещи. В начальный период своего существования форма соответствует вызвавшему ее к жизни содержанию, дает широкий простор его развитию. Содержание развивается быстро и бурно. Но в ходе своего развития содержание достигает такого уровня, когда рамки данной системы связей становятся тесными. Форма начинает сковывать развитие содержания, тормозить его..Появляется несоответствие формы содержанию. В ходе дальнейшего развития содержания это несоответствие становится все более и более резким и рано или поздно приводит к ломке старой формы — относительно устойчивой системы связей — и формированию новой системы связей, новой формы, которая на первых порах соответствует обусловившему ее содержанию, а затем тоже устаревает и заменяется новой, и так без конца. Когда у нас в литературе говорится о сбрасывании или ломке старой формы и установлении новой, имеются в виду, как правило, изменения в форме, приводящие ее в соответствие с развившимся в рамках старой формы содержанием. Получается, что содержание нового материального образования или качественного состояния, возникающего в результате замены старой формы новой, целиком и полностью создается в недрах старого материального образования или качественного состояния, а скачок, в результате которого ломается старая форма и создается новая, представляет собой не качественное изменение содержания, а лишь его переоформление. Но это противоречит действительному положению вещей. В действительности процесс ломки старой формы и возникновения новой является процессом коренного качественного преобразования содержания. В нем одни взаимодействия, процессы ликвидируются, другие возникают, третьи видоизменяются. Например, при переходе от одного экономического уклада или способа производства к другому в результате разрешения противоречия между ушедшими вперед в своем развитии производительными силами (содержанием) и устаревшими производственными отношениями (формой) преобразуется не только форма—производственные отношения между людьми, но и содержание— производительные силы. Так, в процессе перехода от ремесленного, кустарного производства к капиталистической мануфактуре вместе с преобразованием производственных отношений произошли существенные изменения в области производительных сил, обусловившие появление совершенно новой производительной силы, связанной с иной расстановкой людей в процессе производства, с иной организацией труда. Не остаются неизменными производительные силы и в ходе преобразования капиталистических производственных отношений в социалистические, они подвергаются существенной реконструкции. В связи с тем, что здесь целью производства становится не получение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей людей, неизбежно меняется направление деятельности целого ряда предприятий, устанавливается иное соотношение между отдельными отраслями производства, создаются новые, отсутствующие ранее отрасли и т. д. Итак, процесс преобразования старой, несоответствующей развившемуся содержанию формы в новую является в то же время процессом коренного преобразования этого содержания. Выражая данную закономер- ность, В. И. Ленин писал: «...борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания»'. Когда мы рассматриваем вещь с точки зрения ее содержания, она выступает перед нами как целое, как совокупность всех элементов, сторон, ее составляющих, и взаимодействий между ними. Именно в этом суммарном виде содержание соотносится с формой. Но суммарная характеристика содержания по мере дальнейшего развития познания объекта становится недостаточной, возникает потребность в более тщательном исследовании отдельных моментов содержания, отдельных составляющих его элементов, процессов, отношений. Содержание расчленяется на отдельные части, анализ которых приводит к необходимости выявления закономерностей их взаимосвязи друг с другом и с целым. Закономерности взаимосвязи отдельных частей с целым, в которое они входят, отражаются в категориях «целое» и «часть», закономерности же взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях «элемент» и «структура». Частью является предмет (процесс, явление, отношение), входящий в состав другого предмета (процесса, явления, отношения) и выступающий в качестве момента его содержания. Целое представляет собой предмет (процесс, явление, отношение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы, отношения) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Каждое материальное образование представляет собой нечто целое, состоящее из определенных частей. Например, молекула воды как целое состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Каждый атом, входящий в молекулу воды, являясь частью целого, не теряется в этом целом, не сливается с его качеством, а сохраняет свою специфическую качественную определенность, обладает известной обособленностью и самостоятельностью, что позволяет ему занимать в целом строго определенное место и играть строго определенную роль. Молекула, таким образом, представляет собой расчлененное целое, включающее в себя определенные части, имеющие свое специфическое содержание. Но их ' В. И Ленин. Полн. собр. соч., т 29, стр. 203. специфическое содержание, их специфическая роль в целом определяется не только их специфической природой, но и общей природой целого. Поэтому они в этой своей специфической роли выступают не сами по себе, а как части целого. С другой стороны, общая природа целого, в нашем случае молекулы, зависит от специфической природы составляющих его частей, в частности атомов. Взаимосвязь целого и части, выражающаяся в зависимости качества целого от специфической природы составляющих его частей и качеств частей от специфической природы целого, является следствием определенной взаимосвязи частей в целом, образующей структуру целого. Именно взаимосвязь тех или иных элементов обусловливает возникновение целого и превращение их в составные части последнего. Без структуры нет целого. Она является главным условием существования целого. Понятие «структура» обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие «элементы» обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие «элемент» и «часть» не тождественны. Элементы выявляют свое специфическое содержание в соотношении со структурой, с определенной системой связи, устанавливающейся между ними. Обладая определенной самостоятельностью и качественной обособленностью, элементы существенным образом отличаются от связи, в которой они состоят между собой. Специфическое же содержание частей выявляется не в отношении со связью, существующей между ними, а в соотношении с целым. А если это так, то они не могут противопоставляться связям, составляющим структуру целого, ибо последние сами являются частями целого. Отсюда следует, что понятие «часть» шире понятия «элемент». Частями целого являются не только элементы, находящиеся между собой в известной взаимосвязи, но и сами взаимосвязи между элементами, т. е. структура. Указывая на то, что структура представляет собой способ связи частей (элементов) в рамках той или иной целостной системы, мы по сути дела отождествляем понятие «структура» с понятием «форма», по это неизбежно и вполне естественно, ибо оно возникло на базе даль- нейшего развития указанного понятия и представляет собой его конкретизацию. Являясь конкретизацией категории формы, понятие «структура», однако, выражает не только закономерности взаимосвязи содержания и формы, когда оно выступает в соотношении с категорией «содержание», но и закономерности взаимосвязи элементов содержания между собой, когда оно выступает в соотношении с понятием «элемент». Эта последняя взаимосвязь, в частности, характеризуется тем, что каждый элемент, будучи качественно обособленным, имея определенную самостоятельность, относительную независимость в рамках целого, существенным образом зависит от других элементов, составляющих данное целое, от характера связи с ними. Этими связями в известной степени определяется его место, роль и значение в целом, его качественные и количественные характеристики. С другой стороны, сама связь между элементами зависит от их природы, от их качественных и количественных характеристик. Например, отношения, складывающиеся между супругами, а также между родителями и детьми в семье, существенным образом зависят от качественных характеристик вступающих в эти отношения людей, с другой стороны, качественные черты этих людей во многом зависят от существующих отношений в семье. Их формирование, направление изменений в значительной степени определяются указанными отношениями. Итак, свойства элементов зависят от структуры того целого, которое они образуют, а структура этого целого зависит от составляющих его элементов, их природы и количества. Другими словами, элементы, на которые расчленяется тот или иной предмет, и свойственная этому предмету структура — способ связи элементов — находятся между собой в необходимой взаимозависимости, в диалектическом единстве.
|