Студопедия — ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ






Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

 

Учебной и научной литературы

 

 

WWW.I-U.RU

 

ББК 87.3 Г27

РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Редколлегия серии:

акад. Я. Н. ФЕДОСЕЕВ (председатель), д-р филос. наук В. В. СОКОЛОВ (зам. председателя), канд. филос. наук В. А. ЖУЧКОВ (ученый сек­ретарь), д-р филос. наук А. И. ВОЛОДИН, д-р филос. наук П. П. ГАЙ-ДЕНКО, д-р филос. наук А. В. ГУЛЫГА, чл.-кор. АН СССР Д. А.КЕРИМОВ, д-р филос. наук М. А. КИССЕЛЬ, чл.-кор. АН СССР Я. И. ЛАПИН, Л. В. ЛИТВИНОВА, зав. редакцией (изд-во «Мысль»), д-р филос. наук Г. Г. МАЙОРОВ, д-р филос. наук И. С. НАРСКИЙ, акад. Т. И. ОЙЗЕРМАН, д-р филос. наук В. Ф. ПУСТАРНАКОВ, д-р филос. наук М. Т. СТЕПАНЯНЦ, д-р филос. наук А. Л. СУББОТИН, канд. филос. наук В. Е. ЧЕРТИХИН, зам. гл. редактора (изд-во «Мысль»)

Редакторы и составители тома Д. А. КЕРИМОВ и В. С. ВЕРСЕСЯНЦ

Автор вступительной статьи и примечаний В. С. НЕРСЕСЯНЦ

Перевод с немецкого Б. Г. СТОЛПНЕРА и М. И. ЛЕВИНОЙ

ISBN 5-244-00384-4 © Издательство «Мысль». 1990

 

 

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяет­ся даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О госу­дарстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиа­велли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спи­нозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. После­дующая — вплоть до современности — историческая судь­ба этого гегелевского произведения убедительно продемон­стрировала его непреходящее значение.

«Философия права» представляет собой синтез фило­софских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий.

Вопросы общества, политики, государства, права, зако­нодательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788—1793) он занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии (и прежде всего взглядов Платона, Аристотеля, Руссо, Канта, представи­телей французского и немецкого Просвещения), итогов всемирной политической истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов французской революции и т. д.) Это нашло отражение в таких его ранних работах, как «Народ­ная религия и христианство» (1792—1795), «Позитивность христианской религии» (1795—1796), письма к Шел­лингу (Бернский период), «Первая программа системы не­мецкого идеализма» (1796), «О внутренних отношениях в Вюртемберге» (1798) и др.

Большое влияние на взгляды Гегеля оказала Француз­ская революция — главное всемирно-историческое собы­тие той эпохи. Антифеодальный и антидеспотический

[3]

характер этой революции, ее первые шаги, идеи 1789 г. вызвали восторг и восхищение молодого Гегеля. Вместе с тем для него характерно уже в эти годы резко отрицатель­ное отношение к последующим этапам развития француз­ской революции, к якобинскому террору. Такой подход к французской революции в принципе характерен для Гегеля и в последующие годы.

Политико-правовой проблематике была посвящена пер­вая публикация Гегеля в 1798 г.— перевод и комментарии к работе швейцарского адвоката Ж. Карта, представлявшей собой критику бернской олигархии[1]. В своих коммента­риях молодой Гегель остро критикует деспотический про­извол и беззаконие в деятельности бернских властей, форму правления, не основанную на конституции, прин­ципе разделения властей, гражданских законах.

Ряд существенных аспектов гегелевской концепции философии государства и права разработан в сочинениях «Конституция Германии» (1798—1802)[2] и «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о пози­тивном праве» (1802—1803)[3].

В «Системе нравственности» (1802—1803)[4] тематика будущей гегелевской философии права раскрывается в процессе философского исследования понятия нравствен­ности, которое трактуется как синтез своих составных моментов (абстрактной личности, семьи, морали).

Поиски места философско-правовой тематики в рамках философской системы отражены в произведении «Йенская реальная философия» (1805—1806)[5], где политико-право­вые проблемы отнесены к разделу «Философия духа» и освещаются в рубриках: «Субъективный дух» (проблема воли), «Действительный дух» (вопросы договора, преступ­ления и наказания, закона), «Конституция» (сословный строй общества, правительство, государство и церковь). В разделе о духе исследуется «нравственность» (вся со­циальная и политико-правовая тематика, которая отраже­на в «Феноменологии духа» (1807))[6].

[4]

Существенное значение для формирования гегелевской концепции философии права имели как содержащиеся в «Феноменологии духа» положения о роли и месте поня­тия в методологии гегелевской философии, так и развитие их в «Науке логики» (1812—1816), где содержится обос­нование диалектики в качестве универсального и абсолют­ного метода познания, раскрывается логика спекулятив­ного подхода в виде диалектического постижения противо­положностей в их единстве, освещается процесс диалекти­ческого движения понятия, его имманентного развития, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д.[7] Эти методологические положения лежат в основе гегелевской разработки понятия права в рамках философии права как составной части философской системы и особой фило­софской дисциплины.

Большой круг проблем общества, государства, поли­тики и права освещен в ряде других произведений Гегеля: в «Философской пропедевтике» (1808—1811)[8], «Отчетах сословного собрания королевства Вюртемберг» (1817)[9]. Тематически они предвосхищают то, что в более сжатом виде изложено в соответствующих разделах последующей «Философии права».

В почти завершенном виде основные идеи и положения гегелевского философского учения об обществе, государ­стве и праве содержатся в «Философии духа» — третьей части «Энциклопедии философских наук» (1817). Здесь раздел «Объективный дух» (право, моральность, нравст­венность), расположенный между разделами о субъектив­ном духе и абсолютном духе, фактически представляет собой сжатый энциклопедический вариант уже по сущест­ву сформировавшейся концепции философии права[10].

Различные лекционные варианты философии права Гегеля сохранились в записях студентов, когда в качестве профессора Гейдельбергского университета в 1817/18 го­ду философ прочел курс лекций под названием «Естест­венное право и наука о государстве», а с переходом в 1818 г. в Берлинский университет читал курс лекций под различными наименованиями: «Основания естествен-

[5]

ного права и науки о государстве», «Естественное и госу­дарственное право или философия права» на протяжении ряда лет до конца жизни. Как «руководство к лекциям по философии права»[11]. Гегель характеризует и саму «Фило­софию права» — итог многолетних неустанных исследо­ваний.

Философско-правовая проблематика остается в центре внимания Гегеля и после выхода в свет «Философии права». Об этом свидетельствуют его заметки к тексту изданной книги, лекции по данному предмету, последняя была прочитана 11 ноября 1831 г., т. е. за три дня до смерти философа, которая последовала 14 ноября 1831 г.

Многие проблемы философско-правового профиля осве­щались Гегелем и в ряде других лекционных курсов, в частности в лекциях по истории философии, эстетике, философии религии и философии истории. Примечательно, что вся всемирная история трактуется им под философско-правовым углом зрения — как прогресс в сознании свободы и ее объективации в политико-правовых формах и инсти­тутах[12].

Для стойкого интереса Гегеля к политико-правовой проблематике весьма знаменательно, что и первое сочине­ние философа и последнее — «Английский билль о рефор­ме 1831 г.» были посвящены политической тематике.

В «Философии права» в концептуально-концентриро­ванной форме отражены достижения гегелевской философ­ской мысли в области социальных, политических и пра­вовых проблем, сильные и слабые моменты его диалектики в области политики.

* * *

«Философия права», представляющая собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, яв­ляется «частью философии» [13], а именно той частью, кото­рая принадлежит философии объективного духа.

В «Философии права» как составной части системы гегелевской философии[14] развитие объективного духа

[6]

дается через раскрытие диалектического движения поня­тия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравствен­ности (семье, гражданскому обществу и государству).

В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух — это этап в самопознании, и именно поэтому об­щество, государство, право и все относящееся к сфере объ­ективного духа в «Философии права» исследуется и трак­туется с позиции абсолютного духа (т. е. с философской точки зрения).

В утверждении о том, что со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссы­лается на анализ всего предшествующего развития духа, философия права в качестве части философии имеет «опре­деленную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называе­мое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует при­нимать как данное»[15].

Гегель, располагая таким дедуктивно полученным по­нятием права в соответствии с основными посылками своей диалектики, прослеживает осуществление этого по­нятия в действительности. Поскольку же осуществление, реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, постольку предметом гегелевской философии права оказывается идея права. «Философская наука о праве,— отмечает Гегель,— имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление»[16]. Идея права, кото­рая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, раз­вертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность — объективация форм права и свободы.

Понятия права и свободы, как исходные моменты и со­держание объективного духа, подготовлены в недрах и ходе развития субъективного духа — в этом смысл гегелевской отсылки к предшествующим разделам своей системы фило­софии. Целостное освещение различных ступеней духа дано Гегелем в «Философии духа». Субстанция, сущность духа есть, по Гегелю, свобода. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему дру­гому он еще не свободен; это, по Гегелю, означает, что

[7]

субъективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен не только в себе, но и для себя — это объек­тивный дух, тут свобода приобретает впервые форму объек­тивной, реальности, форму наличного бытия. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и приобретает внешнюю реальность своей свободы: «...объективность духа входит в свои права»[17].

Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получае­мого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент саморазвиваю­щегося понятия права, так и система наличных опреде­лений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления,— отмечает Гегель,— есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятием [18].

Свою концепцию философии права Гегель разрабатыва­ет и трактует именно как философскую науку о праве, от­личную от юриспруденции, которая, занимаясь позитив­ным правом (законодательством), имеет дело, по его харак­теристике, лишь с противоречиями[19]. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его по­нятие, диалектика которого и раскрывается в «Философии права»[20]. Этой понятийной трактовкой права «Философия права», содержащая систему объективных формообразо­ваний, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному, отличается от всех других произведений Гегеля, где в той или иной мере и форме также затрагивается тематика права и объективного духа.

Так, в «Феноменологии духа», где освещается нравст­венность (право, мораль, государство, война и т.д.), нет понятийного рассмотрения затрагиваемых объектов, но

[8]

есть лишь путь являющегося и развивающегося сознания в направлении к понятию, тогда как в научной системе философии (начиная с «Науки логики» и включая «Фило­софию права») речь идет именно о диалектическом дви­жении понятия.

В «Феноменологии духа» Гегель показывает «путь» по­стижения духом своего понятия; дальнейшее развертыва­ние духа есть собственно философская наука в ее гегелев­ском понимании. Итак, значение всей «Феноменологии духа» в ее отношении к системе гегелевской философии состоит в обосновании понятия как специфического инст­румента философского анализа. Без уяснения особого смысла категории «понятие» вообще невозможно понять ни один из разделов гегелевской системы философии, в том числе и «философию права».

Продолжая намеченное в «Феноменологии духа», Ге­гель в «Науке логики» освещает абсолютный метод позна­ния, раскрывает диалектическое движение понятия. На этом пути философия, по мысли Гегеля, предстает как объективная, показательная наука. Хотя в «Науке логики» речь идет о диалектике понятия вообще (а не понятия права), однако это произведение имеет не только специаль­ный логико-философский, гносеологический, но и общесо­циальный смысл. Суть дела, конечно, не в отдельных про­ницательных и исторически прогрессивных суждениях по политико-правовым вопросам, содержащихся в этой работе. В обоснованной здесь концепции диалектического развития резюмированы воззрения не только Гегеля-философа, но и Гегеля-исследователя социально-политической, право­вой, этической и исторической проблематики. Разрабаты­вая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи един­ства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изоб­ражение, подчеркивает Гегель, есть «всеобщий способ, в котором все отдельные способы сняты и заключены»[21]. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что ни один объект (в том числе государственно-право­вая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

Философия, поясняет Гегель в «Науке логики», есть «наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ наивысший — понятие»[22]. Абсолютная идея

[9]

как «единственный предмет и содержание философии» имеет «разные формообразования», по Гегелю, и философ­ское постижение «самоопределения и обособления» абсо­лютной идеи — «задача отдельных философских наук»[23]. Такой «отдельной философской наукой» является наряду с «философией истории», «философией религии», «исто­рией философии» и т. д. также и «философия права».

Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право, политика и т. д.) предпола­гает реализацию принципов, моделей и правил его диалек­тики в данной предметной области исследования, поскольку «сам метод расширяется в систему» [24]. Несмотря на специфику и особенности объектов рассмотрения, «осо­бенные философские науки», в том числе и философия права, не имеют, по Гегелю, своих специфических методов исследования.

Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопреде­ляет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а конструирует, создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппа­рату метода. Собственно тождество предмета и метода (от исходного момента до развертывания в целостную систему) гегелевской философии права означает равенство их поня­тийного содержания.

Специфическая диалектика политико-правовой сферы и гегелевской философии права проявляется окольным путем. То, что Гегелем обозначается в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со своим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из кото­рого сознательно исходит Гегель, в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформирует­ся и приобретает иные, новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала, спе­цифическим содержанием и собственной логикой предмета рассмотрения. Очевидно, что без подобной трансформации, добавляющей нечто новое, специфическое к «духу логики», без своеобразной «политизации» логики гегелевская фило­софия права представляла бы интерес лишь для логики, но не для наук о государстве, праве, политике. Вся гегелев-

[10]

екая работа по диалектико-логической конструкции мира объективного духа (развитие идеи права, развертывание понятия права в мир права) сопровождается социально-политической и этически значимой трансформацией при­меняемого Гегелем понятийного аппарата диалектического исследования.

В процессе обоснования Гегелем исторически опреде­ленных и конкретных политико-правовых взглядов в «Фи­лософии права» обнаруживаются политический смысл и значение самой диалектики в ее применении к проблема­тике государства, права. Это политическое значение диа­лектики есть то принципиально новое, что мы узнаем о ней в «Философии права» по сравнению с «Наукой логики».

Представляется поэтому правомерным выделить в структуре политико-правового содержания гегелевской философии права два компонента: а) конкретно-истори­ческий компонент — исторически конкретные политичес­кие и правовые взгляды, развитые Гегелем в «Философии права», и б) теоретический компонент — совокупность по­литически значимых концептуальных положений, выте­кающих из гегелевского применения диалектики к сфере политики.

В области философии права диалектический метод раз­вертывается в систему теоретических конструкций, с по­мощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды. Для самого Гегеля конкретно-истори­ческий и теоретический элементы структуры политичес­кого содержания «Философии права» даны в неразрывном тождестве, т. е. применение понятийного аппарата диалек­тики тождественно развитию и выражению определенной социальной и политико-правовой позиции. Однако для су­щества дела — понимания и трактовки проблем личности, общества, государства, права, свободы — способ подхода далеко не безразличен, что обнаруживается в дополнитель­ном (к конкретно-историческим взглядам) политическом и этическом значении гегелевских теоретических конструк­ций и возможных отсюда выводах.

Так, исторически конкретные и определенные взгляды на общество, государство и право, развитые в «Философии права», свидетельствуют со всей очевидностью о буржуаз­ном характере социально-политической позиции Гегеля. Однако сами по себе исторически конкретные политичес­кие и правовые взгляды, разделяемые и обосновываемые Гегелем в «Философии права», не являлись, конечно, его логико-философским изобретением и в те времена были

[11]

широко известны хотя бы по практическому и теорети­ческому опыту французов и англичан.

Специфика политико-правового содержания доктрины Гегеля обусловлена его трактовкой диалектики в сфере объективного духа. Сам Гегель, говоря о своеобразии собст­венного философского рассмотрения проблем права и госу­дарства, в «Философии права» акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «Мысля идею государства,— подчерки­вает он,— надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действи­тельного Бога»[25].

В «Философии права» отчетливо видно, как кажущийся первоначально политически нейтральным понятийный аппарат все более наполняется политико-этическим смыс­лом, обозначая определенную политическую и этическую позицию. Понятие права самоуглубляется и движется от абстрактного к наивысшему, т. е. к конкретно истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные «снимаются». В плане политических и этических резуль­татов гегелевского применения диалектики это означает превращение процедуры и схемы движения понятия права в табель о политических рангах субъектов общественной и государственно-правовой жизни. В логико-диалектических формах и процедурах конкретизации понятия в геге­левской философии права решаются политические судьбы. Личность, семья, общество, государство — это не только последовательность предметов исследования, но и шкала их реальной ценности, объективной значимости в диалек­тически иерархизированной политической и правовой жизни.

Теоретические конструкции гегелевской философии права — концепция разумной действительности, понима­ние и изображение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целост­ного) над его составными частями и абстрактными момен­тами, методология и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в ирархический ряд прав, трактовка государства как истины и цели всего объективно-духов­ного развития и т. п.— несут весьма существенную, поли­тически значимую нагрузку во всей гегелевской филосо­фии права. С этими конструкциями связаны, в частности,

[12]

различные аспекты антидемократичности, антииндивидуа­лизма, конформизма, некритичности, свойственные геге­левской диалектике в сфере политики.

Для Гегеля задача философии вообще — постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум. В соответствии с этим и задачу философии права философ видит в том, чтобы «постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. В качестве философского сочинения она должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государ­ство таким, каким оно должно быть', содержащееся в нем поучение не может быть направлено на то, чтобы поучать государство, каким ему следует быть; его цель лишь по­казать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано»[26].

В учении об объективном духе основополагающая для гегелевской философии идея тождества мышления и бытия преломляется в тезис о тождестве разумного и действи­тельного: «Что разумно, то действительно; и что действи­тельно, то разумно» [27].

Анализируя это знаменитое положение из Предисловия к гегелевской «Философии права», Ф. Энгельс отмечал, что ни одно другое философское положение «не было предме­том такой признательности со стороны близоруких прави­тельств и такого гнева со стороны не менее близоруких либералов...»[28]. В этом положении видели оправдание дес­потизма и произвола, философское освящение существо­вавших в тогдашней Пруссии отношений, норм и инсти­тутов, раболепие перед власть имущими и прочие «грехи», связанные с апологией сложившегося порядка с прису­щими ему недостатками.

Отвергая подобные оценки и интерпретации, Ф. Энгельс писал: «Таким образом, это гегелевское положение благо­даря самой гегелевской диалектике превращается в свою противоположность: все действительное в области челове­ческой истории становится со временем неразумным, оно, следовательно, неразумно уже по самой своей природе, заранее обременено неразумностью; а все, что есть в чело­веческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно су­ществующей кажущейся действительности. По всем пра­вилам гегелевского метода мышления тезис о разумности

[13]

всего действительного превращается в другой тезис: до­стойно гибели все то, что существует»[29].

Известно, что «действительность», согласно Гегелю,— это не просто «существование», а такое существование, ко­торое обладает свойством необходимости (и, следовательно, также и разумности), что действительность — это единство сущности и существования. В очередном издании своей «Энциклопедии философских наук», появившемся после публикации «Философии права», Гегель счел необходи­мым специально остановиться на вызвавшем большие споры положении о разумности действительности и под­черкнуть различие между действительностью и существо­ванием. Он, в частности, писал: «Когда я говорил о дейст­вительности, то в обязанность критиков входило подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так как в подробно написанной «Логике» я рассматриваю также и действительность и отличаю ее не только от случайного, которое ведь тоже обладает существованием, но также и от наличного бытия, существования и других определе­ний»[30].

Большой интерес представляют записи и свидетельства по данному вопросу слушателей гегелевских лекций по философии права. Г. Гейне, бывший в молодые годы сту­дентом Гегеля и слушавший его лекции по философии права, сообщает, что в связи с как-то высказанным им Гегелю недовольством по поводу слов о том, что «все, что есть, разумно», философ улыбнулся и заметил, что это могло бы звучать и так: «Все, что разумно, должно быть»[31]. Раньше полагали, что у Гейне речь идет скорее о его соб­ственной революционной интерпретации гегелевского по­ложения, нежели о реально имевшем место случае и факте. Однако новые публикации подтвердили достоверность информации Гейне[32]: в ряде лекционных записей знамени­тое положение Гегеля выражено прямо «по Гейне» или близко к той интерпретации, которую давал Ф. Энгельс[33].

[14]

Интересная формулировка встречается в лекционных записях, относящихся к 1819/20 учебному году: «Что действительно, то разумно. Но не все, что существует действительно...»[34]

Эти и некоторые другие положения, содержащиеся в гегелевских лекциях, но не попавшие в текст «Филосо­фии права», свидетельствуют о том, что Гегель затрагивал и некоторые революционно-критические аспекты диалек­тики и в кругу своих студентов формулировал порой довольно радикальные положения и выводы[35].

* * *

Своеобразие философии права Гегеля наряду с прин­ципиальными особенностями его диалектического метода во многом обусловлено и той спецификой, которая при­суща его концепции и правопонимания.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Сво­бода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное опре­деление воли. В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философий отли­чаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два способа — теоретический и практиче­ский — одной и той же способности мышления.

Понятие «право» употребляется в гегелевской фило­софии права в следующих основных значениях: I) право как свобода (идея права), II) право как определенная ступень и форма свободы (особое право), III) право как закон (позитивное право).

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выра-

[15]

жают единый смысл; в этом отношении гегелевская фило­софия права могла бы называться «философией свободы». Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диа­лектику свободной воли.

II. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идей свободы и, следовательно, конкретизации понятия права есть определенное наличное бытие свободы (свобод­ной воли), а значит, и особое право. Подобная характе­ристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны истори­чески и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчи­нены и могут вступать во взаимные коллизии. Последую­щее «особое право», диалектически «снимающее» преды­дущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» пер­вичнее и сильнее более абстрактного.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право госу­дарства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следо­вательно, в актуальной или потенциальной коллизии, по­стольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон', посредством этого опре­деления право есть вообще позитивное право»[36].

Превращение права в себе в закон путем законода­тельства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стре­мится в своей конструкции исключить их противопостав­ление. Как крупное недоразумение расценивает он превра­щение различия между естественным или философским

[16]

правом и позитивным правом в противоположность и про­тиворечие между ними[37].

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. Однако в гегелевской филосо­фии права речь идет не о противопоставлении права и за­кона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права на разных ступенях его конкрети­зации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права,— подчеркивает он,— является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»[38]. По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права разумно. Закон (по понятию) — это конкретная форма выражения права. От­стаивая такой правовой закон (законы права), Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, антиправо­вое законодательство, т. е. позитивное право, не соответст­вующее понятию права вообще.

Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различе­ния права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права[39]. Напротив, Гегель стре­мится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различения права и закона.

Поскольку предметом гегелевского философского рас­смотрения является лишь идеальное, постольку право и закон как развитые формообразования объективного духа едины по своей идеальной природе. Имея дело в философии права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (т. е. соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского анализа все остальные случаи и ситуации соотношения права и за­кона как еще не достигшего идеи свободы. Иначе говоря, вне гегелевской философии права остаются центральная

[17]

тема, излюбленные мотивы и основной пафос прежних естественноправовых доктрин.

Признавая заслугу Монтескье в выделении историчес­кого элемента в положительном праве, Гегель вслед за ним утверждает, что в законах отражаются национальный ха­рактер данного народа, ступень его исторического разви­тия, естественные условия его жизни. Но Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от фи­лософского способа рассмотрения, находятся вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущ­ности. Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концеп­ции философское значение лишь тогда, когда он раскры­вается как момент развития философского понятия.

С этих позиций Гегель резко критикует взгляды теоре­тиков исторической школы права и защитника реставра­торских идей К. фон Галлера, отмечая отсутствие у них точки зрения разума.

В гегелевском учении тремя главными формообразо­ваниями свободной воли и соответственно тремя основ­ными уровнями развития понятия права являются: абст­рактное право, мораль и нравственность. Учение об абст­рактном праве включает в себя проблематику собствен­ности, договора и неправды; учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравст­венности — семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это — право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных опреде­лений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является фор­мальная правовая заповедь: «...будь лицом и уважай других в качестве лиц» [40].

Свою реализацию свобода личности, прежде всего, на­ходит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди

[18]

равны именно как свободные личности, равны в их одина­ковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. С этих позиций он критикует как проект идеального государства Платона, так и различ­ного рода иные требования обобществления имущества и установления фактического равенства. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспо­собности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. «В природе вещей,— отмечает Ге­гель, — заключается, что раб имеет абсолютное право осво­бодиться...»[41]

Необходимым моментом в осуществлении разума яв­ляется, по Гегелю, договор, в котором друг другу противо­стоят самостоятельные лица — владельцы частной собст­венности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные версии договорной теории государства. Договор исходит из произвола отдельных лиц. Всеобщее же, пред­ставленное в нравственности и государстве, не есть ре­зультат произвола объединенных в государство лиц. «При­внесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности, вообще, в государственное отноше­ние привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности»[42].

Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).

Преступление — это сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности. Снятие преступления чере







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 855. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия