Студопедия — Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 1 страница






Предисловие ко II части

Теория эстрадного искусства в современный период полна многих нерешённых проблем. До сих пор не утихают споры относительно эстетической самостоятельности эстрадного искусства: является ли она новой музой или же соединяет на подмостках произведения разных видов искусства. Сложной проблемой выглядит соотношение авторского и исполнительского начал на эстраде. Не изучены особенности зрительского восприятия эстрадного представления. Это приводит к отождествлению двух фигур: артиста, который представляется аудитории творцом исполняемых им произведений, причём даже в тех случаях, когда аудитории заранее известно, что это не так, и самого автора. Эстрадные представления способны поставить в тупик даже самого искушённого в эстетических вопросах человека.

Наряду с этими эстетическими и психологическими проблемами теории эстрадного искусства весьма актуальными выглядят сегодня вопросы его общественного функционирования. Демократическое развитие России внесло решительные перемены в бытование эстрадного искусства, в особенности музыкальных его жанров. Появление и широкое распространение таких технических средств, как приборы лазерного, цветового эффекта, дымовые завесы, стереозвучание, оказалось могучим ускорителем в деле трансформации произведений эстрадного искусства в современные шоу-программы.

Современные телевизионные средства распространения эстрадных программ совершили подлинный переворот не только в характере функционирования шоу-искусства, но и создали предпосылки для преимущественного развития отдельных жанров, а также бытования художественной культуры в целом. В нынешних условиях произведения эстрадного искусства (или, как их нередко именуют в социологических трудах, «художественный продукт») функционируют («потребляются») в основном в форме телевизионных и технических репродукций. Искусствоведы справедливо отмечают, что при этих условиях теряется значительная часть художественных достоинств каждого эстрадного произведения, однако компенсацией этих потерь становится небывалая широта распространения и удобства «потребления» продуктов эстрадного искусства в учреждениях культуры и искусств.

Телевидение и технические средства оказались в наиболее тесном альянсе с эстрадным искусством, которое изначально рассчитано на массовую аудиторию. В связи с этим обстоятельством эстрадное искусство в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа обрело фактически безграничные возможности.

Большая популярность и широкое распространение эстрадного искусства в нашей стране, его влияние на эстетическое развитие населения требуют постоянного совершенствования деятельности специалистов учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Деятельность специалистов этих учреждений многопланова. Они выступают во многих профессиональных ролях: организатора, педагога, воспитателя, просветителя, руководя творческим процессом и создавая или оригинальный эстрадный коллектив, обладающий творческими возможностями в конкретной деятельности, или оказывая влияние на формирование эстетической культуры и нравственных устоев участников различных форм социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, а также их вкусов и интересов.

Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность – процессы направленного воздействия, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Но нельзя забывать, что это сугубо творческие процессы. Их невозможно запрограммировать: от умелого управления ими в решающей степени зависит качество эстрадных программ.

В связи с переходом к рыночным отношениям резко сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры, в том числе и на эстрадное искусство. Вопрос о коммерческой стороне этого вида искусства тесно связан с деятельностью учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, способных обеспечить его функционирование.

В настоящее время существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. В свою очередь, затраты на них дают обществу не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект.

В связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год уменьшаются, растёт доля вклада на поддержание обозначенной нами деятельности из собственных заработанных средств учреждений культуры.

Вхождение эстрадного искусства, в частности его произведений как художественных продуктов, в структуру современной культуры зависит от учёта ряда специфических характеристик. Во-первых, происходит переоценка ценностных ориентаций личности, поскольку нарастает интерес к национальным культурам и этническим традициям, а также усиливается тенденция перехода от массовых форм к групповым – студиям, любительским клубам, объединениям по интересам. Во-вторых, несмотря на расширение коммерческих услуг техническая оснащённость труда в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа остаётся на том же уровне. В-третьих, более половины специалистов этих учреждений – люди с высшим и средним специальным образованием, причём значительную их часть составляют женщины, что, безусловно, влияет на становление искусства в этой сфере.

Следовательно, в деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа существуют два вектора – коммерческий и творческий. Это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы эстрадного искусства в социально-культурных и культурно-досуговых программах подходят под определение «коммерческие» и «благотворительные».

В настоящее время в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игрового и шоу-бизнеса, эстрады и т.д. Многие традиционно бюджетные учреждения социально-культурной сферы в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты.

Специфика деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа позволяет исходить из ряда принципиальных положений, реально определяющих развитие эстрадного искусства. К ним относятся: приоритетность бюджетного обеспечения отрасли культуры специфическими средствами; широкое вовлечение общественных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании эстрадного искусства; рациональное сочетание государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных и культурно-досуговых программ и усилий, направленных на сохранение и развитие национального культурного достояния, и одновременное расширение форм, отвечающих интересам, моде, предпочтениям различных слоёв общества.

С теоретической точки зрения эстрадное искусство отличается постановкой номера как главного звена программы; жанровой разновидностью форм; актуальностью и злободневностью содержания; театрализованной зрелищностью и оригинальностью исполнения; эмоциональной активизацией зрителей. Сущность эстрадного номера как малой жанровой формы исполнительского творчества, заключается в художественно-концентрированном воплощении в завершённом смысловом и временном контексте идеи или мысли.

Возможностью показать эстрадный номер в необычных условиях, с использованием различных выразительных средств обладают учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа в самых отдалённых уголках нашей страны. Поэтому необходимо сделать попытку рассмотреть теоретические основы эстрадного искусства именно в сфере социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.


Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства

 

Глава 19. Социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры – основные сферы функционирования эстрадного искусства

 

Развитие культуры в нашей стране базируется на основе деятельности институтов, учреждений, предприятий, фирм, акционерных обществ, фондов, осуществляющих производство, хранение, распространение, организацию, потребление культурных ценностей и услуг и создающих необходимые условия для многообразных досуговых занятий и творчества конкретной личности.

Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни, предопределили возникновение уникальной социокультурной ситуации, конкретные проявления которой, в свою очередь, объективно влияют на процесс формирования культуры населения.

Сформированная в условиях приоритета государственной сети учреждений культуры прежняя система «культурного обслуживания», основной задачей которой было транслирование «на места» фактически унифицированных культурных ценностей, жёсткое нормирование культурно-досуговой деятельности людей, не оправдала себя[1].

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Прежде всего в связи с появлением социально-культурной инфраструктуры стали более точно просматриваться границы культурно-досуговой инфраструктуры. Это разделение существенным образом повлияло на духовную жизнь общества, заметно увеличился набор социально значимых культурных ценностей и услуг. Важнейшим логическим исходным принципом диалектики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности является органическое единство идеалов, ценностных ориентаций общества, целей, способов управления развитием культуры.

Сегодня досуг из функционального придатка производственной сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала каждой личности или коллектива. Появилось новое понятие – «корпоративная культура».

В научной литературе разработаны различные концепции и образцы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, появление которых во многом обусловлено действием механизмов свободного проявления культуры многочисленных субъектов в соответствующих культурных инфраструктурах общества.

Возникновение на общественной арене нового многоликого, противоречивого, не поддающегося прежним методам управления культурного субъекта значительно усложнило и функционирование феноменов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Возникла реальная возможность перехода от субъект-объектных отношений в сфере культуры и искусства к субъект-субъектным. Возросла общественная потребность в создании максимального количества зон социальной и культурной активности субъектов. Это нашло своё отражение, в том числе, и в появлении множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций социально-культурной инфраструктуры, что позволяет расширить диапазон содержания, форм и видов занятий и действий, а также обеспечивающих их технологий; не менее важным является появление нового механизма хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями, включающего элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, кооперативов, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм деятельности, основанных на частной собственности, и многое другое[2].

Сегодня можно условно, для удобства анализа различий социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, принять во внимание классификацию существующих в этой сфере двух типов структур: Министерство культуры РФ ежегодно выпускают статистические материалы о своей работе под названием «Учреждения культурно-досугового типа», куда включены все учреждения культуры и искусства.

• Учреждения, обеспечивающие непосредственные контакты между населением и искусством: театрально-зрелищные предприятия (театры, концертные организации, цирки, кинотеатры), библиотеки, парки, клубные учреждения, музеи, выставочные залы, дискотеки, комплексные учреждения культурно-досугового обслуживания (культурно-досуговые центры, культурно-спортивные центры и т.п.).

• Учреждения культурно-досугового типа, связанные с созданием культурных ценностей: творческие союзы и общества, киностудии, творческие объединения и т.п.

• Предприятия, ведающие преимущественно тиражированием и распространением художественных ценностей: издательства и типографии, теле- и радиостудии, книготорговые, кинопрокатные предприятия, предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием и обеспечением художественной деятельности.

• Предприятия, обеспечивающие связь сферы культуры с иными сферами с целью управления и ресурсного обеспечения сферы культуры: государственные и другие органы управления культурой, в том числе профсоюзные и ведомственные, фонды культуры и другие общественные органы, способствующие организации культурной деятельности.

Кроме этого, есть виды культурной деятельности населения, которые предполагают развитие более широких, выходящих за рамки комплекса «культура» условий и форм эффективного использования свободного времени (индивидуальные занятия физкультурой и спортом, неорганизованный туризм, домашние любительские занятия и т.п.).

Объекты культурно-досуговой инфраструктуры характеризуются определённой материально-технической базой. Назовём группы учреждений данной сферы по таким критериям, как:

– отраслевая и ведомственная принадлежность;

– источники финансирования;

– формы собственности и хозяйственной организации и т.п.

Особое значение для инфраструктуры культурно-досуговой деятельности имеют кадры, которые готовятся в системе вузов культуры и искусств, колледжей культуры и искусств, училищ. Классификация социально-культурной инфраструктуры имеет свою специфику.

Как отмечают Т.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников:

«К основным целям социальной работы относятся:

а) забота социального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитие у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;

б) поиски индивидуального и по-своему уникального подхода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;

в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая помогла бы каждому человеку – ребёнку, подростку, взрослому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность»[3].

Эта деятельность, исходя из целей социальной работы, должна входить в систему Министерства социальной защиты Российской Федерации, располагающего соответствующей материально-технической базой, кадровым составом, источниками финансирования. Это министерство и должно осуществлять финансирование социально-культурной деятельности. Сюда входят санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры, ставящие своей задачей интеграцию отдыха, здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители санаториев, пансионатов, домов отдыха, туристических гостиниц и баз, а также штат специалистов – организаторов досуга, содержащийся за счёт фонда заработной платы: заведующие клубами, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб.

В социально-культурную инфраструктуру, кроме здравниц и туристических учреждений, входят общекурортные дворцы и дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, туристические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д.

В целом инфраструктура социально-культурной и культурно-досуговой деятельности представляет собой совокупность материально-организационных, информационно-методических, кадровых и т.п. условий, создаваемых в рамках того или иного административно-территориального образования с присущими ему особенностями социально-культурного развития, обеспечивающих реализацию всего комплекса социальных функций культурно-досуговой сферы, и широкого спектра разнообразных видов и форм деятельности населения. Основными компонентами каждой инфраструктуры выступают:

– реализуемые функции (функциональное назначение);

– соответствующая материально-техническая база;

– субъекты организации культурно-досуговой деятельности;

– связи и отношения (внешние и внутренние).

Сосуществование государственной, акционерной, кооперативной, частной собственности в сфере организации общественного досуга, а также приватизация объектов культуры по принципу долевого участия крупных экономических субъектов и т.п. вно­сят существенные коррективы в процесс развития социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур. Например, на базе московского Дворца культуры автомобилистов создано Товарищество с ограниченной ответствен­ностью при долевом участии коллектива Дворца и Автокомбината № 5. Учре­дителями Дворца культуры Метростроя являются сотрудники ДК и заводы «Манометр», «Измеритель», Метрострой.

Глубина и противоречивость стоящих перед культурой проблем побуди­ли государство принять ряд законодательных актов, ставящих своей целью поддержать эту сферу за счет развития социально-культурной инфраструкту­ры. В законе «О культуре» записано, что развитие социально-культурной сфе­ры является приоритетным направлением государственной политики и нужда­ется в эффективном практическом содействии. В реальной жизни социально-культурной инфраструктуре все большее внимание уделяют заинтересован­ные министерства и ведомства.

Сложная экономическая ситуация не позволяет уделять должное внима­ние функционированию традиционной сети учреждений культурно-досугового типа. Большинство профсоюзных организаций в силу экономических трудно­стей отказались от выполнения культурно-просветительной функции, что при­вело к распаду системы клубов, домов и дворцов культуры профсоюзов, отли­чавшихся уникальной материально-технической базой и кадровым составом.

Аналогично складывается ситуация и в ведомственных учреждениях культуры, что вызвано теми же экономическими проблемами в промышленно­сти, на транспорте, в системе связи и т.д.

Резкое сокращение государственных ассигнований как на нужды культу­ры в целом, так и на материальное обеспечение учреждений культурно-досугового типа привело к закрытию одних, к перепрофилизации деятельности других.

Необходимость изыскивать финансовые средства для обеспечения своей деятельности заставляет учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа обратиться к коммерции. Проведенный анализ показывает, что пока коммерческая деятельность в большинстве случаев осуществляется за счет резкого сокращения программ просветительной, художественно-публицистической направленности, числа клубных и любительских объедине­ний, кружков художественной самодеятельности и прикладного творчества.

В то же время происходят и позитивные процессы. Многообразие форм собственности социально-культурной и культурно-досуговой деятельности повлекло за собой многообразие программ и действий, появление целого спек­тра не имеющих в прошлом аналогов учреждений, организаций, фирм, до­вольно прочно и эффективно заполняющих образовавшиеся ниши в сети госу­дарственных, ведомственных, профсоюзных учреждений культуры. Конку­рентная борьба, явившаяся следствием этого многообразия, особенно в услови­ях сверхкрупного города, лучше различных нормативов и плановых показате­лей регулирует качество производимых социально-культурных и культурно-досуговых товаров и услуг, программ. Сегодня актуально достаточное напол­нение ими рынка в соответствии с реально существующими потребностями и интересами различных культурных групп и отдельных личностей.

При анализе влияния объективных факторов на процесс формирования социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур следует выде­лить и такой аспект, как изменившиеся материальные возможности различных групп населения. Возникают новые формы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, основанные на широком использовании новейших достижений науки и техники. Это разнообразные аттракционы, современные детские и спортивные площадки, залы игровых автоматов, аудио-, видео- и компьютерные центры, дансинг-холлы, казино, ночные клубы и т.п., эксплуа­тирующие многочисленные технические новшества, предел возможностей ис­пользования которых трудно предугадать.

Одним из объективных факторов развития социально-культурной и куль­турно-досуговой деятельности являются значительно возросшие культурные связи с зарубежными странами. Это способствует активному внедрению в го­родскую культурную жизнь форм и видов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, не имеющих в прошлом аналога, но весьма привлека­тельных прежде всего для молодежи.

Всё это повышает требования к выпускникам вузов культуры и искусств, способным оказать воздействие на развитие инфраструктур социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Однако процесс формирования этих инфраструктур трудно проанализировать достаточно глубоко без учета культурных предпочтений всех слоев населения, воздействующих на этот процесс.

Социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры, создаю­щие необходимые условия для многообразных занятий и действий посетите­лей, во многом являются следствием объективно складывающихся интересов и личностно осознанных потребностей отдельных личностей и социальных групп, удовлетворяемых в тех или иных видах деятельности.

К объективным факторам относятся «нормативы размещения» учрежде­ний социально-культурного и культурно-досугового типа, указывающие, в каких населенных пунктах в зависимости от численности населения и административного статуса следует открывать те или иные учреждения и какую вместимость они должны иметь. Ориентация дея­тельности этих учреждений на массового, а не дифференцированного зри­теля, на экстенсивное расширение сети и реализуемые объемы культурного предложения повлекли за собой де­фицит одних благ и избыток других, несоответствие художественного произ­водства актуальным потребностям людей[4].

Наряду с официальными, строго регламентированными социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктурами, обеспечивающими ор­ганизацию различных видов деятельности населения, усиливается процесс естественного формирования альтернативной инфраструктуры, представленной прежде всего развитием любительства и разнообразными формами домашнего проведения досуга. Рост нетрадиционных видов досуговой деятельности, осуществляемых вне рамок формализованной культуры, наиболее ярко свидетельствует о том, что современное состояние учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа усиливает роль домашнего досуга.

В особую инфраструктуру выделился туризм, а с расширением междуна­родного сотрудничества её рамки расширяются: гостиницы превращаются в своего рода «культурные очаги», обеспечивающие своим кли­ентам возможности для самых разнообразных видов социально-культур-ной и культурно-досуговой деятельности.

Подобные изменения происходят и в функционировании предприятий общественного питания. Рестораны, кафе, бары преобразовались в увесели­тельные учреждения, предлагающие своим посетителям разнообразные эст­радные, игровые, цирковые, дискотечные и иные программы и удовлетворяю­щие не только физиологические, но и рекреационные, коммуникативные и другие потребности людей.

Дома мод, ателье-магазины в целях привлечения посетителей все более активно включают в свою деятельность различные программы познавательно­го, зрелищно-игрового характера, устраивают в вестибюлях разнообразные зо­ны отдыха, залы игровых автоматов, аттракционов.

Появившиеся в результате расслоения общества многочисленные и раз­нообразные субкультурные группы сформировали в соответствии со своими предпочтениями и потребно­стями культуру. Эти группы могут вкладывать в развитие культуры, искусства, инди­видуальных форм домашнего досуга определенные финансовые средства.

Сегодня появились клубные учреждения нового типа, весьма привлека­тельные, например, для элитных групп московской интеллигенции: Русский клуб культу­ры и искусства, Клуб творческой интеллигенции в Доме ученых, английский клуб, клуб «Монолит» и др.

Усиливающиеся национально-культурные, религиозные, благотвори­тельные движения, в свою очередь, формируют собственную сеть учреждений, клубов, обществ – например, Клуб казаков, Еврейское культурное общество, «Во имя Преображения Господня», Культурно-историко-родо-словное люби­тельское общество, благотворительная организация «Невский ангел», благо­творительное общество «Человек-человеку» и т.п. Увеличивается число новых типов учреждений, способствующих решению задач возрождения народных традиций, – центров традиционной народной культуры, клубов-музеев, домов фольклора, различных ремесел и пр.

На формирование современной сети учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа сегодня влияют: содержание духовных потребно­стей людей; характер и направленность их ценностных ориентаций; специфика инициатив населения, проживающего в том или ином ре­гионе; степень активности реализации и удовлетворения духовных потребно­стей и интересов. Не менее важным является готовность многочисленных групп и отдельных индивидов к активному участию в культурной жизни своего социума.

Процесс формирования современных инфраструктур со­циально-культурной и культурно-досуговой деятельности необходимо рас­сматривать в двух аспектах: общей культуры социальных групп и учета куль­турных потребностей, предпочтений, многочисленных и разнообразных групп и отдельных личностей, проживающих в данном микро- и макросоциуме.

Поэтому, на наш взгляд, основными направлениями оптимизации функ­ционирования современной социально-культурной и культурно-досуговой ин­фраструктур являются, с одной стороны, создание благоприятных условий для максимального проявления всех видов и форм самоорганизации и саморе­гулирования культурной деятельности различных субъектов на правовой осно­ве; с другой сторо­ны, целевое планирование развития инфраструктур путем создания различ­ных программ, способствующих достижению наиболее рационального разме­щения традиционных и вновь возникающих учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа на основе духовных потребностей всех слоев населения.

Вопрос о специфике, сущности и структуре потребностей – один из важ­нейших в науке. Всякая деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с личностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших психологических механизмов.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей – важнейшая при­чина эмоционального состояния человека. Эмоции – субъективная форма по­требностей. Они побуждают личность к действию, направленному на удовле­творение конкретной потребности.

Наиболее полно задача удовлетворения духовных потребностей личности может быть реализована в сфере досуга, когда личность относительно свобод­на в выборе видов деятельности и может наиболее полно реализовать себя. В практике социально-культурной и культурно-досуговой деятельности сущест­вует противоречие, когда ставится цель удовлетворения потребностей, а этого не происходит. Причин этому много.

Изучение видов потребностей и специфики их удовлетворения в соци­ально-культурной и культурно-досуговой деятельности выявило несоответст­вие между личностными потребностями и объективными обстоятельствами. Всякая потребность имеет объективную причину, но не всякая потребность проявляет себя в той форме, которая предлагается учреждениями социально-культурного и культурно-досугового типа. Выбор цели, достижение которой личность в своем сознании соотносит с удовлетворением своей потребности, во многом субъективен и допускает возможность ошибки. Неверный выбор це­ли в совокупности с объективным фундаментом потребности порождает её но­вую форму – субъективную потребность. Будучи создана субъективно, удовле­творена такая потребность может быть также субъективным способом. Главное здесь – не достижение какой-то конкретной цели, а то, какими средствами она достигнута.

Личность можно определить как совокупность различных потребностей, общечеловеческих и индивидуальных. В сущности каждая личность – индивиду­ально неповторима; она определяется определённым уровнем общей культуры, потребностями.

При анализе же «деятельности», как социально-культурной, так и куль­турно-досуговой, в методологическом плане следует иметь в виду, что «дея­тельность» – эта осуществляется добровольно, в условиях досуга. И конкретная «деятельность» в конкретно-исторической ситуации может приобрести большую или меньшую ценность, занять большую и меньшую нишу в социальном образе жизни. От­сюда и возникает оправданный интерес к ее более конкретному исследованию. При этом, однако, в методологическом плане отправным пунктом по-прежнему остается метод анализа преобразований психики в движении предметной дея­тельности (будь то игра, общение или труд и т.д.).

Многие годы разработка технологического подхода к социально-культурной и культурно-досуговой деятельности замыкалась в пределах «от­дельной деятельности»: ее структуры, динамики и т.п. Такое замыкание было исторически оправданной абстракцией от тех реальных фактов, что личность как активный «элемент» в системе общественных отношений включена в це­лый веер социальных подсистем и выполняемых в каждой из них деятельно­стей. Человек в обществе – «полидеятельностное» существо[5]. Если изучать че­ловека как «монодеятельностное» существо, то личность выступает лишь как «момент» в движении деятельности, а проявления личности как субъекта дея­тельности – переживания, воля, характер, поступки – будут с трудом вмещать­ся в границы технологического подхода к изучению личности.

Одним из выдающихся достижений отечественных психологов является учение о деятельно­стном подходе, где в качестве единиц деятельности рассматриваются поступки и деяния. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту, то есть предполагает общественную оценку и самооценку личностью его социальных последствий. Это – поведение в этико-оценочном значении этого термина, а не деятельности. А.Н. Леонтьев писал: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности. Становление ее происходит в напряженной внутренней работе, когда человек постоянно решает какую-либо задачу»[6].







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 985. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия