Студопедия — Глава 28. Характеристика основных жанров эстрадного искусства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 28. Характеристика основных жанров эстрадного искусства






 

Музыкальный жанр, пожалуй, самый распространённый в эстрадном искусстве. Ежедневно на телевидении появляются всё новые и новые эстрадные исполнители.

Всегда самым разнообразным и популярным музыкальным жанром была песня. В настоящее время увлечение песней становится не массовым явлением, а поиском новой формы поп-культуры.

Современную эстрадную песню характеризует не обращение ко всем зрителям, а песня индивидуально-адресная.

Маршевые песни заменяются «развязанными», свободными, иногда через край, по выражению чувств и настроения. Лирические песни-монологи, отражающие мир интимных чувств, сменили песни, ставящие своей целью развлечь слушателей, увести их от жизненных проблем.

Огромное влияние на современную эстрадную песню оказало творчество бардов, авторов самодеятельной песни, которые возродили в ней романтическое начало. Нехитрая простота гитарных наигрышей, напевов, звучащих у костра, у палатки, соединялась в этих песнях с раз­думьями о жизни, о друзьях, о «романтике дальних дорог», окрашивала их содержание глубоким личным отношением. Самодеятельная песня обогатила эстрадное искусство свежими поэтическими обра­зами, новыми интонациями, мелодическими оборотами. Особый вклад в расширение палитры эстрадного музыкального искусства внесло песенное творчество Владимира Высоцкого, в частности его «песен-зонгов» с их глубоким размыш­лением о предназначении человека, о поисках добра, истины, справедливости.

Органический сплав музыки и слова, слитность их звучания, тончайшая нюансировка и фразировка отличают подлинное искусст­во эстрадной песни.

Подлинный успех эстрадной песни (особенно шлягера) во мно­гом зависит от такта, вкуса, музыкальности, искренности и чувства меры исполнителя. Сегодня многие из них грешат именно отсутствием эстетического вкуса, чувства меры. Певцы в основном делают упор на бьющие по нервам музыкальные (вернее – звуковые и эмоциональные) преувеличения, порой доходящие до истерики.

В последнее время стал возрождаться интерес к русской народной песне. Помимо наследников Ольги Ковалевой и Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Екатерины Шавриной сегодня на эстраде с огромным успе­хом выступают ансамбли Надежды Бабкиной, «Ялла», «Карагод» и многие другие.

Несмотря на кажущуюся простоту русская народная песня никогда не была примитивной. Ей свойственны и сложнейшее мелодико-ритмическое настроение, и глубокие мысли, связанные с раздумьями о жизни, о народе, о человеке. Русская народная песня может быть как монолог или диалог, обрядовое действо – это всегда результат глубоких раздумий, своеобразного повест­вования о каких-либо фактах, явлениях, она всегда передаёт отношение людей к природе, обществу, личности и т.д.

Самая лучшая песня – это та, слушая которую забываешь и о музыкальных тонкостях, и о стихосложении, а думаешь о своей жизни. Народная песня доступна именно потому, что понятна и близка широкому кругу слушателей; она объединяет людей и в горе, и в радости.

Каждое время рождает свои песни. Они становятся неотъемлемой частью нашего бытия, помогают человеку стать духовно богаче, глубже понять красоту природы, глубину человеческих чувств.

Надо сказать, что в настоящее время тексты многих эстрадных песен не настолько содержательны, чтобы занять достойное место на сцене. Каждое время имеет свои неповторимые черты, свой пульс и интонации, искренность, душевность, достоверность. Из огромного количества созданных песен лишь немногие остаются в нашей памяти. То же самое можно сказать о наиболее одарённых, способных к раскрытию широкой гаммы человеческих переживаний, исполнителях.

От эстрадного исполнителя во многом зависит судьба песни. Неотделимы от многих песен голоса Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Юрия Гуляева, Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи… Русская народная песня вошла в нашу жизнь с творчеством Лидии Руслановой, а сегодня королева русской песни – Людмила Зыкина.

Песня – самый демократический жанр музыкального искусства.

Всё многообразие русских народных песен перечислить невозможно. Это песни эпические, героические, свадебные, хороводные и шуточные, девичьи, любовные и лирические и т.д. Всех их объединяют характерные мелодии: разудалая, ласкающая певучая, с тихой печалью, но всегда они пленяют красотой распева, в котором слышится и сила, и русская удаль, но нередко и глубокая скорбь.

Начиная с середины XIX века и начала ХХ века в России стало очень модным исполнение романсов, которые звучали везде: в любительских концертах, в семейном кругу, на студенческих вечеринках. Аудиторию привлекала главным образом чистота чувств, пленяющая напевность мелодии, душевная наивность в сочетании с осмысленностью каждого музыкального и текстового поворота.

Романс – музыкально-поэтическое произведение, сольная песня с обязательным инструментальным сопровождением (фортепьяно, гитары, арфы, виолончели и т.д.), которое может существовать как его дополнение.

В это время прочно заняла своё место в эстрадном искусстве цыганская песня. Одним из самых талантливых исполнителей в этом жанре стал Николай Сличенко, который предложил современный эстрадный стиль исполнения. Обладая чистым, красивым, хорошо поставленным от природы, «послушным» голосом, с большим диапазоном, Сличенко романтизировал цыганскую песню. Лишь изредка он прибегает к бытовой интонации, «говорку», чтобы лишний раз заострить внимание на настроении, эмоциональном смысле песни. Н. Сличенко может с помошью лишь одной вокально-интонационной манеры вызвать у слушателей сложную цепь ассоциаций.

Романс, имея несложную вокальную фактуру, доступен не только профессиональным певцам, но и каждому человеку, имеющему приятный голос, музыкально одарённому; можно использовать в организации домашнего досуга.

Романсы писали известные русские композиторы: А.А. Алябьев, автор знаменитого «Соловья», П.П. Булахов, создатель романсов «Тройка», «Вот на пути село большое», А.Е. Варламов, написавший «Вдоль по улице метелица метёт», «Красный сарафан».

Городскому романсу были присущи глубокая человечность, удивительная чистота чувств, простота, задушевность. Исполнительская манера романсов всегда отличалась синтетичностью, сочетающей в себе элементы пения, декламации, пластики и жеста, фортепьянной импровизации.

Для цыганской песни характерным является простота содержания, повышенная эмоциональность, смена настроений от грусти к безудержному веселью, подчёркнутая экспрессивность исполнения. В ней воспевалась поэзия таборной жизни, бескрайность степной дороги, поэзия стихийной непокорнос­ти.

Подлинная цыганская песня – это целый мир, наполненный не всегда понятными, но всегда манящими, влекущими своей подлинностью, чувствами. Для цыган песня – это азбука жиз­ни – наивная, но вечная, которая учит ценить обычное, простое: любовь женщины, преданность друга, детскую улыбку.

После песни в эстрадном искусстве чаще всего встречается музыкальный фельетон, который строится на использовании музыкальных, песенных цитат из популярных песен, романсов, арий из опер или оперетт и т.д.

Музыка входит в ткань фельетона, оказывая своё влияние на всю композицию, усиливая эмоциональное восприятие текста, выступает как своеобразное средство драматургического построения номера.

Очень важен выбор музыкального материала, который придаёт фельетону особую выразительность. Вмонтированные в текст музыкального фельетона музыкально-песенные цитаты закладывают важнейший для фельетона смысловой заряд и становятся его органической частью.

Включение песенных и музыкальных цитат в музыкальный фельетон зависит от того, как они сочетаются со словесным текстом и какую несут смысловую нагрузку. Если текст известной песни является звеном в повествовании, тогда надо, чтобы слова песни служили прямым продолжением предыдущий фразы фельетона. В этом случае музыкальная цитата способна подчеркнуть, усилить концовку смыслового текста.

Следует специально выделить такую разновидность музыкального фельетона, как музыкальная мозаика. Музыкальная мозаика – это заимствованные из разных популярных песен цитаты, соединённые единым сюжетом, созданная методом монтажа совокупность мелодий с возникающим новым смыслом, отличающимся от подлинника.

Музыка здесь подбирается прежде всего сатирического звучания, что и соответствует смыслу фельетона, а текст даётся в пародийном ключе.

В музыкальной мозаике используется подлинный текст песенных отрывков; в то же время на известные мелодии пишется и новый текст.

Смена мелодий и ритмов в музыкальной мозаике помогает раскрытию содержания произведения.

Всё большую популярность в последнее время приобретает частушка. Термин «частушка» в литературе принадлежит Глебу Успенскому, который, отметив её способность откликаться на каждую мелочь в жизни, ввел его в обиход. Г.К. Териков считал, чти «у русской частушки сельское происхождение. Она строится на приемах русской хороводной и плясовой песни, вплоть до рифмовки и ритмики»[89].

Безусловно, частушка является одним из самых распространенных жанров эстрадного музыкального искусства. Частушка проста в исполнении и лаконичнее куплетов по содержанию. В четырех строках содержится всего 12-16 слов, которые несут в себе не только закон­ченное смысловое содержание, но и отношение к нему. Идея частушки неожиданно раскрывается в последней строчке (или двух), несущей основную смысловую нагрузку. Свойственные частушке выразительность языка, тонкий юмор, ёмкость и многогранность соединяются с простотой и доступностью исполнения для самых широких слоёв населения.

По своему содержанию частушки настолько разнообразны, что могут быть написаны на все случаи жизни. Частушки подразде­ляются на комедийно-бытовые, любовные, лирические и др., но независимо от группы и темы все они окрашены добрым чувством, глубоки по содержанию и кратки по форме. Актуальность и злободневность темы придаёт частушке неповторимый характер.

В современный период особой популярностью в эстрадном искусстве пользуются хореографические жанры. В эстрадной программе хореографические жанры занимают всё большее место. В каждом концерте обязательны самые разнообразные хореографические жанры. Сегодня можно выделить ритмические, эксцентрические, игровые, шуточные, бальные, спортивные, лирические, классические, народные, бытовые, салонные.

Эти танцы строятся на драматургической основе с применением широкой палитры выразительных средств; они характеризуются исполнительской выразительностью. В современных танцах широко используется акробатика (шпагат, колёса, сложные поддержки и т.д.). Простая демонстрация трюков без тематического содержания, учёта жанра танца и его стиля лишает его осмысленности и переводит в разряд шоу. Эстрадному танцу присущи виртуозность, чёткость ритма, максимальная зрелищность, ясность эмоционального языка.

Эстрадное искусство подарило миру выдающихся танцоров, которых с восторгом принимала публика. Это В. Цаплин (номер «Подхалим» на музыку П.И. Чайковского и «Юморески»); А. Мессерер («Футболист»); В. Шубарин («Танцы в современных ритмах»); Махмуд Эсамбаев («Танцы народов мира»); Л. Сабитов и С. Власов («Царь-лебедь») и многие другие.

Среди хореографических жанров важное место занимают народные танцы в исполнении солистов и танцевальных коллективов: М. Эсамбаев, Г. Измайлова, хореографический ансамбль «Берёзка», Государственный академический ансамбль народного танца СССР под управлением Игоря Моисеева, вписавшие яркие страницы в историю российской эстрады.

Всё более популярными становятся мюзик-холлы, в которых танец выполняет функции самостоятельного или массового (автономного) номера, а также связующего элемента в виде своеобразных танцевальных интермедий.

Этот жанр требует особой отточенности техники, выразительности и т.п., а от исполнителя – умения эффектно одеться, сделать свой номер зрелищным.

В настоящее время регулярно проводятся Кубок Европы и Чемпионат мира по современным танцевальным направлениям (хип-хоп, диско, танцевальное шоу, степ, народный танец, танец живота), в которых принимают участие российские исполнители, члены Общероссийской танцевальной организации.

Одним из хореографических жанров эстрадного искусства, в котором для создания художественного образа и раскрытия содержания и идеи драматургического произведения используются средства пластической выразительности, является пантомима. Пантомима может передать трагическое и драматическое содержание номера. Пантомима может быть построена по мотивам сказки, мифа, она может носить публицистический или сатирический характер, она эксцентрична. Пантомима обычно исполняется одним актёром или предстаёт перед зрителями в виде развёрнутой миниатюры или спектакля.

Исполнитель пантомимы воздействует на ассоциативное мышление зрителей, рождая у них философские обобщения. В пантомиме может быть использовано неожиданное сочетание мечты и действительности, комического и драматического и т.п.

Это достигается средствами пластической выразительности, исполнитель в пантомиме может изобразить растение, дерево, птицу, любое животное, создать иллюзию ветра, бури, дождя, замкнутого прост­ранства, стремительного бега и т.д.

Оригинальное направление в пантомиме во многом связано с творчеством режиссера Сергея Каштеляна. В его поисках, в постав­ленных им номерах органически сочетаются и пантомима, и танец, и фокусы, и жонглирование, и акробатика. Зачастую в его номерах идея номера раскрывается с помощью трюка.

Пантомимические номера, как правило, сопровождаются музыкой, рит­мическим аккомпанементом, а иногда и декламацией.

Сегодня существует разновидность этого жанра, так называемая «мимодрама» – представление, включающее диалоги, декламацию, мимические сцены; живые картины символического характера. Одним из ярких современных представителей искусства пантомимы является Вячеслав Полунин, который поднял этот жанр до нового философского осмысления.

Среди оригинальных жанров эстрадного искусства всё большую популярность приобретает мюзикл, родиной которого являются США. Музыкальная энциклопедия так определяет этот жанр: «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средст­ва музыки, драматического, хореографического и оперного искусст­ва. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамич­ность; характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьез­ных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами»[90].

Мьюзикл, или, как чаще пишут, мюзикл – сокращённый вариант жанров «музыкальная комедия» и «музыкальная пьеса», «музыкальное представление». Иногда мюзикл считают американской разновидностью оперетты. Поскольку жанры эстрадного искусства постоянно развиваются, и оперетта не раз меняла свою жанровую специфику, в этом рассуждении есть логика.

Различие между опереттой и мюзиклом определяется музыкальной структурой произведения.

«Оперетта, которую европейские классики жанра стремились приблизить к опере, во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмо­тивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д.»[91].

В мюзикле очень высоки вокальные требования к певцам. Разговорные жанры здесь служат лишь связками, подготавливающими музыкальные номера. Основу мюзикла составляет литературный материал. В США мюзиклы неоднократно были удостоены разного рода литературных театральных премий.

Высокий литературный уровень мюзиклов объясняется тем, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные произведения классической и современной литературы. Для лучших мюзиклов характерны блестящие диалоги, эффектные кульминации, прекрасный поэтический текст.

В мюзикле драматург, режиссёр и исполнители обращаются к аудитории на языке современной бытовой музыки, только музыкальная форма здесь проще, компактнее. Мюзиклам свойственна насыщенность действия, когда каждая реплика и музыкальный номер, танцевальное па, комическая реприза вырастают из действия и развивают его. Важнейшим элементом в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением являются музыкальные и пластические номера.

Мюзикл рассчитан на актеров универсальной одаренности, умеющих объединять разного рода профессиональные умения – речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Требование универ­сальности предъявляется мюзиклом не только «звездам», но и всему актерскому ансамблю.

В эстрадном искусстве всегда особым спросом пользовались «оригинальные» жанры, природа которых идёт от циркового искусства. Это различного рода акробатические номера (художественно-акробатические группы; акробаты-эксцентрики), жонглирование, эквилибристика, гимнасты и музыкальные эксцентри­ки, верховая езда, иллюзионные номера, в которых используется трюковая аппаратура, и др.

Органичность пребывания на эстрадных подмостках многих цирковых номеров обусловливается родственностью обоих видов искусств.

Для большинства номеров жонглирования внешняя сторона была превалирующей, которая не проникала дальше оформления номера.

Другим же цирковым жанрам присуща театрализация как родовое начало. Это номера, имеющие драматургическую основу, построенные на сюжете. Ведь создание комических образов вне психологического, сюжетного оправдания поступков невозможно, без такового оправдания действия исполнителя превращаются в вульгарное кривляние.

Клоунада выделяется в особый оригинальный жанр. Родственный клоунаде жанр «музыкальная эксцентрика» строился по образцу номера «Бим-Бом» в том виде, в каком он был создан И.С. Радунским совместно с Ф.Я. Кортези, а затем с М.А. Станевским. Два партнёра-клоуна поочерёдно солировали или дуэтом исполняли музыкальные пьесы, чаще всего на самых неожиданных инструментах и музыкальных установках, перемежая музицирование словесными шутками и пением куплетов.

Различного рода сценки иногда включают в свои выступления и фокусники.

Многие номера иллюзионистов и манипуляторов оснащаются трюками смежных жанров, придавая им элемент загадочности и таинственности.

Номера воздушных гимнастов, включаются, как правило, в эстрадно-цирковые программы, проходящие в закрытых помещениях.

Акробатические номера основаны на мастерском владении телом и высоком развитии мускулатуры. На эстрадных подмостках всё чаще появляется «темповая акробатика»: разного рода «стойки», «каучук», «клишники» и др.

К эквилибрическим номерам относится искусство исполнителя удерживать в равновесии себя и одновременно партнёров. Это номера эквилибра на стульях, столах, «катушках», шарах, реже – на ручных брусьях, на натянутой или свободной проволоке. В некоторых номерах трюки эквилибра перемежаются песенками и танцами.

Весьма часто в эстрадных концертах можно увидеть различного рода фокусников. Зачастую фокусниками называют и манипуляторов, и иллюзионистов, так, в искусстве иллюзиониста действительно основным выразительным средством является трюк. Иллюзия – слово французское и означает заблуждение, обман, а манипуляция – это демонстрирование фокусов, основанных преимущественно на ловкости рук, кистей и пальцев и умении отвлечь внимание зрителей от того, что надо скрыть. Наиболее ярко это умение проявлялось в блестящих выступлениях Арутюна Акопяна, который умело оперировал мелкими предметами: картами, шариками, монетами, платками, лентами, цветами, часами, горящими свечами и т.п. При использова­нии более крупных предметов (ваз, подсвечников, мелких животных и т.п.) применяются простые по устройству и небольшие по размеру приспособления (столики с так называемым сервантом и др.).

Жонглирование (фр. - шучу, забавляю) – жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов (булав, мячей, шляп, тарелок и т.п.). Иногда выступления жонглеров строятся в виде сюжетных сценок (например, «В ресторане», «На кухне», «В магазине игрушек» и т.д., когда в качестве реквизита употребляются различные бытовые предметы).

Музыкальная эксцентрика предполагает игру исполнителей на самых неожиданных инструментах, а порой и необычных, причудливых и музыкальных установках (ломающихся скрипках, колокольчиках, пиле, дровах, бутылках и сковородках и т.д.), тем самым смещая наши понятия о возможностях этих предметов. В результате предмет получает неожиданное для зрителя переосмысление. Именно в этом и заключается такой художественный прием, как эксцентрика, ко­торая подразумевает нарочитое нарушение логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми событиями и предметом.

Музыкальная эксцентрика требует от исполнителей не только безукоризненной музыкальности, но и отменного актерского мастерства.

Иногда в эстрадном концерте можно увидеть номера, построенные на искусстве запоминания – так называемая мнемотехника (с греческого – память, искусство). В основе этих номеров лежат специально разработанные приемы и способы запоминания и отгадывания различных чисел, названий предметов, номеров купюр и других предметов, чисел и т.п. одним из актеров, который отгадывает вопросы, зада­ваемые ему другим актером. В основе мнемотехники – различные системы шифра, скрытого в формулировке вопросов, интонациях голоса и других звуковых сигналах партнера.

Ещё реже встречается чревовещание, вентрология (от лат. – живот и греч. – слово), то есть номер, основанный на способности исполнителя говорить, не шевеля губами, что возможно только при хорошо поставленном дыхании и особой тренировке голосовых связок. Номера вентрологии строятся как диалог между исполнителем и куклой.

Чрезвычайно редки теперь на эстраде выступления художника-моменталиста. Художник, появившийся в концерте, не стремится приобщить зрителей к процессу творчества, а хочет ошеломить неожиданными результатами своего творчества. Он рисует что-то, а после того, как переворачивает лист с нарисованным, выясняется, что там изображено что-то смешное.

Тантамарески – это такие номера, когда исполнители вставляют голову и руки в специальные отверстие, прорезанные в разрисованных (чаще всего в лубочной манере) щитах или ширмах. Сюжеты рисунков тантамаресок бывают самые различные. Это и сказочные персонажи, библейские герои, животные, птицы и т.п. Чаще всего такие номера носят сатирический характер.

Кукловедение становится одним из популярных жанров эстрадного искусства.

Родоначальником этого жанра считается С. Образцов, создавший номер «Романсы с куклами», знаменитой Тяпой в «Колыбельной» и др. Пока никому из кукольников, выступавших на эстрадных подмостках, не удалось превзойти классический номер – «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», в котором вместо кукол действовали две руки и два шарика на пальцах. Это новое направление в эстрадном искусстве показало, что натуралистическая кукла менее выразительна, чем кукла обобщённая, условная. Надетая на руку исполнителя кукла наделена огромной обобщающей силой. Она обладает способностью раскрыть то или иное состояние человека, его характер, философскую мысль, литературную метафору, иносказание, афоризм порой лучше, чем это мог бы сделать живой человек.

Пародия имеет успех у зрителей только тогда, когда им хорошо известно пародируемое явление или пародируемый предмет. Пародия на того или иного политического деятеля, артиста, уче­ного – это своего рода признак их популярности. Поэтому те люди, на которых делается пародия, должны обладать чувством юмора и рас­сматривать её как рекламный ролик. Неизвестного публике человека или непопулярного артиста не будут пародировать.

 

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия