Языковая игра, основанная на нарушениях языковой системы
а) ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Как средство создания комического эффекта используются средства фоники, например аллитерация: Седые сосны сухо скрипели: „Сукин сын, сукин сын”. Саша скинул стостволку со спины. „Сволочь!”, ‑ сказа старый сыч. „Стрелять старого сыча!” – сообразил Саша… (Начало колективного рассказа подмосковных туристов, где все слова начинаются звуком С). Интонация (и отражающая ее пунктуация) могут участвовать в создании парцеллированных конструкций. Анекдот советских времен: 20-е годы: „Как вы живете?” Начало 30-х годов: „Как вы? Живете?” Конец 30-х годов: „Как?! Вы живете?!” Обыгрывание букв русского алфавита (семантизация. т. е. наделение их смыслом) тоже может стать средством создания комического эффекта: …лиловизна сирени…переходила в рыхлую пепельность по мере медленно угасающего дня, и молоком разливался туман по полям, и молодая луна цвета Ю висела в акварельном небе цвета В (В. Набоков. Другие берега). Средством создания комического эффекта может стать нарочитое нарушение действующих орфографических и пунктуационных правил (средство характеристики персонажей): Мне снится, снится, снится, Мне снится чюдный сон – Шикарная девица Евангельских времен (М. Архангельский) Для создания комического эффекта используется графическое оформление целого текста, например фигурные стихи (в виде рюмки, кочерги, бильярдной пирамиды и пр.). Приведем пародию Е. Венского:
|