Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воспитание и педагогическая мысль Античного мира и в эпоху Средневековья и Возрождения.




Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи.

В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. Считается, что в произведениях Гомера, описавшего процесс воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде»), отражен именно данный период в развитии воспитания в античном мире. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало. Общественное

2.

3. Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта.
Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.
Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью» Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях. Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться.
Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Воспитание спартанских девушек проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

4. В Афинах цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. С 7 лет дети поступали в школу

5. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела(7-16 лет). Центральное местозанималообучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием.

6. Эллинистический период характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории.

На начальной ступени образования расширяется участие государства в школьном деле, получают развитие государственные учебные заведения, которые все же остаются платными, но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу. Мусическая школа разделяется на два типа школ: элементарную школу грамоты с пятилетним сроком обучения (собственно мусическая) и грамматическую школу с усложненной программой и трехлетним сроком обучения. Традиционно изучение литературы проходило с постижением основ музыки, пения, кроме того, в грамматической школе изучались математика и рисование.
Изменения на ступени среднего образования, Увеличивается число гимнасиев, целью образования в которых становится углубление и расширение знаний, полученных в грамматической школе. В программу обучения включаются литература, философия, риторика, музыка, математика, география; в преподавании используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки..
В эпоху Эллинизма некоторые философские школы стали играть роль высших учебных заведений, призванных стать завершающим звеном в образовании политика, оратора, философа. В некоторых полисах развивается женское образование.

Образование в Риме В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. начинает меняться под влиянием греческой традиции. Начальное образование было представлено элементарными школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.
Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами»: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.
Заключительный этап образования. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Развитие христианской педагогической традиции в Византии.

Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей.
Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания.
Педагогические идеи Византии были изложены в трактате Иоанна Златоуста (350–407) «О тщеславии и о воспитании детей», в котором рассматривались основные принципы христианского обучения и воспитания. Иоанн Златоуст считал, что главными методами в обучении должны стать беседа и наставление, в воспитании – увещевание, совет, предостережение, однако он не исключал и воздействия страхом. Главной учебной книгой должна стать Библия.

В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода: V–X вв. – раннее Средневековье; XI–XII вв. – развитое, или Высокое, Средневековье; XIV–XVI вв. – позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры. Сформировался новый тип школы – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.

В самом начале эпохи Средних веков появляются школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы. В начале VII в. открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования в которых формируются благодаря идеям христианского философа Августина Аврелия Блаженного (354–430). В основе содержания образования лежит знание, заключенное в Библии. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).

Воспитание и образование во время развитого Средневековья

Схоластика(от греч. shcolastikos – школьный, ученый). - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов.

Фома Аквинский (1226–1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме.
Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. Курс обучения был рассчитан на 6–8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие.

Сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начальное образование - этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования- давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы( нормы христианской морали, обучение чтению и письму, далее следовали «семь свободных искусств», теология, философия).

К XII–XIII вв. Утвердилась система ученичества, относящаяся к образованию феодалов, купцов и ремесленников. С возвышением в XI–XIII вв. рыцарства – феодалов, находящихся на военной службе, – стало оформляться содержание рыцарского воспитания. В рыцарской системе образования мальчик в возрасте 10–12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа(должен был усвоить такие ценности, как доблесть, храбрость, стремление к славе, великодушие, бескорыстное поклонение даме)
Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. .

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290).

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты.

На артистическом факультете изучалось «семь свободных искусств». На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского. На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей.
Основной формой обучения было чтение профессором лекций.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов.

Витторино да Фельтре(1378-1446)-дворцовая школа "Дом счастья".Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания

Пьетро Паоло Верджерио(1350-1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты.

Франсуа Рабле -(1494-1553)педагогические идеи выразил в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль"

В основа педагогической теории- человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, научному анализу библейских текстов.

Мишель Монтень(1553-1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье.

Томас Мор(1478-1535), написал роман "Утопия", в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке.

 

20. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время. (17 в - 1918 гг.)

Ян Амос Коменский(1592-1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создал первую в истории педагогики научную теорию - дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности.

Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет).

Главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний. Средняя школа в системе Я.А. Коменского - это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет). В программу гимназии педагог включал "семь свободных искусств", физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний.

Принципы обучения:

-наглядное обучение;

-содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному; обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом; прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

- педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

Джон Локк(1632-1704)( "Мысли о воспитании"). Главная цель воспитания- подготовка человека к счастливой и разумной жизни (умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание). В нравственном воспитании, главной задачей выступает выработка характера. Содержание умственного воспитания, Д. Локк исходил из принципа утилитаризма: джентльмену нужно давать знания, необходимые для "деловых занятий в реальном мире". В физическом воспитании педагог большое внимание уделял закаливанию, соединенному с физическим трудом, поскольку здоровье является залогом счастья человека.

Жан-Жак Руссо(1712-1778). Свою теорию "свободного естественного воспитания" он изложил в трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида.

Цель: научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении.

В начале 18 в. в России появились государственные школы различных типов.

Во второй четверти 18 в. реформирование образования замедлилось.

Был создан важный научно-просветительский центр - Академия наук. В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое сред­нее учебное заведение закрытого типа для знати - Корпус ка­дет.

В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. Другим привилегированным дворянским учеб­ным заведением явился основанный в 1759 г. при императрице Елизавете Пажеский корпус в Петербурге.

Василий Никитич Татищев(1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; из­ложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обу­чения в ряде сочинений, прежде всего, в "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). "Главной нау­кой" Татищев считал такую, "чтоб человек мог себя по­знать". Он приходит к заключению о том, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Разработанная Татищевым програм­ма дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии.

Михаил Васи­льевич Ломоносов(1711-1765).Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образова­ния химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознатель­ное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.

И. И. Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.

Н.И.Новиковпризывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества. Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

В 19 в.

Иоганн Генрих Песталоцци(1746-1827) теория "элементарного образования"- организацию обучения, при которой от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Основной целью развивающего обучения педагог считал не усвоение знаний, излагаемых учителем, а возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, умения логически мыслить и выражать сущность усвоенных понятий. Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет.

Фридрих Фребель(1782-1852). Большое внимание уделял творчеству в процессе развития детской личности, эти идеи были изложены в его главном педагогическом сочинении - "Воспитание человека" (1826). Главное в человеке - это его творческое начало, которое присутствует в каждом ребенке, и воспитание должно развивать эти творческие задатки. В содержание детского образования он включал знания из области искусства, естествознания, обучение "способам использования природных ресурсов" и "простой и более сложной обработки", элементарные знания естественной истории, истории человечества и отдельных стран, математики, языков.

Дистервег(1790-1866) в организации процесса воспитания ведущую роль играют три принципа - природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Фридрих Гербарт(1776-1841) Его основные педагогические труды: "Первые лекции по педагогике" (1835), "Общая педагогика" (1806). Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта. Основой воспитания считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. Ключевым понятием в педагогической концепции было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса.

В 19 в. В России

Николай Иванович Пирогов(1810-1881) В своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке.

Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870) Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. Призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, - "Родное слово" и "Детский мир". В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой(1828-1910) видел идеал воспитания в развитии духовного, нравственного, творческого, деятельностного человека. Отмечал, что традиционные авторитарные обучение и воспитание тормозят творческое развитие детей и приводят к тому, что "все высшие способности - воображение, творчество, соображение. Свободное воспитание, по Толстому, это воспитание, представляющее собой процесс создания благоприятных условий, способствующих созреванию личности воспитанника и развитию его природных задатков.

Развитие педагогической мысли на рубеже XIX-ХХ вв

Мария Монтессори(1870-1952) разрабатывала систему раннего развития ребенка, предлагая создать в школе свободную и естественную атмосферу, стимулирующую различные проявления личности ребенка. В открытом ею образовательном учреждении для дошкольников - "Доме ребенка" - она создала особую развивающую среду, основанную на теории "чувственных фаз" детского развития и "нормализующего" воспитания. Под "чувственными фазами" М. Монтессори понимала особые периоды в жизни ребенка, которые являются сенситивными для какой-либо деятельности, например для развития двигательной активности, речи, абстрактного мышления .

Джон Дьюи(1858-1952). Подлинной целью приобретения знаний, по мысли педагога, является нахождение пути их добывания. Обучение посредством делания - вот путь, связывающий школу и ребенка с социальной жизнью. В центре школьной жизни стоял ручной труд, который позволял организовать активную социальную деятельность детей. Основой школьного образования должно стать правильное развитие ребенка в дошкольном возрасте, поэтому работа с маленькими детьми должна преследовать цели научить их все делать самостоятельно.

Развитие педагогической мысли в России в конце XIX - начале XX в

Петр Федорович Каптерев(1849-1922) разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики он считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию), исходя из этого обосновал необходимость вариативности общеобразовательной школы, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы на основе положения о существовании различных "типов ума" (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и, соответственно, жизненных призваний юношества.

Константин Николаевич Вентцель(1857-1947) считал, что принцип свободы должен стать базовым в "педагогике будущего". Настаивал, чтобы ничто не преподносилось детям в готовом виде. К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по собственным законам. Для каждой личности воспитателем должна быть найдена своя индивидуальная система воспитания.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 4103. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия