Студопедия — Картина воображаемая и картина реальная
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Картина воображаемая и картина реальная






Чтобы предмет на картине не удалялся и не
приближался, а был на том месте, где он нахо-
дится в натуре, необходимо соблюсти одно условие,
а именно: величина образа предмета на сетчатке в


пределах поля ясного зрения соответственно долж-
на быть равна величине изображения этого пред-
мета на воображаемой картине.
Это условие вы-
полняется, когда угол зрения на картину равен
36° (рис 46, а).

Мы говорим «на воображаемой картине», так
как реальная картина всегда вписывается в квад-
рат воображаемой. Формат картины выбирается
в соответствии с содержанием изображаемого и в
этом смысле формат тоже содержателен. Даже
представить невозможно, чтобы картина В. И. Су-



рикова «Боярыня Морозова» была квадратная,
а его «Переход Суворова через Альпы»—прямо-
угольник горизонтального положения.

На рис. 45 показана величина образа на сет-
чатке в пределах поля ясного зрения при различ-
ной удаленности предмета от глаза (50, 200 м).
На рис. 46, б показаны примеры композиции изо-
бражения в пределах воображаемой картины, ко-
гда расстояние до предмета в действительности и
па картине соответствуют друг другу.

Внимательное изучение строения глаза и его
работы приводит к мысли, что сам глаз дает ре-
шение задач практической композиции. Выше уже
говорилось о строении глазного дна. Мы смотрим
двумя глазами, а образ предмета мозг создает
одни. Поля зрения правого и левого глаз совме-
щаются. Тогда схема поля ясного зрения приобре-
тает вид, изображенный на рис. 47, а, б. Таким
образом, глаз является естественным, самой при-
родой созданным, транспортиром. Наружный край
слепого пятна правого и левого глаза
естествен-
ная граница поля ясного зрения
.

Если совмещенный рисунок поля ясного зрения
обвести по наружному контуру прямыми линиями,
то получаются очертания основания зрительной
пирамиды — воображаемая картина, которая всег-
да имеет форму квадрата, сопутствует нашему
зрению, являясь величиной постоянной и всегда
перпендикулярной к главному лучу зрения
(рис. 47, в).

В книге Н. Рынина «Перспектива» (Петроград,
1918) на чертеже № 66 изображено слепое пятно
человеческого глаза. Имеет ли слепое пятно какое-
либо отношение к полю ясного зрения, автор не
пишет. Он только замечает, что чем больше будет
угол зрения, тем больше края изображения будут
уродливыми.

Согласно рекомендациям Н. Рынина, угол зре-
ния для построения картины не должен превышать
30°. В. М. Ратничий в своей книге «Перспек-
тива» (К., 1982) уточняет понятие поля ясно-
го зрения и указывает, что оптимальным углом
поля ясного зрения принято считать угол в
28—37°.

При взгляде на картину, самым тесным образом
связанную с глазом, приблизительность в опреде-
лении угла зрения и поля ясного зрения отпадает
сама собой. Если угловой размер образа предмета
на сетчатке равен 15°, то и на воображаемой кар-
тине он будет равен также 15°. Угол зрения для


 

Рис. 46.

Предмет — образ па сетчатке — воображаемая картина:

а — угол зрения на картину в 36°: б — композиция изображения в пре-
делах воображаемой картины

Рис. 47.

Глаз-транспортир (а) и перспективная сетка (б, в)



Рис. 48.

Практическая композиция:

выведение главного предмета на линию золотого сечения по горизон-
тали (а) и вертикали (б); построение реальной картины (в)


поля ясного зрения и воображаемой картины все-
гда один — 36°. Ю. Короев и М. Федоров в книге
«Архитектура и особенности зрительного восприя-
тия» (М., 1954) отмечают, что великий Рафаэль
считал максимальным угол зрения в 36° и в своих
произведениях стремился не выходить за эти пре-
делы.

Видоискатели в виде вырезанных на картоне
рамочек, рекомендуемые многими учебными посо-
биями по рисованию и композиции, не помогают
художнику передать правильно расстояние до изо-
бражаемого предмета. Помещая рамку ближе к
глазу или дальше от него, художник получает то
или иное композиционное размещение изображе-
ния, но оно не гарантирует верной передачи рас-
стояния.

Почему так важно правильно передать в рисун-
ке или в картине расстояние до изображаемого
предмета, а также расстояние от предмета к пред-
мету в глубину, т. е. верно изобразить пространст-
во? Если говорить коротко, то это нужно делать,
чтобы войти в ритм природы. Искажение в изобра-
жении ведет к нарушению ритма, а стало быть,
и гармонии, которую художник видит и чувствует
в природе при ее созерцании с данной или вообра-
жаемой точки зрения. Картина строится и пишется,
чтобы ее смотрел глаз. Поэтому говорят, что за-
коны линейного построения картины
это законы
зрения
.

На рис. 48, а показан первый этап организации
поля реальной картины в пределах воображаемой,
когда была отсечена 1/6 часть последней. Главный
предмет А выведен на линию золотого сечения по
горизонтали. Но картина будет восприниматься
лучше, если главный предмет А вывести па линию
золотого сечения и по вертикали (рис. 48, б). Ху-
дожник сделал нижний обрез картины по линии аб.
Расстояние от линии аб до середины поля вообра-
жаемой картины делится на две части, а выше се-
редины откладывается три части. Главный предмет
А вышел на линию золотого сечения и по вертика-
ли. Непременное условие построения реальной кар-
тины—обязательный выход одного ее края на ли-
нию воображаемой картины, т. е. на границу поля
ясного зрения (рис. 48, в).

На рис. 49, а изображен пейзаж — зарисовка с
натуры в пределах поля ясного зрения. Центр вни-
мания—большое дерево. На рис. 49, б,в,г,д,е,ж,
з, и
показаны примеры композиционного построе-
ния в разных форматах. В каждом из них верно

-


Рис. 49.

Учебный пейзаж Ф. В. Ковалева в пределах поля ясного зрения:
а — зарисовка с натуры в пределах поля ясного зрения; б, в, г, д, е, ж, з, и — примеры композиционного построения в разных форматах

передается расстояние до предмета. Выбор форма- Главный предмет, помещенный на линии золото-

та связан с решением образной задачи, с выраже- го сечения, сразу привлекает внимание зрителя,

нием отношения художника к изображаемому. В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» фигура

Построение композиции в пределах поля ясного Разина находится на линии золотого сечения в

зрения способствует самому легкому восприятию левой части картины, а его голова — на пересече-

картины, согласованному с глазом. А то, что со- нии линий золотого сечения по вертикали и гори-

гласовано с глазом, способно содействовать возник- зонтали (рис. на обложке).

новению эстетического чувства, ощущению гармо- Картина может быть и вертикального формата,

нии и красоты. В узких вертикальных форматах часто строил изо-


 



бражение М. А. Врубель: «Испания», «Венеция»,
«Царевна Волхова», «Портрет Н. И. Забелы-Вру-
бель на фоне березок» и др.

В «Успении» Феофана Грека (см. рис. 21) цен-
тральная вертикаль утверждается фигурой Христа,
нимбом вокруг его головы, симметрией и централь-
ным расположением сферы небесной, а внизу ико-
ны— подножием, подсвечником, свечей и пламенем
свечи. Ниже середины иконы, на линии золотого
сечения помещена фигура усопшей богоматери. Го-
ризонтальное ее положение образует контраст с
вертикалью, придает композиции устойчивость. Эта
горизонталь подчеркнута и усилена краями белого
ложа и желтой полосой. Еще более заметная жел-
тая полоса проходит внизу на уровне подножия.
Такая композиция придает изображению строй-
ность, истинную монументальность и величавую
торжественность. Какие бы частности мы ни рас-
сматривали, фигура богоматери всегда привлекает
внимание своими размерами, контрастами цвета и
тона, очертаниями. Изображение организовано для
восприятия.

Каждый раз содержание произведения подска-
зывает художнику тот или иной порядок построе-
ния изображения. Знаменитый математик Л. Эй-
лер (1707—1783) подчеркивал, что ум любит толь-
ко такой порядок, который легко поддается во-
сприятию.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.038 сек.) русская версия | украинская версия