Студопедия — Способы определения углов зрения при работе с натуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способы определения углов зрения при работе с натуры






Самый простой первый способ определения
угла зрения
в 36°, не требующий никаких инстру-
ментов,— это измерение при помощи четверти: ко-
нец большого пальца вытянутой вперед руки при
расставленных большом и среднем пальцах, наво-
дится на главный предмет. При этом конец сред-
него пальца указывает границу поля ясного зрения
(18° по горизонтали). Такое же расстояние отме-
ряется четвертью влево, вверх и вниз. Рисующий
уже имеет представление о границах поля ясного
зрения (рис. 50, а).

Второй способ — определение угла в 36° при
помощи так называемой «растопырки». В старой
Академии художеств пользовались этим способом.
Кисть руки приставляется к скуле ниже глаза, ука-
зательный и средний пальцы растопыриваются до
предела. Видимое пространство в пределах между
пальцами равно углу в 36°. О том же говорит и


Рис. 50.

Практические способы определения углов зрения при работе с

натуры:

а —при помощи четверти; б — перспективной сеткой; в — при помощи

зрительной пирамиды

Ф. Г. Де-Лионде: «Если приставить к глазу совер-
шенно раздвинутые два пальца левой руки — ука-
зательный и средний, то видимое между пальцами



пространство будет то пространство, которое можно
рисовать, не поворачивая головы и не напрягая
глаз...» '. Далее он пишет: «...если поставить перед
собой на расстоянии вытянутой руки окружность,
диаметр которой равняется 40—45 см, или квад-
ратную рамку с внутренними сторонами длиной
40—45 см, то видимое через такое отверстие про-
странство будет то пространство, в пределах кото-
рого можно рассматривать все видимые предметы,
не поворачивая при этом ни головы, ни глаз»2.

Третий способ. Смотрим одним глазом на глав-
ный предмет и отводим в сторону вертикально по-
ставленный карандаш. Исчезновение, а затем по-
явление карандаша (когда он попадает в сектор
слепого пятна и выходит из него) укажет наруж-
ную границу поля ясного зрения. Такое же рас-
стояние нужно взять в противоположную сторону,
вверх и вниз от главного предмета.

Существуют и другие способы определения угла
зрения в 36°. Можно пользоваться делениями, на-
несенными на верхнем крае альбомного листа.
Центральное деление наводится на главный пред-
мет (смотреть одним глазом), альбом приближает-
ся или удаляется от глаза на расстояние, при ко-
тором зачерненное деление совпадает с сектором
слепого пятна. В натуре замечаются ориентиры,
совпадающие с делениями на листе, которые потом
помогут взять все пропорции в рисунке. Хорошо,
если рисующий потратит несколько минут на вы-
полнение композиционного наброска. Это облегчит
выполнение рисунка в размере или живописного
этюда.

Перспективную сетку-угломер можно изгото-
вить из фанеры (рис. 50, б), а лучше — из про-
зрачного пластика. Ее удобно носить в альбоме,
при необходимости положить па землю, так как
она не боится влаги. Такая сетка бывает размера-
ми 10X10, 25X25 или 38X38 см. Большую сетку
приходится держать на расстоянии вытянутой руки.
Все деления на пластине наносятся процарапы-
ванием.

Из куска фанеры или плотного картона выре-
зается треугольник с углом при вершине, равным
36°. Сторона, противоположная вершине, делится
на 6 равных частей. В каждое деление вбивается
маленький гвоздик, шляпки удаляются. Вершина

1 Цит. по; Янушевский С. К. Техническое рисование.—
К.—М., 1957.—С. 47.

2 Там же.— С. 47.


Рис. 51.

Перспективная сетка — угломер

треугольника обрезается, чтобы эти «грабельки»
можно было приставить к глазу под нижним ве-
ком. Воображаемая вершина угломера должна со-
впадать с центром хрусталика. Главный луч зре-
ния направляется на предмет через средний гвоз-
дик. Крайние укажут границы поля ясного зрения.
Каждое деление такого угломера равно 6°. Можно
изготовить зрительную пирамидку из кусков плот-
ного картона (рис. 50, в) с крестовиной из ниток.
Чтобы удобно было носить ее'с собой, она делается
складной.

Каждый художник, уяснивший метод определе-
ния поля ясного зрения при помощи слепого пят-
на глаза, сам придумает всякие другие способы,
удобные для него. В. Гильде в своей книге «Зер-
кальный мир» (М., 1982) описывает способ глазо-
мерного определения углов. Смотреть нужно одним
глазом на большой палец вытянутой перед собой
руки, используя его как визир. Если затем открыть
прежде закрытый глаз, а второй зажмурить, то
палец отскакивает в сторону на 6°. Величина этого
угла одинакова у всех людей. При работе с натуры
этот способ удобен, так как не требуется никаких
измерительных инструментов.

Разбив поле воображаемой картины сеткой,
каждая клетка которой соответствует угловой ве-
личине 6°, мы получим перспективную сетку, ана-
логичную сетке Альбрехта Дюрера.
Заметим, что
в сетке Дюрера тоже шесть клеток. Это и не уди-
вительно. Если Дюрер даже и не соотносил шири-
ну клетки с угловой величиной, то его рекоменда-
ция сделать рамку сетки такого размера, чтобы
она находилась от глаза на расстоянии вытянутой
руки, приводит к тому же результату (рис. 51).
Указанная рамка с сеткой может быть видоиска-
телем и угломером. Крестовина рамки наводится
на главный предмет, на который необходимо смот-




 


Рис. 52.

Научное понятие картинной плоскости:

о — поле ясного зрения (воображаемая картина); б — художник и воображаемая картина (макет);

а — воображаемая и реальная картины

реть в это время одним глазом, а рамка отводится даже такой художник, как Ван Гог, пользовался
от глаза на такое расстояние, при котором черный перспективной рамкой. В письме брату Тео он пи-
кружок попадает в сектор слепого пятна и стано- сал: «...Я заказал новую и, надеюсь, лучшую пер-
вится невидимым. Края рамки при этом укажут спективиую рамку, которую можно установить на
границы поля ясного зрения видения. Размеры неровной почве дюн с помощью двух подставок» '.
предмета в пределах рамки соответствуют разме- Не обязательно всегда пользоваться перспектив-
рам образа на сетчатке, ной сеткой — угломером. Она нужна до тех пор,
Некоторые молодые художники считают кощун- пока рисующий почувствует границы поля ясного
ственным пользоваться какими-либо механически- зрения и усвоит ту простую истину, что в компози-

ми приспособлениями при работе с натуры, пола- ________

гая, что это противоречит статусу свободного ху-
дожника, творящего интуитивно. А между тем, I Ван Гог. Письма — Л.; М., 1966.— С. 115.


ционное изображение можно и нужно включать
пространство в пределах 36°.

П. П. Чистяков справедливо гордился своим
вкладом в разработку научного понятия картинной
плоскости. За прошедшее столетие естественные
науки обогатили наши знания о мозге, глазе, его
строении и работе, о закономерностях зрительного
восприятия. Это позволяет подняться на новую сту-
пень научного понимания картинной плоскости,
сделав ее стабильной, соответствующей полю ясно-
го зрения в 36°, что изображено на рис. 52 (а, б, в).

Приемы механического получения изображения

На протяжении многих веков художественно-
педагогическая мысль билась над проблемой созда-
ния такой системы обучения молодых художников,
которая бы позволяла научить их как можно прав-
дивее изображать любой предмет или группу пред-
метов окружающего мира, развивать глаз до такой
степени, чтобы он определял пропорции головы,
фигуры человека, чувствовал и оценивал располо-
жение предметов в пространстве, их окраску, а ру-
ка сумела все увиденное перенести на бумагу или
холст. «Если ты хорошо научился измерять и овла-
дел теорией и практикой настолько, что можешь
сделать вещь на основе свободного знания и пра-
вильно ее изобразить, тогда нет надобности обя-
зательно все измерять, ибо искусство, которым ты
овладел, даст тебе хороший глазомер и привычная
рука будет тебе послушна,— наставлял молодых
художников Альбрехт Дюрер.— И сила знаний
изгонит неверное из твоего произведения и предо-
хранит тебя от ошибок, ибо ты заметишь их, и,
благодаря твоим знаниям, ты без промедления за-
кончишь свою работу, не сделав ни одного напрас-
ного штриха или мазка. И быстрота эта достигает-
ся благодаря тому, что тебе не нужно долго обду-
мывать, ибо голова твоя полна знаний. Поэтому
произведение твое покажется искусным, красивым,
сильным, свободным и прекрасным и всякий по-
хвалит его, ибо в нем есть правдивость» '.

Умение верно изображать лежит в основе реа-
листического искусства. Через изображение идет
путь к выражению идеи, мысли, чувства. Без изо-
бражения не может быть выражения. Работа ху-
дожников по усовершенствованию методов изобра-

1 Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты.— Л.; М, 1957.—
Т. 2.—С. 196.


жения идет параллельно с работой и художников,
и ученых по раскрытию тайн зрения. Изобретение
камеры-обскуры (камеры темной) позволяло ска-
зать, что вот так видит и глаз. Смущало только
то, что в камере-обскуре изображение на задней
ее стенке получалось перевернутым. А мы ведь
видим предметы в прямом виде! Даже Леонардо
да Винчи, написавший похвалу человеческому гла-
зу, делает чертеж, в котором пытается показать,
что изображение на сетчатке получается прямым.

М. Томилин в очерке о камере-обскуре в жур-
нале «Советское фото» (1974.— № 1) приводит
большой перечень имен людей, которые трудились
над усовершенствованием камеры-обскуры. Среди
них Роджер Бэкон, Даниелло Барбара, Иоганн
Кеплер, тирольский художник М. Штольц и др.
В рукописях Леонардо да Винчи есть зарисовки
камеры-обскуры и ее описание. Многие художники
эпохи Возрождения пользовались камерой-обску-
рой для получения правильного изображения пер-
спективных сокращений. Не исключено, что имен-
но рисунки зданий, улиц, выполненные при помощи
камеры-обскуры, помогли прийти к мысли, что все
прямые линии, перпендикулярные к плоскости кар-
тины, сходятся в одной точке на горизонте. Худож-
ники Беллотто и Канале, с изумительной точно-
стью передававшие перспективные сокращения
множества архитектурных деталей различных
строений, пользовались камерой-обскурой.

Шло время, и только астроном Иоганн Кеплер
сделал первое правильное построение хода лучей
света к глазу человека. Он же предложил устрой-
ство в виде тента для камеры-обскуры, которое
широко применялось художниками для правильной
передачи перспективы. Камеры-обскуры были боль-
шие, громоздкие. Нередко они сооружались в виде
комнаты. Работа над усовершенствованием каме-
ры-обскуры привела к открытию английским физи-
ком Валластоном в 1807 г. камеры-лючиды, или
камеры-люсиды (камеры светлой). М. В. Алпатов
в монографии об Александре Иванове упоминает,
что, начиная с 1846 г., художник пользовался ка-
мерой-лючидой для выполнения пейзажных зари-
совок.

Чтобы получить наиболее правдивое и точное
изображение, художники изобретали и многие дру-
гие приспособления. Итальянский живописец
XV в. Альберти предложил рисовать с помощью
рамок и видоискателей. Леонардо да Винчи рисо-
вал на стекле, пользуясь диоптром. В этом, соб-



ственно, и есть различие между проекцией изобра-
жения и перспективой — вижу через стекло, окно,
картинную плоскость. В учебниках рисунка и пер-
спективы приводятся гравюры Дюрера, на которых
изображены сконструированные им станки для ри-
сования, где применялись визиры и рейки и вводи-
лась неподвижная точка, служившая началом
отсчета. Дюрер также рисовал на стекле. Все меха-
нические приспособления применялись для дости-
жения правдивости и точности изображения, так
как память не всегда удерживала зрительный об-
раз достаточно отчетливо, а рука не успевала
зафиксировать его. Рисование на стекле, с видо-
искателем и при помощи перспективной сетки или
рамки находит продолжение, как мы уже видели,
в современных поисках способов передачи расстоя-
ния до изображаемых предметов, что, в свою оче-
редь, ведет к решению задач композиции и роли
в ней закона золотого сечения.

Постоянная работа с натуры, по памяти и пред-
ставлению иногда давала поразительные результа-
ты. Карл Брюллов мог нарисовать скульптурную
группу Лаокоона, не отрывая карандаш от бума-
ги. Среди художников нередки случаи исключи-
тельной зрительной памяти, достигающей эйдетиз-
ма— своеобразной разновидности образной памя-
ти, заключающейся в возможности воспроизведе-
ния яркого наглядного образа предмета по пре-
кращении его воздействия на органы чувств. Так,
например, английский художник XVIII в. Джошуа
Рейнолдс, работая с натуры, не требовал, чтобы
позирующий человек все время находился перед
ним. Он работал 30—40 мин и этого было доста-
точно. В дальнейшем он ставил кресло, где сидел
позирующий, на прежнее место, усаживался за
мольберт и продолжал работать так, как будто
натура была перед ним. Образ человека был в его
сознании настолько четким, что, когда кто-либо
становился между ним и креслом, он просил его
отойти в сторону. Такой же зрительной памятью
обладал И. К. Айвазовский. Он писал морские вол-
ны по памяти. Л. Н. Толстой говорил, что своих
героев он видел физически.

Желание человека зафиксировать, сохранить
изображение надолго, привело к открытию фото-
графии. Построение изображения в глазу стали
уподоблять построению изображения фотокамерой.
Казалось, что все стало на свои места, все ясно.
Многие предрекали гибель живописи. С изобрете-
нием телевидения пробовали уподоблять глаз пере-


дающей телекамере. Это сравнение оказалось да-
леким от истины.

И вот наука дарит людям совершеннейший ме-
тод получения изображения
голографию, т. е.
полное, объемное и цветное изображение. Но го-
лография—это не только метод получения изобра-
жения. Она дает основание предполагать, что мозг
строит образы по принципу голографического изо-
бражения. Над развитием голографической гипо-
тезы работы мозга трудится лаборатория физиоло-
гии зрения Института физиологии им. И. П. Пав-
лова Академии наук СССР в Колтушах под
Ленинградом. Она использует принцип голографии
для объяснения «механизма» переработки зритель-
ной информации мозгом человека.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия