Студопедия — О портрете. Натурные постановки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О портрете. Натурные постановки






В натюрмортах, пейзажах, сюжетных картинах
наблюдается преобладание совпадения централь-
ной точки картины и главного предмета. Иногда
художники создают центр внимания над линией
золотого сечения и это придает пейзажу особо ве-
личественный вид. В портретах, наоборот, редки
случаи совпадения центра внимания (это всегда
лицо изображенного) и точки картины, где пересе-
каются линии золотого сечения по вертикали и го-

1 Рисунок автора — Ковалева Ф. В.


ризонтали, например, в «Портрете Нади Павло-
вой» Е. Широкова (рис. 58).

Эль Греко в «Портрете дона Родриго Васкеса»
применил тройную пропорцию золотого сечения
(рис. 59). Паоло Веронезе в «Портрете мальчика
с борзой собакой» (рис. 60) при идеальной выдер-
жанности пропорций золотого сечения по вертика-
ли центр внимания сместил в самый верх карти-
ны (лицо мальчика). Почти во всех портретах, на-
писанных П. Д. Кориным, центр внимания (лицо
портретируемого) смещен вверх и в сторону к краю
картины. Такое композиционное построение про-
диктовано желанием художника не только изобра-
зить, показать внешние черты человека, но и под-
черкнуть его духовную сущность. Это еще раз под-
тверждает мысль о том, что идея произведения,
замысел автора подчиняют себе все элементы фор-
мы и изобразительно-выразительные средства.

При выполнении академических учебных зада-
ний по рисунку и живописи (натюрморт, голова, фи-
гура) также необходимо учитывать расстояние от
рисующего до натуры, так как величина образа на
сетчатке в пределах поля ясного зрения зависит
от этого расстояния (рис. 61). Композиционное по-
строение изображения в соответствии с расстояни-
ем, полем ясного зрения и величиной образа на
сетчатке как нельзя лучше будет способствовать
выработке композиционного чутья и мышления.
При переходе к работе над эскизом или картиной



Рис. 58.

Анализ композиционного построения
«Портрета Нади Павловой» Е. Широкова


Рис. 59.

Тройная пропорция золотого сечения на картине Эль Греко

«Портрет дона Родриго Васкеса»:

а: в: с=Ф: а = в+с

 

не будет затруднений в организации центра вни-
мания, расположения фигур в пространстве.

В. А. Фаворский писал: «Существует мнение,
рассматривающее композицию как особый процесс,
особый способ, отличный от основного метода изо-
бражения. Есть, мол, правильный, точный, объек-
тивный, так называемый академический рисунок.
Он не композиционен, он просто точно передает
натуру. Композиция же является после, как неко-
торое более или менее произвольное украшение
этого рисунка. Школа, имевшая такое представ-
ление о композиции, по большей части учила толь-
ко «правильному» рисунку, а композицию предо-
ставляла на усмотрение уже кончившего, считала
это делом его совести...» '.

 

1 Фаворский В. А. О композиции.—Искусство.— 1933.—
№ 1, 2.-С. 1.



Рис. 60.

Смещение центра в картине Паоло Всронсзе
«Мальчик с борзой собакой»

Знакомство с законами зрительного восприятия
показывает, что композиция изображения не может
быть случайной, произвольной. Она обусловлена
объективными закономерностями, она математична.

Место художника перед картиной

При работе над картиной художнику необходи-
мо ясно осознавать свое место перед картиной,
а именно: против середины картины он стоит, про-
тив правой или левой части в отношении 2: 3 и


на каком росстоянии, т. е. знать законную точку
картины. Разделение эскиза на пять частей по
вертикали и горизонтали и введение его в вообра-
жаемую картину помогает решить все эти вопросы.

При анализе классических произведений жи-
вописи недостаточно, как отмечалось ранее, только
рассматривать картины или репродукции с картин.
Геометрический анализ с точки зрения организа-
ции изображения в соответствии с законами зри-
тельного восприятия и пропорционирования дает
очень многое для понимания архитектоники кар-
тины.

Проанализируем картину Т. Н. Яблонской
«Хлеб» (рис. 62), по достоинству вошедшую в фонд
советской классики:

1. Проведем диагонали, что позволит увидеть
место геометрического центра холста, а также
движение форм по диагональным направлениям.

2. Делим картину на пять частей по высоте и
ширине. Из этого видно, что главная фигура на-
ходится на линии золотого сечения (2:3). В та-
ком же отношении картина разделена и по верти-
кали: низ (три части) занимает земля и зерно,
верх (две части)—скирда, машины и мешки с
зерном.

3. Приняв картину за 100 частей, находим шка-
лу пропорциональных величин 62, 38, 24, 14 и
10 для ширины. Отложив отрезки шкалы на по-
лоску бумаги, получаем пропорциональную линей-
ку для ширины. Двигая пропорциональную линей-
ку по репродукции, находим, что расстояния между
фигурами, группами фигур, предметами соответ-
ствуют золотым пропорциям. Ту же операцию
проделываем с высотой. Находим, что высота глав-
ной фигуры равна 62 частям от высоты картины;
высота женщины с лопатой в правой части карти-
ны (стоит к зрителю спиной) равна 38 частям,
а высота женщины возле веялки равна 24 частям
высоты картины, 62, 38, 24 — величины золотой
пропорции. Пятая часть картины слева является
вводной частью. Здесь зритель видит мешки с зер-
ном, весы, сумку, в глубине картины — лошадь,
часть машины и несколько фигур людей. Централь-
ная— главная группа персонажей картины — за-
нимает две части. В четвертой части картины
взгляд зрителя уходит в глубину тока. Там разво-
рачивается рассказ о погрузке мешков с зерном
в машины. Незаметно взгляд переходит к пятой
части картины с группой женщин у веялки. Тут
он долго не задерживается, потому что главная




 


Рис. 61.

Образцы ошибочного композиционного построения в учебных студенческих рисунках:
а — рисующий сидел далеко от натуры; б — рисующий сидел очень близко к натуре


фигура картины — молодая, красивая женщина —
привлекает внимание. Здесь сосредоточен самый
сильный контраст тона и цвета, а также контраст
движения: энергичное движение руки и всей фи-
гуры молодой колхозницы, разгоряченной друж-
ным трудом, который подобен песне. В централь-
ной фигуре разработка формы достигает наивыс-
шего совершества.

Здесь уместно привести энциклопедическое
определение классического произведения искусства:
высокое, ясное содержание и совершенная худо-
жественная форма; сочетание непосредственности и
фантазии со строгим расчетом
гармония, соиз-
меримость, золотое сечение, матемаческий расчет
и зоркий глаз
.

Весь процесс работы Т. Н. Яблонской над кар-


тиной «Хлеб», результат этого труда — сама
картина являются прекрасной школой для молодых
художников.

Пропорции картины, поддающиеся математиза-
ции, элементы симметрии, повторение равных ве-
личии и чередование величин золотого сечения со-
здают в картине чувственно воспринимаемый ритм.
Художник планирует воздействие картины на зри-
теля, выбирает средства. Золотая пропорция как
вид симметрии (золотая симметрия) входит в об-
щий строй математических отношений симметрии.
Картины, в которых центр внимания находится в
геометрическом центре холста, нельзя считать
асимметричным. Они симметричны, но это особый
вид симметрии — золотая, или нарушенная, сим-
метрия. Эта симметрия и система пропорциониро-



Рис. 62.

Анализ картины Т. Н. Яблонской «Хлеб» в соотвгтствии с законами зрительного восприятия и пропорционирования


Рис. 63.

Цельность изображения и подчиненность главному на картине П. А. Федотова «Сватовство майора»


вания в целом и дают художнику инструмент для
самопроверки, для проверки сделанного интуитив-
но, по чувству.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 511. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия