Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Симметрия цвета. Контраст и нюанс





Теория симметрии цвета в искусствоведческой
литературе не разрабатывалась. Даже само соче-
тание слов «симметрия цвета» звучит непривычно.
С понятием «симметрия цвета» проще всего позна-
комиться по орнаментальной композиции (рис. 86).
В орнаменте (а) мы видим полную симметрию цве-
та. Здесь каждому элементу левой части изображе-
ния соответствует точно такой же элемент в пра-
вой. Полная симметрия элементов формы присут-
ствует и в орнаменте (б), но по цвету она не пол-
ная, потому что элементы левой половины не везде
соответствуют по цвету элементам правой. Полную
симметрию цвета можно видеть на крыльях бабо-
чек. В геральдических изображениях, фресках и
мозаиках религиозного содержания, иконах также
можно видеть симметрию цвета.

В цветовом круге В. М. Шугаева очень нагляд-
но выражена симметрия цвета. Контрастные цвета,
лежащие в круге на диаметрах, являются сим-
метричными по своему расположению, но не сим-
метричными по цвету. Все родственно-контрастные
цвета симметричны по расположению в круге, но
по цвету они симметричны и несимметричны одно-
временно. В родственных цветах осуществляется
постепенное развитие цвета, равиоступенное или с
определенными интервалами, удвоение или в отно-
шениях золотой симметрии, а в центре внимания,
в кульминации, может быть осуществлен пол-
ный контраст любого характера — светлотиый или
цветовой, а чаще всего тот и другой одновре-
менно.

Все эти явления симметрии цвета всегда на-
правлены на наиболее полное выявление смысла,
содержания картины, ее идеи и на наилучшую
организацию изображения для восприятия зрителем.
Подобным же образом служат выражению содер-
жания все элементы музыкальной формы: отдель-
ные звуки, их последовательность, сила, аккорды,
паузы.

В статье «Исследование колорита» А. Зайцев
пишет: «Контраст цветовых пятен в картине явля-
ется одним из проявлений всеобщего закона сим-


метрии и асимметрии в природе» '. Мысль верная и
важная. Вызывает сомнение соседство слов «сим-
метрия» и «асимметрия». Что понимается под сло-
вом асимметрия? В общей теории симметрии к это-
му слову относятся осторожно. То, что на пер-
вый взгляд кажется асимметричным (асиммет-
рия— отсутствие симметрии), при более внима-
тельном рассмотрении может быть описано сим-
метрией подобия, симметрией золотого сечепия
(золотой симметрией) и другими видами. При изу-
чении мира форм и явлений природы ученые вво-
дят все новые и новые понятия: полная симметрия,
неполная симметрия, нарушенная симметрия, ан-
тисимметрия, дисимметрия, криволинейная сим-
метрия.

С легкой руки автора учебного пособия «Осно-
вы композиции» Е. В. Шорохова симметрия и асим-
метрия на равных правах отнесены в правила ком-
позиции, а в учебнике «Методика преподавания
изобразительного искусства в школе» автора
Н. Н. Ростовцева симметрия и асимметрия тоже на
равных правах отнесены в разряд законов компо-
зиции. Термин «асимметрия», попав на еще мало
возделанную почву теории живописи и композиции,
может оказаться той сорной травой, с которой по-
том будет трудно бороться.

Делакруа говорил, что в природе все — конт-
раст. И действительно, контраст движений, линий,
форм, светлого и темного, контраст цвета,— все это
мы повсюду наблюдаем. Они же проявляются и в
произведениях искусства. «Общий закон: больше
противоположения, больше блеска,— писал тот же
Делакруа.— Рубенс, даже когда он больше всего
отдается практике, никогда его не нарушает»2.

Делакруа считал своей заслугой открытие за-
кона цветового контраста. Он заметил, что у П. Ве-
ронезе наблюдается сочетание зеленого-оранжево-
го-фиолетового, что художник комбинирует оба эти
контраста и в предмете и вокруг него. Что такое
контраст зеленого (точнее, зелено-голубоватого, ко-
торый дает изумрудная зеленая) и оранжевого?
Это полный контраст. А контраст оранжевого и
фиолетового и, далее, фиолетового и зеленого? Это
контрасты не полные, т. е. сочетание родственно-
контрастных цветов, что хорошо видно на рис. 84.
Цветовой круг В. М. Шугаева помогает нам по-

1 Искусство.— 1966.— № 3.—С. 70—73.

2 Цит. по: Рене Пио. Палитра Делакруа.—М.; Л.—
1932 —С. 18—20.



пять и роль степени контрастности цветов. Напри-
мер, контраст синего и желтого — это самая высо-
кая степень контраста, а контраст синего и оранже-
вого или синего и желто-зеленого — меньшая сте-
пень контраста. Любое сочетание цветов по два
или более легко представимо и наглядно по цвето-
вому кругу. Ни один цветовой круг на 12, 24, 36 и
более цветов такими качествами не обладает.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия