Студопедия — Психологическая оценка колорита
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологическая оценка колорита






Говоря о колорите, русский физик Ф. Ф. Петру-
шевский отмечал, что это слово принадлежит соб-
ственно живописи. Но это слово употребляют сей-
час и при обозначении ощущения, возникающего
при созерцании природы, скульптуры, гобелена или
ковра, архитектурного ансамбля, т. е. всего того,
что может видеть глаз. Охотно прибегают к нему
музыканты, говоря о музыкальном колорите. Очень
часто говорят о национальном колорите.


Легко заметить, что когда говорят о цвете, то
имеют в виду единственность (красный, желтый),
когда же хотят сказать о сочетании многих качеств
или черт предмета (явления), употребляют слово
«колорит». Общим для всех произведений искусст-
ва как физических объектов и предметов природы
является их способность отражать световые волны
(лучи). А для сетчатки глаза безразлично, от чего
поступили световые излучения. Она, грубо говоря,
делает свое дело, выполняя свойственную только
ей работу, т. е. производит первичный анализ и
отправляет информацию в мозг, который произво-
дит операции сличения, сравнения, синтеза, и мы
получаем образ предмета со многими его характе-
ристиками.

Некоторая трудность состоит в том, что цвет и
колорит — это не существующее нечто на поверх-
ности предметов или картины. Это ощущение, пе-
реходящее в факт сознания, это категория со-
знания, если пользоваться философскими поня-
тиями.

Отраженные от разных предметов (в том числе
и от картины) световые лучи достигают сетчатки
глаза, воздействуют на нее раздельно, каждый по-
своему («рисуют образы»), в зависимости от дли-
ны волны и вызывают ощущение различных цветов.
Но эти образы (следы на сетчатке) не остаются без-
различными друг к другу, они вступают во взаимо-
действие, синтезируются мозгом в общем ощуще-
нии, имя которому колорит.

В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из
Парижа писал в 1883 г., что когда в соборе Па-
рижской богоматери смотреть на фон, то он воз-
душный, темно-серовато-лиловатый, а когда смот-
реть на окно-розу, то все цвета его живо перено-
сятся глазом на окружающий фон.

Синтезированное ощущение осознается, оформ-
ляется в чувство, и человек ищет ему словесное
выражение: дивный колорит, золотистый колорит,
мрачный колорит. Художникам и искусствоведам
бывает очень трудно подобрать, найти слово для
обозначения ощущения. Часто просто пишут: коло-
рит Тициана, колорит Рубенса, Рембрандта, или
прибегают к разного рода ассоциативным назва-
ниям.

В результате анализа автором около 500 раз-
личных научных источников (монографии, обзор-
ные и критические статьи) был составлен своеоб-
разный колористический словарь от А до Я, кото-
рый приведен ниже.



А — апельсиновый, алый, аскетичный, абстрагированный, ани-
линовый, артистический

Б—благородный, броский, бесподобный, богатый, бедный,
бледный, блеклый, бурный, буроватый, блестящий, болез-
ненный, безрадостный, Буше колорит

В — вялый, высветленный, вологодский, возбужденный, взвол-
нованный, верный, воздушный, вибрирующий, веселый,
восточный, выразительный, великолепный, впечатляющий,
восхитительный, велеречивый, венецианский

Г — горячий, глубинный, глубокий, гармоничный, густой, гру-
бый, гнетущий, гобеленный, грязный, голубовато-розовый

Д — дымчатый, дивный, драматический, донской, Дейнеки ко-
лорит, декоративный, достоверный, действенный

Е — естественный, единый

Ж — жизненный, живописный, жесткий, живой, желтый, жиз-
нерадостный, желтовато-золотистый, жемчужно-синий, же-
манный

3 —звучный, земной, застывший, золотистый, золотисто-корич-
невый, зелено-оливковый, задуманный, звонкий, зелено-
охристый, затемненный, зыбкий, зеленовато-голубой, зна-
чимый, зализанный, зловещий

И — изысканный, интенсивный, искаженный, истинный, изы-
сканно-праздничный, интенсивно-яркий, исторический,
испанский

К — красивый, контрастный, коричневый, крепкий, киргизский,
крымский, красно-коричневый, Клуциса колорит

Л — легкий, лирический, локальный, лунный

М—музейный, мягкий, мусатовский, мужественный, матовый,
местный, музыкальный, мглистый, мажорный, монохромно-
серый, мощный, мрачный, монохромный, мутный, машков-
ский, многоцветный, могучий, многообразный, мистифици-
рованный, мерцающий

Н — натурный, народный, нежный, ночной, непритязательный,
неизбитый, насыщенный, неповторимый, напряженный,
неяркий, неожиданный, неглубокий, неубедительный, не-
выразительный, новгородский, нюансированный, наряд-
ный, невзыскательный, найденный, нежно-перламутровый,
неуловимый, неземной

О — однообразный, особый, общий, оливковый, отчужденный,
определенный, обособленный, ослепительный, однотипный,
охристо-коричневый, оригинальный, одушевленный, обед-
ненный, обильный, оранжево-красный, открытый, обман-
чивый, обязательный, организованный, охристо-пепельный,
органический, охмеляющий

П — приглушенный, праздничный, природный, прозрачный,
плотный, переливчатый, подвижный, просветленный, про-
извольный, прочувствованный, прозрачно-темный, пастель-
ный, поющий, позапленэрный, пименовский, правдивый,
политональный, простой, пестрый, перламутровый, пы-
лающий, придуманный, призрачный, прохладный, притор-
ный, пышный, полнокровный, полноценный, погашенный,
первоначальный, продуманный, певучий
Р — радостный, русский, рыжевато-коричневый, разный, рас-
считанный, Рафаэля колорит, романтический, разбеленный,
резкий, родной, розовато-сиреневый, разнообразный, ре-
шительный, размытый
С — солнечный, светоносный, сумрачный, свежий, строгий,
сдержанный, серо-охристый, серебристый, светлый, слож-
ный, своеобразный, смягченный, сияющий, самобытный,
спокойный, серо-зеленый, свой, субъективный, сверкаю-
щий, сказочный, суровый, содержательный, серебристо-се-
рый, сизоватый, серый, скучный, серенький, серо-фиолето-
вый, сочный, скромный, собранный, серо-стальной, суме-


речный, слащавый, светящийся, слепящий, сине-зеленый,
скупой, сурово-тусклый, серебристо-голубой, синий, серо-
коричневый, серебристо-перламутровый, сухой, сильный,
строгий, спиритуазный

Т — темный, тяжелый, тонкий, теплый, тональный, темно-ко-
ричневый, тревожный, тлеющий, традиционный, типичный,
трагический, торжественный, тусклый, таежный, таинст-
венный, тощий, трогательный

У — уродливый, условный, утонченный, увиденный, украин-
ский, удивительный, унылый, утонченный, утонченно-деко-
ративный

Ф — фальшивый, фантастический

X — холодный, холодноватый, хороший, характерный

Ц—цветной, целостный

Ч — черный, чистый, черно-красный, четкий

Ш— шаблонный, широкий

Щ— щедрый

Э — эмоциональный, энергичный, эффективный, экзотический

Я — яркий, японский, ясный

Искусствоведы и художники говорят и пишут
о колорите природы, картины, цветной линогравю-
ры или офорта, расшитой узором юбки и т. д.
Идут споры о том, что колорита в природе нет,
колорит создает художник. Создаются концепции
в зависимости от того, кто на какой точке зрения
стоит. Если стать на строго естественно-научную
материалистическую точку зрения, то мы должны
признать, что колорита нет ни в природе, ни на
картине. Накладывая краски на холст, художник
создает материальную предпосылку для образова-
ния чувства колорита сознанием зрителя. Природ-
ные предметы и картина обладают одинаковым
физическим свойством — способностью отражать
световые лучи, которые достигают глаза человека,
рисуют образы на сетчатке. Все остальное делает
наш мозг. Сознание человека объективирует воз-
никший образ реального мира во всем его физиче-
ском и опосредованном, очеловеченном значении.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия