ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ринималось как искусственное. Культура оценивалась как некий придаток образа жизни рабочего класса. Более того, этот «придаток» был вовсе не обязателен для отдельного рабочего человека. Понятие культуры, как правило, было представлено разделом художественной культуры, искусства вообще. Понятна ограниченность видения и смысла культуры применительно к личностной, социальной и профессиональной роли будущего рабочего. По существу же, такая установка ложная. Она требует не только и не столько уточнения, сколько коренного изменения. Будем исходить из того, что рабочий человек всегда был и остается конечным звеном в цепи производственных связей. Из его рук выходит конечный материальный продукт, который затем востребуется, принимается и потребляется на всех уровнях. И от того, каково качество этого продукта, в какой мере в нем реализован замысел авторов, зависит авторитет данного конкретного предприятия, престиж отрасли, их место и роль в отечественном и мировом производстве. И в этом случае нельзя пренебрегать культурным потенциалом отдельного рабочего человека, целых рабочих коллективов. Это опора, основа, база всего материального производства и культуры страны в целом. Именно поэтому так важно формировать культуру молодого рабочего уже в средней профессиональной школе. Что такое культура молодого рабочего, каков ее состав и структура, в чем состоят особенности ее формирования именно в средних
Под культурой понимается определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, человеческом общении, а также в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития. Культура есть сущностный признак отдельного человека, групп людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом. Если речь идет о молодом рабочем, то следует иметь в виду и отдельную личность, и представителя определенной профессиональной группы людей, и часть национальной общности, семью, различные социальные сообщества. Культура молодого рабочего, стало быть, как в фокусе соединяет все эти интегрированные признаки своеобразным векторным способом. Культура молодого рабочего как целостное образование. Культурный потенциал личности можно представить себе в виде сочетания ряда элементов. Это своеобразные «срезы» культуры — физический, умственный, нравственный, эстетический, правовой, экономический, конфессиональный, политический, психологический, профессионально-трудовой. В обыденном представлении каждый из названных пластов как бы автономен в общем ряду культуры. Увы, такая точка зрения еще с прошлого века была «спровоцирована» узконаучными подходами к личности, социуму. Более того, она закрепилась в виде автономных учебных курсов типа «Этика», «Эстетика», «Политология» и т.д. По существу же, в личностном «багаже» все эти элементы тесно переплетены, хотя мера их взаимосвязи неизменно меняется, трансформируется в зависимости от ситуации. В каждом из элементов культуры выделим четыре функциональных качества: 1) знания, 2) чувства или отношение, 3) мотивацию выбора или интерес и 4) действия. Эти качества дополняют друг друга или же противоречат одно другому — все зависит от их смысловой наполненности. В одном случае можно установить общую позитивную направленность, в другом — негативную, в третьем и т.д. обнаружить их сочетание, которое либо «работает» на общекультурное развитие и обогащение личности, либо обедняет его. Вся эта сложная фактура присуща всем без исключения элементам культуры, сказывается на их взаимосвязи. Рассмотрим последовательно каждый из элементов культуры личности молодого рабочего. Физическая культура. Прежде всего имеется в виду физическая выносливость вступающего в профессиональную деятельность рабочего человека. Это и умение переносить физическую нагрузку, не допуская перегрузок всякого рода, и навык укреплять свои скоростные, силовые качества. Но реализовать такой набор нельзя без строго выдержанной мотивационной зрелости, без требуемой эмоциональной реактивности, без широкого спектра знаний, относящихся, в первую очередь, к собственному физическому здоровью. И в зависимости от уровня физического развития молодого рабочего приобщенность его к физической культуре может ситуационно изменяться с учетом соотношения четырех вышеназванных компонентов. Умственная культура. В конечном счете, речь идет об определенной манере мыслить, логически включать свои умственные способности в профессиональную деятельность. И при этом следует различать знания, отношение, мотивацию и умственные действия. Здесь возникает эффект логического анализа, выбора смысловой доминанты и принятия решения. Умственная культура — признак рабочего высокой квалификации. А этот уровень определяет и его профессиональную карьеру, и жизненную судьбу. Нравственная культура. Это определенный уровень отношения молодых рабочих к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающийся в объеме их знаний, интересе к ним и их выборе как мотива своего поведения. Здесь честь и совесть, добро и коллективизм, любовь и дружба, достоинство. Здесь может быть представлена и оборотная сторона «медали», где зависть и зло, предательство и эгоизм, ненависть и неверность. Вся сложность нравственной культуры и состоит в том, чтобы определить, какова мера соотношения этих признаков, компонентов, что движет молодым рабочим, как, впрочем, каждым из людей, что они выбирают, что входит в привычку, влияет на личностный смысл и норму поведения. Эстетическая культура — определенный уровень развитости вкуса молодого рабочего, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Ясно, что этот «комплект» имеет своеобразную эстетическую «визитную карточку». В качестве базовых ориентиров здесь красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность, множество вариантов комического. И вопрос в том, что и в каком виде вызывает эмоциональную реакцию молодого человека, что руководит его действиями и каковы эти действия. Правовая культура молодого рабочего предполагает определенный уровень знаний и правовых норм, регулирующих действие, бездействие, деяние, различного рода отклонения, нарушения, противоправное поведение и соответствующее наказание. Здесь и отношение молодых людей к лицам, их совершающим, и к своему собственному поведению, имеющему правовой смысл. Весь этот набор может носить как спонтанный, так и осознанный характер, быть органичным в линии поведения молодого рабочего или же случайным. Экономическая культура предполагает определенную адаптивность молодого рабочего к экономическим условиям его жизни в обществе, в семье, в трудовом коллективе. Природа такой адаптивности определяется не только и не столько его материальными притязаниями, сколько личностно сориентированным отношением к деньгам и стоящими за ними ценностями, трудовыми затратами, контролем и самоконтролем. Важно, чтобы экономические знания, мотивы и действия способствовали достижению материального благополучия как своего личного, так и общегосударственного. Конфессиональная культура — это определенный уровень включенности молодых рабочих в систему тех или иных религиозных ценностей, традиций, приоритетов, обрядов. Это предполагает выбор осознанной линии поведения, хотя нередки при этом и чисто стихийные порывы. Такая культура определенного объема знаний о религиозных конфессиях. Эти знания могут быть научно объективного характера или на уровне слухов, обыденных суждений. В соответствии с этим и в зависимости от социальной среды у молодого рабочего возникает и мотивационная база для выбора всех этих ценностей, которые определяют и линию его поведения. Политическая культура молодого рабочего есть выражение его жизненной позиции в отношении к власти и ее органам, политическим персонам, к их действиям. Это может быть осознанная или неосознанная позиция. Она может вытекать из личных симпатий или антипатий, быть более или менее аргументированной, а то и чисто импульсивной. Но в любом случае в качестве опоры выделяются знания политического порядка, соответствующие действия и их мотивы. При этом каждый раз в качестве доминантного выступает тот или иной признак этого рода культуры молодого рабочего. Психологическая культура. Как правило, включение человека, особенно молодого человека, в любую жизненную ситуацию происходит в зависимости от темперамента, одаренности, тех или иных признаков характера. Исходя из этого он делает и свой не только ситуационный, но и жизненный выбор. Если к тому же молодой человек избрал для себя судьбу рабочего, если он может на уровне полученных знаний включиться в различные типы межличностных отношений, может корректировать свое поведение, свою реакцию на многочисленные раздражения, то перед нами молодой рабочий с достаточно высоким уровнем психологической культуры. Возможен не только высокий или низкий уровень, но и уровень отрицательного плана. В любом случае можно говорить об определенной мере психологической зрелости молодого рабочего, его психологической культуры. Профессионально-трудовая культура. Каждый молодой рабочий должен обладать ею, включаясь более или менее осознанно в систему профессиональных связей, отношений, взаимодействий. При этом он овладевает определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями, фактами той деятельности, которую избрал для себя как профессиональную. Здесь и знание о производственном сырье, о технике, технологиях, измерительных приборах, аппаратах, инструментах, о конечном продукте профессионально-трудовой деятельности. Здесь и эмоциональное отношение к ней, и выбор линии поведения в трудовой сфере, да и само профессиональное действие. Уровень гармонии всех этих качеств определяет профессиональный статус молодого рабочего, он есть выражение его профессионально-трудовой культуры. Все названные элементы культуры личности молодого рабочего находятся в тесном и органичном сочетании. Утверждения об их автономном статусе следует исключать, они есть заблуждение. Речь может и должна идти лишь о мере сочетания в общекультурном масштабе его личности как всех этих элементов, так и каждого из их признаков со всеми другими признаками. Более того, встает вполне закономерный вопрос об их интеграции, которая неизменно приводит к новому статусу личности молодого рабочего. Именно с точки зрения интеграции и можно вести речь о трех ролевых функциях культуры в личностном статусе молодого рабочего. Он и носитель культуры в сочетании всех названных выше ее элементов. Он и потребитель всего богатства культуры. Он и созидатель ее ценностей — в зависимости от своей профессии, специальности, уровня квалификации. Полноценным выразителем всех трех ролевых функций молодой рабочий может стать только после серьезной подготовки, имеющей целевую культурологическую направленность. С набором культурологических качеств человек не рождается, есть только большая или меньшая генетическая предрасположенность к их развитию. Поэтому формирование культуры молодого рабочего становится одной из генеральных целей профессиональной школы. Характеризуя возможности интеграции элементов культуры, выделим следующие три компонента: средства интеграции, разделы учебно-воспитательного процесса, механизмы интеграции и педагогические технологии, ориентированные на него. 6.1.1. Средства интеграции Учитывая профессиональный ста- молодого рабочего место поставим продукты матери- альной деятельности, в которых очевидно воплощаются признаки всех десяти вышеназванных элементов культуры. Следует различать и четыре признака каждого из:>тих элементов: знания, эмоциональное отношение, действия и мотивацию выбора его приоритетных для себя ценностей. Этот продукт материальной деятельности как своеобразный интегратор культуры для молодого рабочего проявляется по-разному. Он результат профессионально-трудовой деятельности его самого, его друзей и коллег, целых профессиональных коллективов базового предприятия, других учреждений. Особо выделим творческие возможности труда, а также такие качества работника, как вкус, ответственность, добросовестность и др. Их интеграция и составляет культурологический смысл продукта материальной деятельности. Особая роль принадлежит продуктам духовной деятельности. (реди них — имена, фамилии, прозвища, письма, личные дневники, семейные или профессиональные притчи, легенды и многое другое. Молодой рабочий, как, впрочем, и другие категории молодежи, живет в атмосфере различного рода сведений, слухов, даже сплетен. И далеко не безразлично, каково его отношение к этому продукту человеческого общения, духовности людей и какой след они оставляют в душе и образе жизни молодого рабочего. Не раскрывая подробно состав и структуру других средств интеграции элементов культуры молодого рабочего, просто назовем их. Это наука, искусство, человеческий облик (имидж), речь, природа, деньги, спорт, средства массовой информации и, наконец, продукт учебной деятельности. Последний позволяет наряду с продуктом материальной деятельности проследить процессы формирования культуры молодого рабочего в средней профессиональной школе. Начало этого процесса как раз и обеспечивает продукт учебной деятельности. В его составе мы обнаруживаем целый набор — от формулировки темы учебного занятия до оценки по итогам обучения. Работа по формированию культуры учащихся осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. Исключений здесь быть не должно, ибо интеграция как сущностный признак культуры предполагает целостность, органичность взаимосвязи всех разделов, факторов, условий, компонентов, признаков и средств. Но каждый раз в зависимости от типа и профиля среднего профессионального учебного заведения делается выбор приоритетного направления. В данном случае в качестве доминанты может быть с учетом ситуации любой предмет специального или гуманитарного циклов. Однако есть и базовый учебный предмет. Им можно считать «Культурологию» — наш авторский оригинальный курс. Он прошел длительную апробацию во многих профессионально-технических училищах России под названием «Культура молодого рабочего» или «Культура молодого человека». В этом курсе представлены все логические и содержательные подходы к формированию культуры молодого рабочего. Из всего набора элементов культуры, а также функциональных звеньев каждого из них вытекает определенная логика процесса формирования культуры. Однако есть еще один раздел этого процесса — педагогические технологии. Выбрать можно любую из них: модульную (блочную, культурную, проблемную), информационную, аудиовизуальную, компьютерную, концентрированного типа. 6.1.2. Эффективность Формирование культуры учащего- интеграции элементов ся не самоцель. Это и не формаль- культуры молодого рабочего ный довесок к общеобразовательной и специальной подготовке. Равным образом нельзя говорить и о формальном подходе к интеграции ее элементов. В конечном счете, вопрос стоит достаточно определенно: в какой мере и интеграция элементов культуры, и ее формирование в целом обеспечивает личностную и профессиональную состоятельность молодого рабочего? Именно в этом ключе следует воспринимать и установку на эффективность этих процессов. Очевидно, только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого рабочего и устойчивости его профессиональной судьбы по следующим показателям:
Культура личности молодого рабочего не абстрактное состояние его души, облика, действий. Во всем этом отчетливо просматривается воспринятый и пережитый опыт осмысления фактов, ситуаций, личностей. Формируя культуру молодого рабочего, сегодня надо делать акцент на вопросах истории искусства, тенденциях и явлениях развития художественной культуры, науки, производства, судьбах выдающихся мастеров, принесших мировую славу нашему Отечеству. Важно обращаться также к своеобразной «расшифровке» проблем экологии, делового и досугового общения, семейных отношений. Во всем круге этих вопросов неизменно следует опираться на идею и смыслы интеграции всех ранее названных элементов культуры, стремиться к тому, чтобы молодой рабочий всегда был востребован отечественным производством как духовно богатая, творчески инициативная и непрерывно развивающаяся личность. 6.2. Стимулирование Самовоспитание — это сознатель- самовоспитания учащихся ное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия и процедуры:
Стимулирование самовоспитания — динамичный, развивающийся процесс, предусматривающий непрерывность и длительность его осуществления. Оно связано с разрешением основного противоречия — между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество и его социальные институты. Условием его разрешения и превращения в движущую силу самоопределения личности является сформированность главного мотива самовоспитания, в качестве которого выступает осознание учащимися общественной необходимости самовоспитания как условия и средства личного и общественного благополучия, выживания в условиях рынка. Назовем такие принципы стимулирования самовоспитания учащихся, как единство и взаимосвязь педагогической диагностики самовоспитания и самопознания учащихся, направленность на освоение социальных ролей, включенность учащихся в социальные отношения, опора на личностно значимую доминанту, новизна и достаточное разнообразие стимулов самовоспитания. Этот процесс предполагает диагностику самовоспитания, проектирование личностного развития учащихся и организацию их разно- сторонней жизнедеятельности. Диагностика самовоспитания — это изучение того, насколько осознанно и целенаправленно, разносторонне и активно, регулярно и успешно сами учащиеся развивают и совершенствуют свою личность, что побуждает их к этому и, напротив, что мешает этому процессу. Диагностика позволяет педагогу проследить логику саморазвития каждого, определить содержание и способы своей деятельности по его стимулированию, осуществить личностный подход к учащимся, определить и применять по отношению к ним оптимальные меры. Осуществляя диагностику самовоспитания, наставнику важно ответить на следующие вопросы:
1. 2. 3.
4. 5. 6. 7.
собствуют не только развитию познавательных способностей, но и содержат установку на самовоспитание, ориентируют их на социальную саморефлексию, на восприятие и оценку себя с позиции осознанной ответственности. Профилирующим в профессиональной школе является, как известно, производственное обучение, на которое отводится около половины учебного времени. Оно аккумулирует знания учащихся по общеобразовательным и общетехническим дисциплинам. В отличие от других предметов, производственное обучение осуществляется в процессе производительного труда, в который учащиеся включаются с первых же дней обучения. Под влиянием такого труда меняется психологический облик учащихся, иным становится их отношение к знаниям, профессии, к самим себе. Преодолевается барьер неуверенности в своих силах, формируется установка на дальнейшее самосовершенствование. Важно соблюдать при этом условие: такой труд должен быть хорошо организован и отвечать требованиям современного производства. В обучении акцент должен быть сделан на применение методов, стимулирующих внутреннюю активность учащихся, их познавательную и профессиональную самостоятельность. Этому способствуют умелое, творческое применение письменных инструктажей, методов проблемного обучения, системы познавательных задач, дидактических игр, компьютерной и вычислительной техники. Самостоятельная работа в училище имеет профессиональную направленность. Профессиональная самостоятельность — это прежде всего активная деятельность самих учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на деле полученных теоретических знаний, самооценка своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Формирование установок учащихся на самовоспитание закрепляется в период их производственной практики при соблюдении следующих условий: 1) обеспечение каждого учащегося рабочим местом на конкретном участке производства; 2) работа на современной технике, с использованием передовых технологий, отвечающих мировым стандартам; 3) помощь людей, с которыми учащиеся могли бы идентифицировать себя; 4) приобщение к рационализаторской деятельности; 5) включение учащихся в решение вопросов управления производством на различных уровнях. В формировании установки на самовоспитание важная роль принадлежит и общеобразовательным предметам, особенно общественно-гуманитарного цикла. Важно, что обучаемые осознали социально-профессиональные и ценностно-мировоззренческие требования к современному молодому рабочему, необходимость разностороннего самосовершенствования, увидели конкретные, близкие им образцы самовоспитания, познакомились с традициями, нормами, режимом базового предприятия. Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны или пока отсутствуют, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиями, доводить результаты диагностики воспитанности до каждого юноши и девушки, корректировать или формировать жизненные цели и перспекты учащихся, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой. Перечислим условия, способствующие самовоспитанию, которые следует соблюдать в учебном заведении и в каждой группе: а) проводить диспуты, беседы, читательские конференции по вопросам самовоспитания, пропагандировать образцы работы над собой передовиков производства, знатных людей; б) обсуждать проблемы самовоспитания при подведении итогов дня и определении задач на завтрашний день; в) развивать критику и самокритику, поддерживать взаимную требовательность учащихся друг к другу, а также учащихся и педагогов; г) вовлекать учащихся в творческие и самодеятельные кружки, спортивные секции, т.е. в конкретные виды деятельности, где возможны ситуации, связанные с самовоспитанием каждого из них; д) развивать ученическое самоуправление; е) организовывать выставки литературы, специальные стенды, и прочие наглядные средства, раскрывающие сущность и значение самовоспитания. Самовоспитание учащихся осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В хорошем дружном коллективе к самовоспитанию учащихся побуждает не педагог, а общественное мнение. В таком коллективе у учащихся успешно развиваются основные морально-волевые качества, определяющие результативность самовоспитания: ответственность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга, обогащается опыт их деятельности. В последнее время явно снизилась роль формальных коллективов (школьный класс, учебно-производственная группа) в самовоспитании учащихся. Более значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Поэтому требует переосмысления и один из незыблемых принципов воспитания — воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива. В условиях развития частной собственности, предпринимательства и других форм хозяйствования социоцентристская ориентация все более будет сменяться эгоцентрической, и не учитывать этого нельзя. Не умаляя роли и значения коллектива в побуждении учащихся к самовоспитанию, отметим, что приоритет коллектива в теории и практике воспитания был обусловлен социалистической спецификой нашего общества. Зарубежные ученые обычно не отождествляют такие понятия, как «коллектив» и «группа» и не без достаточных на то оснований. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова под коллекти- вом понимается «группа лиц, объединенных общей работой или общими интересами». Большинство учащихся входит в состав самопроизвольно возникающих групп и объединений, связывающих свои надежды с удовлетворением тех запросов и потребностей, которые игнорирует официальный коллектив. Неформальные группы и объединения характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности, принадлежностью к определенному месту жительства. Степень влияния учащихся друг на друга внутри нефор-1 мальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Очевидно, будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений. В этих целях важно расширять сферу общения учащихся, в первую очередь, с производственными коллективами, в которых действуют современные формы организации и стимулирования труда. Новое, передовое положительно влияет на сознание и поведение учащихся. ^ Подведем итоги. Стимулирование самовоспитания эффективно, если соблюдаются следующие условия: осуществляется единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания учащихся, учитывается их предшествующий опыт, уровень и особенности работы над собой. Важно придать самовоспитанию будущего молодого рабочего профессионально-нравственный характер работы над собой, направить его на развитие качеств, необходимых для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в процессе предстоящей работы. Самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального училища, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности, доброжелательной критики и самокритичного отношения к себе. Наиболее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием. Личностно ориентированное воспитание требует от педагогов новой позиции и нового стиля отношений с учащимися. В учебно-воспитательном процессе они должны быть равноправными партнерами. 6.3. Индивидуализация Индивидуализация - относи- профессионального воспитания тельн0 новыи теРмин д™ теоРии и ще используется понятие «индивидуальный подход», которое рассматривается как принцип, средство, способ или условие достижения целей, поставленных учителем, как целенаправленный подбор методов преподавания или формирования личности учащегося с учетом его особенностей и возможностей. Сегодня понятие «индивидуализация», вводимое в теорию и практику воспитания, больше соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности. Оно означает такое построение взаимодействия педагога и учащегося, такую организацию окружающей среды, при которых приоритетной становится личность ученика с его интересами, способностями, возможностями, перспективами. По существу, индивидуализация обучения и воспитания сводится к развитию личности подрастающего человека, а не к использованию его индивидуальных особенностей в каких-либо иных, хотя бы и гуманных целях. Ориентация на развитие личности и индивидуальности учащегося означает новый подход к выбору средств достижения этой цели: организация воспитательного процесса требует не только конкретных методических приемов, целевых мероприятий, но использованию таких интегральных условий, как окружающая среда, личностное общение с педагогом, сплоченность педагогического коллектива. Индивидуализация воспитания невозможна вне педагогической системы, которая предполагает соподчинение, структурирование разнообразных воспитательных факторов на основе стержневой идеи или принципа. Что означает внедрение принципа индивидуализации в практику профессионального воспитания, как конкретизируются высказанные теоретические положения в условиях подготовки будущих рабочих? Отвечая на этот вопрос, заметим, что в период социально-профессионального становления молодого человека изменяются его позиции, окружение, образ жизни. Соответственно перестраивается сознание и самосознание бывшего школьника, меняются мотивы и ценности, критерии самооценки и оценки труда окружающих. Происходит освоение (принятие или отторжение) ценностей определенной социальной среды и профессиональной общности, особенно в период вхождения в производственный коллектив. Учащийся развивается как субъект труда, с присущими ему целями, активностью и саморегуляцией, мотивами и способами деятельности. Процесс развития достаточно сложен и противоречив. Большинство молодых людей в этот период нуждается в помощи: им хочется осмыслить происходящие перемены. Оптимизация процесса развития учащегося как субъекта профессиональной деятельности, формирование самосознания — вот в чем сущность профессионального воспитания в училище. Самосознание здесь выступает ведущи
|