Историки не избежали ошибки, которую мы только что указали, а эта ошибка была еще отягчена современной, односторонней критикой, которая под влиянием материалистических идей хотела свести к своему узкому кругозору таинственные осуществления божественного предначертания.
Надо быть профессиональным историком, чтобы не понимать такой простой вещи, что одна и та же причина может производить, при одинаковых условиях, только одинаковые последствия.
Если христианство было только делом одного человека, беспредельно озаренного божественным светом, то вследствие каких причин этот человек произвел последствия, совершенно отличные от произведенных его предшественниками.
История признает, что пророк Гиллель, предшествовавший Иисусу Христу несколькими годами, производил подобные же усилия; но есть доказательства, что Гиллель располагал для удачи предприятия другого рода средствами, чем Иисус Христос.
Если бы человеческого усилия было достаточно, то почему Гиллель потерпел неудачу?
Гиллель, пришедший из Вавилона в Иерусалим на 36 лет ранее Иисуса Христа, бедный и кроткий, увенчан странной легендой.
Прийдя однажды в Иерусалим, усталый и окоченелый, он, умирающий, был возвращен к жизни, несмотря на то, что был субботний день.
Гиллель вскоре приобрел всеобщее расположение, а позже искательство, вследствие изысканности его речи, остроумия рассуждений, пленительного голоса и скромности манер. Ничем нельзя было вызвать в нем гнев: он осуждал только торговцев; он допускал Тору только в виде познания: он ничем не дорожил - не имея ни имущества, ни семьи - кроме учения.
Он говорил, что весь закон сводится к одному: "Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе". Влияние его быстро росло; его избрали начальником Синедриона 1.
Скажут, что Иисус Христос подражал Гиллелю. Привычка не доискиваться тайной стороны истории привела к большим заблуждениям.
Некоторые книги посвящения указывают на тайну этого сошествия с неба на белую расу.
Между ними первое место занимает сочинение Василия Валентина: "Pistis Sophia" 2, через которое мы получили некоторые разъяснения.
1 Marius Fontanes, "Le Christianisme", стр. 206.
2 Переводе Коптского Амелино; "Cletae I'Ameef deson Salut d'apres Pistis Sophia" par Papus.