Из урока 1: АТАКА НА ТОРМОЗА
Почему Вы все время бессознательно нарушаете иерархию важности намеченных дел и с удовольствием и тщанием занимаетесь чем-то маловажным в ущерб серьезному? Почему у людей часто возникает стремление погрязнуть в пустой текучке? Многие из важнейших дел не могут по своей природе быть выполнены хорошо. Многие из них никогда прежде не осуществлялись вами или организацией, в которой вы работаете. Вы бессознательно избегаете их и начинаете заниматься пустыми делами, убивать время.
По какой субъективной причине Вы откладывали важные дела, автоматически переключаясь на мелочевку? Вы боялись встать лицом к лицу с неизвестным? Вы боялись задеть себя или других? Вы боялись испытать чувство вины? Вы боялись оказаться отвергнутым? Вы боялись взять на себя слишком много ответственности? Вы боялись разозлиться?
Короче, Вы боялись. Ваше бессознательное паниковало перед необходимостью ступить на путь, где требуются нестандартные решения. В результате предстоящее дело всегда оказывается "неприятным".
Вы должны победить этот страх. Тогда Вы сможете выполнить всякое "неприятное" дело.
Пусть Вы боитесь перегрузить себя дополнительной работой - и не начинаете из-за этого новое дело. Займитесь планированием - Вы увидите, от какого количества работы, связанной с уже запущенным и идущим по накату делом Вы можете освободиться.
Если вы подозреваете, что избегаете важное дело из-за какого-то внутреннего страха, то в момент, когда происходит принятие решения спросите себя: "Чего я боюсь?". Ответьте за две минуты в письменном виде - списком предполагаемых причин-тормозов. Затем выберите из списка наиболее вероятную причину своего бегства от исполнения этого дела.
Теперь представьте, что то, чего Вы боялись, уже произошло. Что от этого изменилось? Возникло нечто худшее, чем не сделанная работа? Вроде бы нет. Так и делайте - хуже-то, чем это случившееся уже не будет. Наоборот, скорее всего Вас ждет приятный сюрприз в виде лучшего исхода дела.
Вы часто боитесь сделать важный звонок по телефону лишь от того, что реакция вашего контрагента может быть непредсказуема. Более того, простой разговор вызывает у Вас заметные физиологические реакции. Вы активизируетесь, входите в стрессовое состояние, и любая неожиданность в ходе разговора оказывает на Вас мощное фрустрирующее воздействие.
Почему это происходит? Потому что Вы переоцениваете значение предстоящего разговора. Вы приписываете ему слишком большое влияние на нечто, для Вас лично важное.
Обычно это "важное" мало относится к реальному делу. Скорее, оно связано с бессознательным страхом, например, "уронить свое достоинство" или выглядеть смешным, униженным, глупым и т.п. Вы страшитесь, что Ваш визави составит о Вас плохое мнение. Для Вас почему-то очень важно его мнение. Для Вас важно выглядеть хорошо.
Если подойти к делу рационально и поставить себя на место человека с того конца провода, становится очевидным, что он либо забудет, либо не придаст значения сложившемуся в минутном разговоре впечатлению. Ведь именно так поступаете и Вы. Откуда же возникает высокая личная значимость этого "мнения" далекого собеседника?
Здесь снова виноват Ваш надсмотрщик. Он проектирует на Вашего визави в любом разговоре архетип "хозяина", "отца". Точнее, он проецирует себя, приписывая визави как систему ценностей и запретов, составляющих ваше собственное "сверх-Я", так и систему санкций на нарушение этих запретов. Короче, Ваш визави оказывается чем-то большим, нежели просто другой человек. Он представитель общества, представитель архетипа хозяина, он властен наказать Вас за то, что Вы нарушили некие неписанные запреты, "не соответствуете" и т.п.
Еще чаще Ваш внутренний надсмотрщик сопоставляет архетипы социальным ролям, которые занимают ваши партнеры по общению. Он делает Вас безоружным и уступчивым перед человеком, который занимает ту или иную должность. Так надсмотрщик и превращает Вас в раба.
Но стоит только рационализовать ситуацию, изменить правила игры, осознать, что социального статуса нет, есть лишь межличностный статус - и все меняется кардинально. Теперь Вы ощущаете себя хозяином, а визави - рабом. Как только Ваше поведение обретает свойственные хозяину черты, в визави мгновенно просыпается его рабская сущность - вне зависимости от должности.
Прекрасное изображение этой ситуации полвека назад дал Аркадий Райкин в своем бессмертном фильме "Мы с вами где-то встречались…". Вокзальный начальник, резко отбривающий публику и выказывающий свою власть над ней, в полном соответствии с описанным Фроммом авторитарным вариантом бегства от свободы, вдруг преображается, как только артист разыгрывает перед ним усталого и пересыщенного властью начальника. Хозяин видит в нем мошку - и начальник вокзала мгновенно превращается в эту мошку, начиная летать и исполнять приказы, даже не поинтересовавшись реальными полномочиями оказавшегося в его кресле "хозяина".
Мне часто приходится пользоваться похожими приемами в общении с разного рода средней руки начальниками - с неизменным успехом. Искреннее осознание своего превосходства, снисходительная доброжелательность, спокойная уверенность и отсутствие сомнений в готовности визави выполнить мои указания оказывают необходимое действие в 99% случаев из 100%. Один процент возникает, когда неожиданно я встречаю напротив себя достаточно свободную и независимую личность, что достаточная редкость к Востоку от реки Рейн. В этом случае, я немедленно меняю тактику и перехожу к равноправному конструктивному торгу.
Гипноз этого осознания своего превосходства, этой хозяйской доброжелательности проявляется и по телефону, и в личной беседе. Существует единственное условие этого воздействия - ваша абсолютная внутренняя уверенность именно в таком соотношении личностных статусов - вашего и визави.
Эта уверенность появится у Вас в процессе освобождения Вашей личности от ограничений "сверх-Я", от контроля надсмотрщика. Эта уверенность будет складываться постепенно в ходе освоения материала нашей Школы. Эта уверенность есть главный продукт актуализации Вашей личности.
Вы должны превзойти себя, встать над собой нынешним, обрести ощущение высшего человека. Тогда отпадет необходимость во всяких манипулятивных техниках. Гипноз Вашего личностного превосходства будет делать все за Вас.
Но для этого еще предстоит серьезный путь - путь к высшему человеку.
Транс (отрывок)
Транс может быть наведен на аудиторию или на отдельных ее представителей с помощью показа трансового поведения, готового поведенческого образца того, как надо реагировать на внушение. Появление образа продвигаемого объекта на экране может сопровождаться показом трансового поведения одного или нескольких персонажей при встрече с ним, соответствующей музыкой и т.п. Вербальное содержание мессаджа должно при этом содержать операциональное и конкретно-чувственное описание состояние транса: "Когда я встречаю ОБЪЕКТ, все замирает во мне, мир замирает вокруг, слышу лишь музыку сфер, времени медленный ток…" и т.п. В результате реальные люди при встрече с объектом в реальности будут кратковременно погружаться в транс.
Можно использовать и методы наведения транса через возрастную регрессию. Сюжет создает идентификацию зрителя с юным героем, который чудесным образом становится еще моложе, слышит голос взрослого, впадает в транс…
Можно использовать и известное свойство блестящих поверхностей и блесток, вращающихся поверхностей наводить транс. Они должны быть пристойно вмонтированы в сюжет. Возможен показ состояния героя сюжета после пробуждения, состояния перед засыпанием, пляж, где герои смотрят на залитую солнцем водную поверхность, показ утомительного путешествия в автомобиле, в автобусе, показ героев, рассеянно созерцающих картины природы, и в особенности облака.
Хорошим суггестивным потенциалом обладает ситуация, когда манипулируемый до последнего момента не догадывается о том, что именно ему втюхивают. Состояние напряженного ожидания в этот момент очень близко к состоянию транса. Простой и понятный приказ, инструкция, побуждение, устраняющие неопределенность, воспринимается с облегчением и благодарностью, не вызывают протеста.
Эриксонианская школа манипулирования очень любит применять наведение транса через перегрузку сознания. Оно достигается через показ двух одновременно говорящих персонажей, быстрое и хаотичное мелькание картинок в кадре в сочетании с быстрой речью, агрессию. На этом фоне хорошо происходит наведение транса через разрыв шаблона, когда неприятная напряженная ситуация неожиданно и благоприятно разрешается введением продвигаемого объекта. В такой ситуации героя сюжета, с которым идентифицирует себя зритель, внезапно вовлекают в объяснение ему преимуществ продвигаемого объекта.
Эриксонианская техника рассеивания включает выделение ключевых слов в рекламном сообщении. Эриксонианские методики предлагают также осуществлять наведение транса через искусственные и несуществующие слова. Текст мессаджа обильно засевается несуществующим словом. Каждое новое предложение текста начинается с этого слова. В результате манипулируемый фиксируется на этом термине, его внимание привлекается к продвигаемому объекту. В ряде случаев название объекта само и является этим неизвестным термином.
Эта же методика используется при написание публицистических и научно-популярных статей, когда в живую, понятную и экспрессивную речь вдруг вплетается незнакомый термин, значение которого по ходу статьи становится ясным.
На базе наведенного легкого транса осуществляется собственно отдача приказа в эриксонианском стиле - через комментарии, советы, вопросы. Такие приказы воспринимаются некритично и исполняются как произвольные действия манипулируемого, так им субъективно и воспринимаемые.
Прямым внушениям легко поддаются только истерики. У остальных присутствует более заметная сопротивляемость внушению. Ее необходимо нейтрализовать.
Нейтрализации критичности способствует использование подлинных или мнимых трюизмов, которые в неявной форме содержать команду. Например, утверждение "все любят пепси-колу" содержит неявный приказ ее купить, ложный трюизм "альтернативы Путину нет" содержит неявный приказ голосовать за продвигаемого кандидата, "Хорошие хозяйки любят "Fairy" содержит неявный приказ это счастье купить и т.п.
Иллюзия выбора также снижает критичность. "Вы можете купить упаковку масла в 200 граммов или 500 граммов ", "Вы можете купить проголосовать за Путина хоть утром, хоть днем, хоть вечером!", "Вы можете выбирать между "Единством" и СПС". Главное здесь, оставить за рамками сознания манипулируемого наличие других, более подходящих ему альтернатив.
Известна басня о лисе, которая, увидев ворону с сыром в зубах, поинтересовалась у нее: "ты за Путина или против?". Ворона ответила "ЗА", сыр выпал, и лиса с ним убежала. Обдумав ситуацию, ворона изрекла: "но что бы изменилось от того, что я сказала бы "ПРОТИВ"?".
В противоположность этой стратегии возможно предоставление всех выборов. В мессадже перечисляют все возможные варианты поведения манипулируемого, но желательный и нежелательный для манипулятора выбор подается как желательный и нежелательный для манипулируемого. "Вы можете с радостью отказаться от сладкого и мучного, или продолжать жрать, как свинья". "Вы можете весело проголосовать за Путина или отдать свой голос за возвращение коммунистического мрака". Стратегия полного выбора лучше всего работает при использовании невербальных средств коммуникации.
Для снижения критичности в эриксонианской технике используется техника пресуппозиции. Приказ подается как предварительное действие или условие для выполнения какого-либо другого действия, менее значимого, чем нужная команда, и легко поддающегося сознательному контролю. В результате главная команда цензуры сознания избегает.
"Прежде, чем Вы проголосуете за Явлинского, обратите внимание на его гениальность". При таком построении фразы гениальность Явлинского еще может вызвать сомнение манипулируемого, приняв на себя всю мощь его критического сопротивления, а сам приказ проголосовать проскочит прямехонько в подсознание, совершенно незамеченный цензурой.
"Прежде, чем Вы решите проголосовать за коммунистов, подумайте, сколько вреда они принесли человечеству!". При таком построении фразы манипулируемый может серьезно задуматься над тем, сколько вреда и кому принесли коммунисты, но… приказ-то проголосовать за коммунистов в его подсознание проскакивает.
Приказ можно скрыть в вопросе. "Знаете ли Вы, что лишь проголосовав за Хрюкина, Вы получите шанс жить счастливо?". "Можете ли Вы принять участие в нашем маленьком митинге?", "Знаете ли Вы, что только купив товар у нас, Вы получаете гарантию на 3 года?", "Видели ли Вы что-то более дешевое?". В большинстве случаев вместо того, чтобы дать конкретный ответ на заданный вопрос, люди просто выполняют содержащееся в нем пожелание.
Внушение может осуществляться через конструкции типа противоположения. "Чем дольше Вы читаете эту рассылку, тем понятнее для Вас, что Вы хотите стать курсантом нашей Школы".
|