Путь к свободе
Как начинать свой путь к свободе? Прежде всего, следует осознать существование в своей психике тех структур, которые делают тебя рабом - норм, ограничений, моральных сентенций, стереотипов поведения, цензора-надсмотрщика, репрессирующего все позывы бессознательного, исходящие от эгоистичного животного и противоречащие этим нормам и ценностям. Затем следует усвоить, что все эти структуры существуют в интересах общества, а не в твоих личных интересах. А значит, деятельность вовсе не всех этих структур направлена к твоей пользе. Конечно, человек заинтересован в существовании общества и в социальном взаимодействии. В силу этого он не заинтересован в разрыве с обществом и в абсолютном (как того желал Ницше) разрыве с его моральными нормами. Не в интересах человека дойти до конца в процессе своего освобождения, то есть пойти на поводу у животно-эгоистичных импульсов бессознательного. Последнее обстоятельство придает несомненный резон той аргументации, которую несомненно подкидывает Ваш надсмотрщик Вашему Я и которую бесконечно воспроизводит коллективное "сверх-Я" в виде этических и религиозных учений и суеверий. Действительно, абсолютная свобода означает превращение в зверя и означает разрушение социума или выпадение из него с потерей тех преимуществ для выживания и самореализации, которые этот социум дает. Итак, вместо преимущества абсолютная свобода дает деградацию. Неслучайно великий проповедник идеи абсолютной нравственной свободы закончил свои дни в клинике для душевнобольных. Поэтому естественная, казалось бы, после осознания внутреннего своего рабства, идея от этого рабства полностью избавиться, на самом деле совершенно неверна. Рассмотрение проблемы в ключе дуального противостояния "надсмотрщик-зверь" оказывается недостаточным для осознания существа проблемы, поскольку оставляет в стороне главного носителя интересов, в пользу которого мы и должны действовать - наше сознательное "Я". А это "Я" вовсе не тождественно зверю, не является субстанцией ни биологической ни социальной, а неким синтезом и снятием обеих этих форм развертывания материи. Короче, "Я" существенно заинтересовано в обществе, однако, не просто в том, чтобы быть членом этого общества, но в том, чтобы иметь максимальные преимущества перед другими. Таким образом, "Я" преобразует естественный биологический эгоизм бессознательного в эгоизм социальный, осознанный и ответственный. Но те же механизмы, которые созданы эволюцией для обуздания животного бессознательного эгоизма, по инерции вступают в борьбу с позывами сознательного "Я" и тормозят его активность. Задача заключается в том, чтобы именно этот эгоизм освободить от пут "сверх-Я", от довлеющего над его свободой надсмотрщика. Именно бОльшая внутренняя свобода является главным конкурентным преимуществом в обществе. Именно она создает условия для выдвижения на лидерскую позицию в группе. Именно она создает возможности для социального продвижения. Именно уровень свободы определяет потолок этого продвижения. Именно бОльшая величина твоей внутренней свободы относительно внутренней свободы другого создает в конечном плане твои конкурентные преимущества перед ним.
|