Теория игр и статистических решений как инструмент принятия решений в конфликтных ситуациях.(17.11.11)
Конфликт – это некая ситуация в которой поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов др стороны, это приводит к тому что др сторона оказывает ответное действие, а это в сою очередь может приводить к снижению эффективности совместной работы, повышение рисков, прекращение совместной деятельности. Важно уметь прогнозировать конфликты, а так же от этого избавиться. В некоторых наиболее простых случаях методы теории статистических решений дают возможность сразу найти оптимальное решение: - оценить каждое решение с различных точек зрения; - взвесить преимущества и недостатки; - принять решение если и не единственно верное, но по крайней мере до конца продуманное. Теория игры статистических реш-й – это инструмент принятия решений в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – столкновение интересов 2 или более сторон приследующие разные иногда противоположные цели, выигрыш каждой из стороны зависит от поведения др стороны. Теория игр занимается задачами принятия реш-й в условиях конфликтных ситуациях. Цель теор-и игр выработка рекомендаций по различному поведению участников конфликта. Для того чтобы сделать возможный математический анализ нужно построить математическую модель – такую математич модель конфликта наз игрой. Игра отличается от реального конфликта тем что ведется по правилам. Эти правила указывают права и обязанности участников. Правила указывают исход игры т.е. выигрыш или проигрыш зависит от сложившейся обстановки. Конфликтующие стороны – это игроки. Одно осуществление игры наз партией. Если в игре сталкиваются 2 участника то игра парная, если более 2 то игра множественная. В процессе игры участники могут создавать коалиции (соглашения). Задачи во множественной игре – выявление различных коалиций и правил обмена инфор-и между участниками коалиций. Развитие игры во времени можно представить как ряд последовательных ходов участников. Ход – выбор игроком одного из предусмотренного правилами игры действия. Ходы: личные (игрок сам выбирает и осущ-т ход), случайные (выбор осущ-ся не волей игрока, а случайным ходом). Стратегия игрока- совокупное правило определяющее выбор варианта действий в каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Игры делятся на конечные(у игрока есть конечное число стратегий) и бесконечные. Оптимальная стратегия игрока – стратегия кот обеспечивает ему наилучшее положение в донной игре. (мак или мин выигрыш). Основное предположение теории игр состоит в том: - противник так же разумен как и сам игрок; - противник делает все чтобы добиться своей цели. Игра наз игрой с 0 исходом, если сумма выигрышей всех игроков =0
|