Ингуз. Одаль. Дагаз
Последние три руны соответствуют кемпбелловской «Свободе, чтобы жить» и статусу Героя как «Хозяина двух миров». Это новые возможности и способности, а к тому же — генеративность Ингуз, освоенная территория Одаль и вечная трансформация Дагаз. «Возможность свободного перемещения через границу мира, перехода от перспективы существования во времени на точку зрения причинной глубины и обратно — не заражающего принципы одного концепциями другого — относится к правам хозяина. Космический танцор, как заявляет Ницше, не остается в тягостном покое на месте, но радостно и легко поворачивается и перемещается из одного положения в другое»1. СТАРШИЙ ФУТАРК И ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЦИИ К.Г. ЮНГА2 В теории Юнга все раскрывается через стадии процесса индивидуации. Первая стадия у Юнга — раскрытие Персоны, то есть признание человеком отличия своих социальных ролей от его сущности, осознание функций этих ролей и способность управлять ими. Вторая — встреча с Тенью. Это открытие и признание в себе существования всего того, что человек отвергал, — желаний, переживаний, черт характера и прочего. Третья — встреча с Анимой и Анимусом, то есть понимание и принятие человеком женственности и мужественности в самом себе, черт другого пола. Чет- 1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. 2 По ряду сочинений. индивидуальная практика ■' __ 141. вертая стадия — развитие Самости: ранее бессознательный, но теперь уже осознанный материал интегрируется в психике человека; формируется или открывается ее ядро. Так и первый атт в целом (поскольку у Юнга нигде не говорится о последовательности определенных стадий в рамках каждого периода) соотносится нами с этапом выявления собственной Персоны, а также сепарации от родительского, общественного влияния. Второй атт схож со встречей с Тенью. Третий говорит нам о продуктивном союзе с Анимой (Анимусом). Идея развития Самости же, на наш взгляд, проходит через все этапы Старшего Футарка. Современные адепты Юнга стараются говорить о периодах индивидуации лишь в связи со внутренним миром человека, как будто тот может сидеть в глуши и неспешно совершать свои мерные духовные соития с Тенью или Анимой. Мы придерживаемся мнения о том, что все это так или иначе отражается в реальном мире вокруг человека, в его поведениии и отношениях с другими людьми. И конечно, руны древних скандинавов отражали и отражают в большой степени то, что происходит с человеком в объективной действительности.
|