Студопедия — Ичково тридцатых годов 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ичково тридцатых годов 2 страница






На поветь (потолок хлева) заезжали на лошади с возом сена через широкую дверь с взвоза. Взвоз - накатник, ведущий на поветь, по которому заезжали на нее лошади с возом сена или соломы.

Под полом жилых комнат одноэтажного дома на высоком подклете можно ходить в рост. Там погреб, где зимой хранились картофель и овощи, а летом - скоропортящиеся продукты на снегу или льду, на­битому туда весной. Костры с поленицей как крепостные стены воз­вышались возле сарая или конюшни. Тут же, под взвозом, перевер­нутые дровни, соха, борона, телега. Иногда телега под навесом у сарая.

Особого внимания заслуживала кухня. Кухня, как правило, на южной стороне дома, просторная, с русской печью на деревянном подпечье. Вдоль двух стен широкие лавки, на которых можно не только сидеть, но и спать, завернувшись в тулуп. В красном углу стол. Рядом с входом из коридора на кухню умывальник и кадка с водой; под потолком настил из досок - как широкие нары - полати, нависавшие над входом в кухню, от стены до печки, служившие теплым местом для сна ребятишкам в зимнюю стужу под отцовским тулупом. Вход на полати - с русской печи. Между русской печью и стеной передней комнаты - пространство (запечье), куда зимой в сильные морозы помещали новорожденных телят или ягнят на одну две надели, а вообще-то в этом закутке стояли ухваты, лопата (для подачи хлеба в печь), кочерга, а на полках - посуда. Здесь же грели самовар, кипятили в нем воду, хранили древесный уголь для самовара. Традиционно в каждой семье было два, а иногда три самовара, из которых один - большой для всей семьи и гостей. В семьях самовары были разные и по форме, и по цвету, и по размеру. Пили чай за самоваром, пока вся вода не кончится. На столе са­мовар "пел", и это придавало какое-то своеобразное очарование чаепитию, во время которого считалось кощунством ставить на стол спиртное. После бани пили чай "до седьмого пота", пока с "потол­ка" (лба) не потечет. Идя на посиделки, молодухи говорили: "Пой­дем самоварничать (пить чай за самоваром)", или "Будем сидеть за самоваром (чай пить)".

Вдоль стены в одном аршине от потолка полки, на которых кринки и горшки с молоком и сметаной, различные туеса с крупой и мукой и другая посуда. В нашем доме полы во всех комнатах бы­ли покрашены, а на кухне пол некрашен, его мыли веником с дрес­вой да так, чтобы был желтенький. По чистоте в кухне и в доме судили о хозяйке и ее дочерях.

Русская печь - это уникальное творение жителей севера - бы­ла основой основ в жизни северянина. Она грела и кормила, одари­вала вкуснейшими хлебом, пирогами, шанежками, колобами, кулебяками, похлебкой, щами и кашей, - самой разнообразной вареной и жареной пищей. На ней сушили валяную обувь, рукавицы и промокшую одежду,

сушили грибы, заготовленные в таком количестве, чтобы хватило до новых, сушили окуней и щучек, чтобы сварить уху во время великого поста. На печи прогревался простуженный член семьи, на ней спали престарелые. Русская печь отапливала кухню и смежную с ней (задней стенкой) комнату. На улице метель, мороз за сорок градусов, а ребятишки на печке да на полатях сказки рассказывают или около печки уроки готовят. В подпечье держали кур, в теплое время года только ночью, а зимой круглосуточно, до весны, в курятнике устилали сухим папоротником, сорванным после того как он засохнет осенью. Такой папоротник не сыреет и не гниет. Куры чувствуют себя лучше, чем при подстилке из соломы, реже болеют их лапки. Если курам вволю давать древесный уголь, то в курятнике всегда будет сухо и уборку легче проводить. Прежде чем выгнать кур на улицу, их ощупывали: с яйцом курица или без яйца (отсюда и поговорка "кур щупать"), и оставляли курицу в курятнике под печью, пока не снесет яйцо. Мать очень уставала, работая от зари до зари, спала мало. Был такой курьез: поздно вечером она сбивала масло в глиняном горшке и вздремнула и вдруг бросила этот горшок на пол, крикнув: "Пошла вон, опять без яйца!".

Внутреннее убранство комнат было простое, но все имело прак­тическое значение, и отсутствовали излишества. В нашем доме было так. В каждой передней комнате были печи-голландки в жестяном остове. Печи клал Андрей Павлович Уткин, муж моей сестры Татьяны. Он был признанным мастером-печником, пользовавшимся большим успе­хом в Петербурге, и гордился тем, что клал печи в домах вельмож, которые были довольны его работой. Жестяные кожуха делали отец и брат Степан. В передних комнатах (горницах) были красивые сто­лы, "венские" стулья, купленные в городе, диван и в каждой комнате деревянные кровати с различными украшениями (резьбой) спинок, изготовленные местными умельцами. В одной горенке буфет с посудой, а в другой - комод. В красном углу всех комнат и кухни - иконы с лампадками. В одной комнате - икона - приданое матери, в другой и третьей - иконы снох, их приданое. Только на кухне была икона очень старая, черная и, говорили, что чуть ли не прабабушкина. В простенках между окнами - зеркала, картины и фотографии в рамках. На икону по праздникам вешали домотканое полотенце с вышивкой. В двух северных комнатах были платяные шкафы, столы и табуретки и в каждой - кровати. Каждая комната была, как бы закреплена за одним из сыновей. Когда все собира­лись, то знали свою комнату, в ней и поселялись. Летом Ичково было дачей для тех, кто остался на постоянное жительство в Ленинграде и Архангельске.

Домашнюю утварь бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Стремились поддерживать чистоту в доме. Сапоги и валенки снимали у порога и ходили по кухне и комнатам босиком или в чунях, шерстяных чулках и реже в кожаных тапочках. Много мусора было от дров, ведь зимой топили печь на кухне и четыре голландки в комнатах. Этот мусор сжигали и из дому не выносили. Отсюда и поговорка: "Не выносить сор из избы", т.е. ссоры, семейные разногласия не должны знать соседи. В тех случаях, ког­да в доме оставалась мать с двумя детьми, то передние комнаты закрывали, а жили в одной комнате и на кухне. В зависимости от холодов спали на печи, на полатях или около стенки русской печ­ки, выходящей в соседнюю комнату. Летом все комнаты вновь обжи­вались. Старые дома ещё крепко стоят, напоминая об истории жиз­ни крестьян до коллективизации.

При колхозах нужда в больших хозяйственных постройках от­пала, дома стали строить скромные, аккуратные, без взвозов и конюшен, но с сараем (на одну корову) под одной крышей. У северного колхозника обязательно должна быть корова, без которой не будет прочной семьи; чтобы прокормить, обуть и одеть членов семьи, создать достаток, нужна корова. Если не будет коровы, то глава семьи покинет деревню. Когда колхозникам приказали сдать коров (это было в шестидесятых годах), сразу же многие трудоспособные колхозники покинули село, покатили по всей стране в поисках лучшей жизни, оставив в деревне престарелых доживать свой век. Спохватились ретивые начальники, опять разрешили колхозни­кам держать корову в личном пользовании.

Сделав это небольшое отступление, забежим немного вперед. Для жителей Ичкова в тридцатых годах стало традицией сажать ягодные кустарники около домов. Рябина и черемуха посажены около многих домов. На приусадебном участке, около дома, где ранее каждый квадратный метр использовали под картошку, репу, а иногда рожь, через три-четыре года после коллективизации стали выделять местечко и под куст смородины. Объяснялось это приходом материаль­ного достатка и весомости натуроплаты на трудодень. Сами колхоз­ники и приезжающие родственники - "дачники" из городов стали обращать внимание на украшение не только дома, но и вокруг него. Появилось и у северян изречение: "Сажая дерево, человек побежда­ет смерть и делает бессмертной память". Получил я на фронте пись­мо от матери, в котором она писала, что "березка, посаженная то­бой, хорошо растет, и кусты смородины разрослись. Посмотрю на берёзку и вспоминаю тебя".

Продолжим бытописание ичковлян в те далекие годы. До первой мировой и гражданской войны в лавках продавали керосин в достаточ­ном количестве. Поэтому у всех селян были керосиновые лампы различной величины и красоты. Эти лампы были куплены в Петербурге или Архангельске. У нас в доме были настольные на фарфоровых подставках с зеленым абажуром и изящные висячие лампы, подве­шенные под потолком и маленькие переносные. Но после войны до конца двадцатых годов и даже в тридцатом году практически не было керосина. Поэтому в темное время суток пользовались лучи­нной, воткнутой в узорчатый кованый светец. При этом освещении мы делали уроки, взрослые выполняли все домашние работы, мать ткала полотно, сестры пряли лен или шерсть на разукрашенных прялках, вязали свитера или рукавицы, отец или старший брат чи­нили обувь для членов семьи или сбрую для лошади. На всю жизнь сохранилась в памяти частичка песни, которую пели девушки:

"Лучинушка моя, лучинушка, березовая.

Что же ты, моя лучинушка,

не ясно горишь"...

Или

"Догорай, гори моя лучинушка,

догорю с тобою я"...

 

Помнится, что березовая лучина хуже горела, чем сосновая. Лучи­ну готовили подростки, помогая матери, а затем это входило в нашу обязанность. Старшие братья или отец привозили из леса сосновые кряжи, распиливали их на поленья, высушивали, и затем мы кололи эти поленья на тонкие щепки лучины. Лучина была дли­ной до аршина и определенной толщины. В специальную подставку - светец, сохранившийся с незапамятных времен, вставляли от трех до пяти лучин и зажигали все тогда, когда читали и писали, а если ужинали или пили чай, беседовали, горела одна-две лучины. Пока уроки делали, сгорал целый пучок (штук тридцать) лучин. Светец, сохраненный или купленный, или сделанный местным куз­нецом, проявившем при его изготовлении своё мастерство, был предметом искусства. Стержень, как правило, был завитой из двух и даже четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стерж­ней. Снизу стержень прикреплен к кольцу - основанию на подставке, у которой было корытце с водой, куда падали угли, и пожар не случался. Голову светца, предназначенную для вставления лучин и свечи, делали различно, но обязательно были фигурные расщепы для лучин, сделанные продольной разрубкой вертикальных стержней с их красивыми загибами, а для свечи выковывалась втулка. Свои кузнецы делали кованые фонари (светильники) с различными украшениями, дверкой и пазами для вставления стекол с четырех сторон. С этими фонарями ухаживали за скотом. Если удавалось купить немного керосина, то его использовали в фонаре, когда ходили на поветь дать сено коровам и в хлев доить коров. Иногда покупали свечи, которые также использовали в фонаре для ухода за животными. С лучиной ходить во двор нельзя было из-за возможного пожара. В тридцатых годах появился в продаже керосин и прекрасные фонари "летучая мышь", очень удобные, практичные и безопасные в пожарном отношении. Эта "энергетика" длилась до коллективизации.

Уже в третий год колхозной жизни в артели "Новая жизнь" был приобретен дизель, и электрическое освещение вошло в быт Ичкова. Были освещены постройки МТФ, конюшни, школа, контора и изба-читальня. На два-три часа загоралась лампочка Ильича и в домах кол­хозников. Мы запели тогда новую песню:

"Загудели, заиграли провода, -

Мы такого не видали никогда".

Молодежь была счастлива с созданием колхозов, ибо все преобрази­лось на селе.

Особенностью Ичкова было не только то, что все постройки бы­ли деревянные, и крыши домов тоже досчатые, но и утварь хозяй­ственная в двадцатые годы у большинства селян была деревянная: ушаты для воды, кадки, лохани, бочонки и чаны для засолки грибов и мочения ягод, зыбка для новорожденного ребенка, ложки, поварёш­ки разливные, квашня для хлеба, лопаты, чтобы подавать ковриги хлеба в печь и доставать их после готовности.

Соха тоже была деревянная с железным лемехом, с резцом. Соха была важнейшим орудием для обработки почвы. Она в наших краях существовала с незапамятных времён и была очень хороша в работе в лесной зоне при вспашке участков, только что отвоеванных от леса, где были еще и корни и пни. Соха была легкой и маневренной. Сошники переворачи­вали и рыхлили пахотный слой, чем сохранялось плодородие почвы, она тоже деревянная полностью, и только в конце двадцатых годов появились бороны с деревянной рамой и металлическими зубьями. Сани и телега деревянные, но с железным ободом у колес и фаллической пластиной (полосой) вдоль полоза саней, изготов­ились в Ичкове Распутиным С.М. и Яковом Александровичем Абакумовым. Все, что требовалось семье в жизни, в основном было сделано из дерева, вплоть до рыболовных снастей (морды, мережи) и ловушек для крупных птиц (пасти), и плашек для ловли белок. Всё этo производилось мастерами - умельцами своей деревни. Печи клали, сапоги шили и ремонтировали, лапти плели и валенки катали свои - ичковские мастера.

В большинстве деревень, в том числе в Ичкове, лен выращи­вали, выдергивали осенью, мяли, трепали и очищали сами, вычесы­вая начисто над водою до тех пор, пока ни с одной мочки не падает в воду ни кострики, ни пыли. Затем пряли тонкие нити, сами и ткали. Полотна домотканые тонкостью, белизною и шириною не уступали привозным, хотя были не такие плотные.

В двадцатых годах, да и в тридцатых еще были широко распространены изделия из бересты и дранки, изготовленные самим кре­стьянином для нужд семьи или купленные (обмененные на что-либо) у мастеров, таких как Сидор Маркович и его сыновья Степан и Петр, которые плели лапти и изготовляли драночные изделия на заказ, а Вершинины из бересты плели пехтери, туеса и различные поделки. Бытовые предметы чаще всего были изготовлены из длинной ленты бересты, свернутой в клубок. Из полос бересты плели лапти, которые носили с онучами, привязывая к ноге веревочными оборами. В лаптях ходили в лес по грибы и за ягодами, а также на рыбалку на Хепальское и другие озера. Носили лапти и при уходе за животными. Для женщин плели особую обувь - ступни - высокие лапти, которые носили, не привязывая к ноге. В этой обуви женщины ходили на двор к скоту, а иногда и на жатву и сенокос.

Широко применялся берестяный кузов (кошель), пестерь, с крышкой и петлями для лямок. Кузов на лямках одевали за спину (как рюкзак). С таким кузовом ходили на рыбалку, за грибами и годами. Часто и ружейные охотники пользовались таким кошелем. Шли в обиходе берестяные туеса, в которых долго лесные ягоды не портятся и молоко не киснет, различные коробочки, солонки, сосу­да, но все это было старенькое, доставшееся нам от дедов. Корзин из бересты у нас не было. Все корзины были сплетены из дранки, легкие и изящные, различных размеров. Плел корзины из дранки тот же Сидор Маркович Распутин. Были и другие мастера в Ичкове, но наша семья пользовалась изделиями этого мастера.

Большинство крестьян д. Ичково кроме дома имели баню, амбар, гумно с овином и колодец.

Баня. Широко были распространены бани на Руси, удивлявшие иностранцев. В "Повести временных лет" приводится восхищенное высказывание иностранца, побывавшего на Руси: "Удивительное видел я в Славянской земле... Видел бани деревянные, и разожгут их до­красна, и разденутся и будут наги... и подымут на себя прутья гибкие и бьют себя сами... И этим совершают омовенье себе, а не мученье".

Княгиня Ольга, принимавшая прибывших на Русь полов, сразу предлагала им попариться. Водил в баню заморских гостей и Пётр Первый, большой любитель русской парилки. На Севере мылись в бане наши деды и прадеды. Стегали себя вениками пахучими на высоких полках, окутанных паром. Выбегали нагими на мороз, бросалась в снег или студеную воду и снова туда, в жар и пар. Закаляли свой организм, чтобы не болеть. Bo­дили в баню недужных, чтобы прогнать ломоту из костей, выбить веником хворь, да и от простудных заболеваний избавить. Веками, да и теперь, встречая вышедшего из бани, обязательно приветствовали: "С легким паром!". Даже идущего из ванной комнаты так приветствуют, хотя какой в ней был пар?

Идут люди из бани "помолодевшие", с очищенной, эластичной, ладной кожей, оставив за порогом бани частичку лишнего веса. Воистину после бани наступает своеобразное обновление организма, восстановление затраченных сил. Хорошо спится после бани, работа спорится, настроение повышается и бодрость появляется.

Здоровым людям полезно раз в неделю посещать баню, как показал многовековой опыт северян. Особенно полезна баня людям, склонным к полноте, страдающим подагрой и другими обменными заболева­ниями суставов. Баня отличное гигиеническое и закаливающее сред­ство, восстанавливающее затраченные силы. Но нельзя посещать ба­ню тем, кто жалуется на боли в области сердца (особенно если за­мечена сердечнососудистая недостаточность любой степени). Чем вы старше, тем меньше оставайтесь в парной.

В Ичкове у каждой семьи своя баня, построенная вблизи колод­ца и реже около дома, если дом на окраине деревни. Наша баня бы­ла рядом с домом, а баня Якова Григорьевича построена вдали от дома у колодца, чтобы воду носить ближе, здесь же построено ещё несколько бань. В Ичково, как на всём Севере, строят бани, ви­димо, около тысячи лет - от первых поселенцев - новгородцев, с десятого века, а может быть и раньше, еще от угро-финнов, и до наших дней двадцатого века, о которых идет повествование. В тридцатых годах сохранилась курная баня, топящаяся по-черному, без дымовой трубы. Такие бани по-черному, были у коренных жителей, безвыездно живших в Ичкове. Они эту баню считали лучше, чем чистую, т.е. по-белому. В бане по-черному запах иной, пар лучше, говорили старожилы. Ее топили только березовыми дровами, заго­товленными с весны, определенных размеров поленьями, с учетом их влажности (сухости), а ни какими попало дровами. Дым от березо­вых дров, а также черный, блестящий лак, покрывавший потолок и бревна стен, считали целебными. Соблюдался своеобразный ритуал: в ней лечились, хворь и грусть изгоняли, от лишнего веса избав­лялись, отдыхали и чистоту телу придавали. Каждый хозяин готовил баню по-своему

 

и соответственно приготовлял настой трав или квас, чтобы этим составом поддать на раскаленные камни.

Все бани по-черному по архитектуре сходны между собой. Ба­ня по-черному состоит из двух отделений: предбанника и парилки. Сруб рублен из сосновых бревен, реже из еловых. Для лучшего удержания тепла в бревнах вырублены широкие пазы, в которых за­ложен слой мха - сфагнума. Потолочный настил из плах. На нем на­стлана в несколько рядов береста, поверх нее наложен толстый слой мха, и все это загнетено пластинами дерна. Крыша двухскатная, из теса. Двери плотные, хорошо подогнаны к косякам и навешаны на кованые (в своей кузне) петли. Внутри парильни в ряд с каменкой полок на такой высоте, чтобы сидя на нем не касаться головой потолка, а по длине и ширина, чтобы двое взрослых могли лечь, не стесняя друг друга. Напротив полка окно с двойными рамами, а над каменкой или напротив нее под потолком небольшое окно (ветрянка) с задвижкой для выхода дыма и регулировки тепла (жара) в парилке с помощью задвижки. Справа от входа стоят два деревянных ушата: один - с горячей водой, другой - с холодной. Вдоль стены до пол­ка идет широкая скамья. Перед полком приступок, широкий, чтобы можно сидеть и даже лежать тем, кто не выдержит жару на верхней полке. Еще табурет или передвижная скамейка. Шайки из оцинко­ванного железа или тонких осиновых клепок.

Главное - это каменка, накопитель тепла, сложенная масте­ром, с левой стороны от входа из предбанника. Построена каменка из крупных булыжников, окатанных ледником, без трещин, тех, которые не испускают угар. Над топкой валуны сложены так, что они сдавливают друг друга и не проваливаются в топку. Во время горения дров в топке дым от них проходит в щели меж камней, где в узких щелях очищается от сажи, заполняет всю парилку на уровне топки и выходит в ветрянку.

Баню протапливают часа два-три каждую субботу и перед ве­ликим праздником. За время топки бани наполняют ушаты водой и кладут на раскаленные угли или сверху на каменку булыжники. Когда эти гладкие камни раскалятся докрасна, их клещами выхватывают из топки (или с каменки) и опускают один за другим в ушат с одой и закрывают ушат крышкой. Таким способом вода нагревается почти до кипения.

Во избежание угара начисто выгребают угли и золу и после этого старым, распаренным веником обметают потолок и стены, окачивают горячей водой скамьи и полок, закрывают ветрянку задвиж­кой и дверь на вертлюг. Так баня выстаивается около часа, прог­ревается и исчезает угар.

У моего отца, как и у всех "питерских", баня была построе­на по-белому - по-чистому, хотя она и отличалась от бани по-чер­ному, но принцип у них один. Сруб, потолок, крыша, пол, двери и окна такие же, что и у черной. У чистой бани коренное отличие составляет печь - каменка, т.е. такая же каменка, но обложенная кирпичом, с дымоходом-трубой, возвышающейся над крышей бани, с вмазанным котлом для нагревания воды и с системой дверок, за­крывающей топку и окна над каменкой, а также с задвижкой для закрывания трубы после прогорания дров. Печи-каменки различают­ся между собой количеством "окон" над каменкой. Чаще всего одно окно, в которое льют воду или квас на раскаленные камни, и пар выходит из него же. Во втором два окна, в одно льют воду, а пар выходит в другое окно, выведенное в сторону полка. Вот такую каменку-печь нам построил Андрей Павлович Уткин. Он, специалист-печник, считал, что труднее всего сложить печь для бани с двумя окнами. Воду или настой трав, или квас льют на раскаленные камни из ковша с длинной ручкой (для безопасности), чтобы наполнить жарко натопленную баню еще и паром. Второе отличие бани по­-чистому заключалось в том, что парильня просторнее и предбанник побольше, посветлее с широкими лавками вдоль стен, столиком у окна, прорубленного против входной двери в баню, вешалками для одежды и полками для различных банных принадлежностей и зеркалом. В предбаннике раздеваются, отдыхают после хорошего прогрева и одеваются. На полу в предбаннике - половик своетканый. Потолок, стены, полок и скамейки все желтенькие; пол как в белой, так и черной из толстых, выструганных досок с отверстиями для стока воды, на которое наложена решетка и положен на решетку использованный веник, для запаха. Пол всегда чистый. Под полом фильтровальная траншея с гравийно-песчаной засыпкой или яма - очистное соружение. Расположение полков, скамеек вдоль стен, кадушек с водой такое же, как и в бане по-черному. Когда баня протоплена и выстаивается, в это время хвойным настоем обрызгивают стены и полки, а также льют на раскаленные камни. Утверждают, что аромат хвои приятен, повышает тонус и снимает усталость. В черной бане этого не делают, в ней свой березовый аромат с дымком.

Третья особенность в том, что печь-каменку топят дровами любых пород леса, лишь бы были сухими и по размеру соответство­вали бы топке.

Баня считается готовой, когда на верхнем полке под потолком жару очень трудно выдержать. В парилке полок, скамейки и пол добела выскоблены, вымыты и к приходу в баню сухие. Пол моют вени­ком с дресвой, а полок и скамейки скоблят стеклышком. По чистоте в бане отец судит о хозяйке, снохе и дочерях. На скамейке у ок­на кувшин с квасом или настоем душицы - лесной мяты, помогающей от простуды. Основное требование в подготовке бани, чтобы в ней не жгло и жарко было. Жар должен быть ровный, ласковый и пропарил бы все тело.

В восьмидесятых годах стало модным, называть баню сауной, хотя и не по ее содержанию. Видите ли зазорно применять истин­ное русское название.

Русская парная баня и сауна устроены по одному принципу - в обоих нагреваются камни в специальной печи - каменке. Между ни­ми очень много общего. Русская - парная, а Финская сауна суховоздушная баня.

Сауна. Суховоздушная баня в нашей деревне не имела успеха, хотя сосед, по национальности финн (так его звали Александр-финн), считал, что его баня, в которой высокая температура и низкая влажность, лучше. Много наших мужчин ходило помыться в его бане и сделали вывод, что любая наша русская баня и по-черному, и по-белому может быть сауной и иногда даже не замечали: высокая или низкая в ней влажность. В сауне относительная влажность воздуха -10...20 процентов, а в парилке русской бани - до 70 и более про­центов. Русскую баню топят до 45...60°С, а в сауне разогревают воздух до 90 °С. Люди, с ослабленным здоровьем легче переносят пар. Все русские бани деревянные, печь-каменка, на раскаленные камни которой льют воду, и до заливания воды в бане можно создать высокую температуру. Поменьше лить воды на каменку, вот и будет эта настоящая сауна - финская баня.

Важнейшим атрибутом русской бани является веник, приносящий наслаждение от помывки в бане. Основа - березовый веник. Но при простуде, болях в пояснице и в груди парились еще и веником из крапивы или душицы.

Вековой опыт северян приучил к пользованию как паровой, так и суховоздушной баней. Так, в русской бане, прежде чем войти в парильню (или на полок), моются теплой водой с мылом, но не за­мачивают голову. Надевают на голову шерстяную шапочку и сидят на нижнем полке около пяти минут, разогревшись, возвращаются в пред­банник, отдыхают до 10 минут, накинув простыню (широкое полотен­це), и снова идут в парильню с веником. Парятся сначала на нижнем полке, подливают воду на горячие камни, поднимаются на верх­ний полок и парятся лежа около 5 - 7 минут, а здоровые взрослые люди до 20 минут, но за два захода (с перерывом 5 - 10 минут). В перерыв выбегают на воздух, растирают тело снегом или катаются в снегу. Попарившись, моются теплой, а затем прохладной водой, от­дыхают в предбаннике, завернувшись в простыню, идут домой, где на столе готовый самовар.

В сауне, перед тем как войти в нее (на полок), также моют­ся тёплой водой с мылом, но в отличие от парной бани, вытирают тело досуха. Голову не мочат, накрывают её полотенцем. Дальше делают все, как и в парной бане, только после выхода из сауны отдыхают не менее получаса, прежде чем идти домой.

В любую баню не разрешается ходить натощак или сразу после обильной еды, особо наблюдают, чтобы не посещали баню в нетрез­вом состоянии. Старались ходить в баню вдвоем, а если кто-либо ушёл один, то члены семьи подходили к парильне и через дверь поправлялись, о самочувствии моющегося.

И возраст, и состояние здоровья накладывают ограничения к пользованию баней.

Березовый веник. В русской бане являлся сильным лечебным средством, а не только применялся для чистоты тела. Была пого­ворка: "Баня парит, баня правит, баня все поправит". Эффект ле­чебного воздействия на организм человека парной бани с берёзо­вым веником был значительным. Энергичное стегание тела веником, похожее на массаж, являлось хорошей общеукрепляющей процедурой, да и листья, почки, кора и сок березовый, содержащие лечебные вещества, оказывали существенное воздействие на здоровье. Веник готовили из любой березы, но предпочтение отдавали березе пушистой, ветки которой хорошо сохраняются, они более густые, гиб­кие и листья под действием пара не становятся скользкими. Веник делали длиной не более пятидесяти сантиметров, непременно лег­ким. Веники заготовляли ежегодно из расчета один веник на две помывки, а на семью до 50 штук, как правило, в июне с еще незатвердевшими листьями, гибкими (неломающимися) прутьями и с приятным ароматом. Хранили веники на чердаке в подвешенном под крышу состоянии, а не кучей. Накануне помывки веник снимали с чердака, чтобы "отошел" лист от заморозка. В бане веник рас­паривали в горячей воде в шайке или ведре. Распаренный веник клали на каменку, спрыскивали квасом и подогревали над каменкой до тех пор, пока листья станут мягкими, но не липкими. Воду, в которой запаривали веник, поддавали в печь, а иногда этим на­стоем мыли голову, чтобы уменьшить перхоть. Использованным ве­ником подметали полы, а изношенными – голиками - женщины драили с дресвой неокрашенный пол на кухне, пол и скамейки в бане.

Взрослые пользовались веником как массажным прибором не менее десяти минут, возбуждая кожный покров, активизируя кровообращение, усиливая потоотделение. Учили нас, ребятишек, пользоваться веником не как попало, а умело.

Мочалки - из рогожки или лыка. Новая мочалка очень "сердитая", "кусающаяся", но приятно растирающая кожу тела. Мы, мальчики, стремились пользоваться бывшими в употреблении мочалками, считая их "ласковыми". Моются в бане основательно, расчесывают волосы роговым гребешком. В предбаннике растирали тело грубым льняным домотканым полотенцем и, отдохнув, надевали чистое белье, прокатанное на скалке рубалем, и шли домой. Дома на кухне на стол подавали кипящий самовар с чайником на конфорке. Чаепитие после бани - обязательный ритуал. Пили сильно заваренный с мя­той или листьями смородины, малины до "седьмого пота", ведя бе­седы с домочадцами. Только после этого наступает неописуемое бла­женство, легкость во всем теле и вновь молодость, как часто гово­рила Анна Федоровна. Сменив бельё, смокшее от пота, родители шли отдыхать, а молодежь - гулять.

Бани готовили по субботам к вечеру. При ознобе, насморке, болях в суставах и пояснице готовили баню среди недели, чтобы вылечить от простуды заболевшего члена семьи. Баню содержали в чистоте и порядке, и каждый хозяин гордился своей баней, в которой мылись, лечились и отдыхали тяжёлого физического труда.

Меня обучал мыться брат Андрей, демобилизовавшийся из армии. Он с лесопункта, где рубил лес, приходил в субботу домой мыться в бане. Баню мы с матерью готовили к его приходу. Расскажу забавный случай. Пришел Андрей из леса простуженный, сильно каш­лял и попросил меня "отхлестать" его тело веником, чтобы всю хворь выбить. Старался я с большим усердием, но, видимо, все же слабовато. Он сам массировал веником свое сильное тело. Разогрев­шись, выскочил из бани в сугроб, а тут, как на грех, шли мимо бани две молодухи. Одна с испугу сильно закричала, а вторая споткнулась и упала в сугроб. Андрей, красный, как вареный рак, весь в листьях от веника, плюхнулся в снег, сразу же вскочил, побежал в баню да ударился лбом о косяк и тоже заорал на всю деревню. Я сначала хохотал, а вот потом было не до смеху. В де­ревне обрадовались такому происшествию и понесло-поехало. "Анд­рюшка-то, голый побежал за бабами. Наташка-та заорала да деру, а вот Олена-та от радости сразу повалилась в сугроб, да опомни­лась и такую "шишку" на лбу у Андрея набила, что ему теперь стыдно показаться". Пересуды шли всю неделю. Ну, да ладно, все веселее было жить, ведь ни радио, ни телевизора еще не было в Ичкове.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 724. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия