Студопедия — Ичково тридцатых годов 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ичково тридцатых годов 3 страница






Под новый год в бане девчата Нюра, Наташа и Параня гадали. Ставили два зеркала между двумя свечами и до боли в глазах всматривались в пляшущие на поверхности зеркала световые блики. Иногда проще: сжигали на блюдце бумагу и по тени определяли суженых.

Баня, как и овин, служила прекрасным местом свиданий для влюбленных и хорошим убежищем мужа от разгневанной чем-либо же­ны. Ведь это теперь все это происходит в гараже, а тогда, в трид­цатых, индивидуальных гаражей не было.

Гумно с овин ом. Гумно - это молотильный сарай или крытый ток, представлял большую деревянную постройку без окон, с двух­скатной крышей, без потолка. Вместо потолка настил из жердей, на котором складывали снопы ржи или ячменя, нуждавшиеся в подсушке. Остальные снопы складывались стогом вдоль стен. Пол из толстых, хорошо выструганных, подогнанных в шпунт досок. Щели в полу не должны пропускать зерна ржи. С двух сторон (концов) гумна - двой­ные двери и к ним взвозы для въезда и выезда на лошади с возом снопов на телеге или санях. Двери плотные и закрывали их прочными запорами. На полу гумна молотили снопы ржи (ячменя, овса) цепями, здесь же затем проветривали намолоченное зерно. Цеп - ручное орудие :для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикреплённого к ней ремнем деревянного била, имелся на каждого члена семьи, включая детей, для которых были цепы меньшего размера. После того как хлеб просохнет в овине, снопы раскладывали вокруг колосками в средину, на полу гумна. Члены семьи разбирали цапы, становились в круг и начинали молотить, иногда перемещаясь по кругу. После молотьбы отец или мать веяли зерно. Лопатами подбрасывали зерно кверху, и поток воздуха (ветер) относил мякину и сор в сторону. (Широкие двери гумна с обеих сторон открыты и поток воздуха был значительный, особенно если ветер дул в ворота). Очищенное веяное зерно ссыпали в мешки и, если оно овинное, его везли в амбар, а если нет, то в дом на печку, досушить. Крестьяне отмечали, что на семена надо брать зерно, на­молоченное из просушенных в овине снопов. Если же сушить зерно на печи и потом его засевать, то урожай будет плохой. Лошади дава­ли только хорошо провеянный овес.

Овин - строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед обмолотом. В овин помещался примерно один воз сно­пов ржи или ячменя. Снопы укладывали на жерди в овине, через окно, обращенное к гумну, чтобы сподручнее потом переносить снопы в гумно. Внизу овина сложена печь-каменка так, чтобы не было искр внутрь овина. Топка была сбоку. Дым шел через дымоход, про­ходивший через снопы. В каждом овине "жил овинный" - дух-покрови­тель овина. Это нам, молодежи, внушали, чтобы мы туда не лазили, особенно в протопленный овин.

Амбары строили на окраине деревни, а так как наш дом в ряду домов был крайний, то амбар был в небольшом удалении от него, сре­ди пяти таких же, выстроенных вдоль дороги, уходящей в лес. В амбаре хранилось зерно, предназначенное на семена, страховой фонд, установленный сельсоветом, зерно для помола и мука. Амбар представлял собой небольшой домик с двухскатной крышей, с ма­ленькими окошечками для вентиляции и под дверью для котов, чтобы ловили мышей; потолком и прочным плотным полом, с засеками вдоль стен и полками. Стены, пол и потолок - без щелей, дверь плотная с хорошим запором. Следует, однако, отметить, что до тридцатых годов в Ичкове была одна особенность, заключавшаяся в том, что вход в дом на замок не закрывали, а обозначали, что хо­зяев нет дома, палкой, поставленной в перекрест ворот, а если весь день никого не будет, то двумя накрест поставленными палка­ми. Бани, гумна, овины на замки не закрывались, а вот амбары с зерном закрывали, хотя замочки были слабенькие. Я не помню, чтобы были случаи воровства до тридцать второго года. У нас в де­ревне, да и на всем Севере, вор - это самый презираемый человек. Вора презирали все - от мала до велика. Если поймают вора на месте преступления, то основательно избивали, объявляли о нем всем, и дело доходило до того, что вор вынужден был покидать деревню, если на навсегда, то надолго.

Я сказал, что до тридцать второго года так было. Дело объяс­нялось весьма просто. К нам в деревню и в соседние временно по­селили раскулаченных и других лиц, высланных в наши края из юж­ных районов России. Среди этих людей, в большинстве своем хорошо относящихся к жителям Севера, были и плохие, озлобленные, не желающие трудиться, которые и начали промышлять воровством. В от­вет на это крестьяне вынуждены были сделать мощные запоры на до­мах, банях, гумнах, амбарах, где уже хранилось колхозное добро. Многие завели собак не только для охоты за дичью, но и для охра­ны жилища. В зиму с тридцать первого на тридцать второй год пло­хо было с хлебом, картофелем и другими продуктами. Жили впрого­лодь, питались лишайником (ягелем), выщелоченным золой, а также различной растительной пищей. Мать и в этих условиях заботилась о будущем. Сберегла и весной посадила около пяти десятков картофелин. Сажала картофель ночью, чтобы никто не видел, но не учла, что ночи-то белые. Какое же было наше удивление и несчастье, когда в пять часов утра обнаружили изрытую грядку: картофель был выкопан и унесен. Больная, заплаканная мать пошла в Орлецы в столовую для лесорубов и выпросила картофельные очистки, которые посадила. Осенью собрала хотя и небольшой, но всё же урожай картофеля. Получили на трудодни зерна и картофель, ожили, перезимовали, и дело пошло на лад.

В зиму на тридцать второй год сильно голодали люди в нашем Ичкове, но никто колхозного хлеба, молока и картофеля не воровал.

Колодцы. На три-пять дворов рыли колодец, оборудовали деревянным срубом и воротом для подъема ведер с водой. На вороте была цепь с ведром, приобретенные вскладчину. У более состоятельных хозяев колодец был свой, и воду из него брали только они са­ми. Кроме колодца для питьевой воды, где была чистая, ключевая вода, еще оборудовали колодец у бань, из которого воду расходо­вали для мытья в банях, для стирки белья и водопоя скота из специально оборудованных колод, отходящих в сторону от колодца. На крытом крылечке нашего дома стояло коромысло, отполированное плечами, на котором носили воду от колодца для скотины, для бани, для стирки и для себя пить и готовить пищу.

Славилось Ичково «гуляньями на лугу в Петров день - престольный праздник - после окончания посевной и перед началом. Деревенская свадьба велась по старому, исконному новгород­скому обычаю и в тридцатых годах и отличалась своеобразным об­рядом. У дома невесты - прощальный девичник, на котором подруж­ки грустят вместе с избранницей. Затем прощание с отчим домом и веселье: песни, пляски и танцы целые сутки. В это же время были и угощения, как правило, свое кулинарное мастерство показывали сваты, приготовляя колобы, шаньги, кулебяки, ватрушки и пирожки, кисели, медовуху и квас по старинным своим "секретным" рецептам вековой давности.

Дружки в костюмах с перевязанными через плечо полотенцами везли молодоженов на санях или телеге на лошади, на расписной дуге три колокольчика. Еще одна особенность. В обряде крещения ребенка главным было имянаречение. Давно построенная церковь насаждала имена новорожденным из церковных святц, в которых одни и те же имена приходились на одни и те же числа, связанные с упоминанием христианского святого, человека знатного рода, или богов. Среди имен жителей Ичкова, данных из святц, были Таисия, Александр, Леонид, Клавдия, Лидия и другие. Однако под влиянием «питерских" наш поп "святцы" - календарь значительно дополнил, и появилось много древнерусских имен: Владимир, Ольга, Борис и другие.

Народные хоровые песни у нас были в почете, они давали нам наслаждение и прививали любовь к родному краю, его природе и к Северу вообще. У нас с детства было впечатление, что наш Север красив и величав благодаря бескрайним лесам, полноводной Северной Двине и могучему жизнерадостному северному люду. Здесь было соедине­но старое с новым, сохранено свое традиционное, кровное. В Ичкове имелись свой танец и своя песня, сочиненная на посиделках, где на тех же вечеpax рождались узоры кружев и вышивок. На посиделках разговоры были обо всех делах и событиях, и много было раз­личных веселых баек. Здесь же молодые люди узнавали друг друга и выбирались женихи и невесты. Гармонист, душа посиделки, стре­мился создавать свои новые напевы на гармони, свои мелодии. На посиделках и праздниках звучали величавые и суровые хоровые пес­ни, распевные и торжественные, вселявшие дух бодрости и поднимавшие чувство любви и высокого уважения к своему краю, создающие ощущение силы и твердого характера северного человека. С песней жили мы весело и радостно и трудились с вдохновением.

Очень трудно рассказать, как родители успевали трудиться, собирать урожай, ухаживать за животными, растить по восемь-десять детей. На память мне пришли слова Виктора Полторацкого, характе­ризующего мою жизнь двадцатых и тридцатых годов:

Сколько лиха вызнал смолоду

До седых теперь волос.

Сколько холода и голода

Испытать мне довелось.

Выпивки спиртного постепенно, но по восходящей распространялись и в нашем селе. В старину жители Ичкова, как и все северяне, варили пиво, изготовляли брагу и квас, медовуху и очень редко ханжу. О самогоноварении практически не знали. Эти сравнительно лёгкие напитки сопровождали застолья, подносились в качестве уго­щений на пирах. Значительное влияние на распространение выпивок оказывали заморские купцы и матросы с иностранных кораблей, при­езжавших в Холмогоры, а затем в Архангельск. Они привозили с собой водку, джин и другие крепкие напитки, часто спаивали наших купцов, чтобы дешевле скупить товары. Заморские матросы часто были смертельно пьяны. Уже к ХVI веку Европа одарила Северную Русь водкой. Ее завезли на Север "немцы", как звали тогда всех иност­ранцев - европейцев. Когда сами северяне научились изготовлять водку, данных не нашел. Но достоверно известно, что водка стоила очень дорого по отношению к заработку, поэтому до тридцатых годов XX века это сдерживало ее массовое употребление крестьянами евро­пейского Севера. Наш холмогорский крестьянин употреблял водку по престольным праздникам, на рождество, пасху, в масленицу, на свадьбах и поминках. Все остальное время крестьяне от зари до зари работали, отвоёвывая от леса землю, а у земли, в суровых усло­виях архангельского климата, хлеб свой насущный. Но вот беда была в том, что на праздник уж если пил наш мужик водку, то допьяну, находя в том какое-то отдохноведение. Женщины всеми силами противились этому. После праздников, после похмелья, многие раскаивались в своих грехах и даже давали обещания не допи­ваться до "чертиков", но не все эти обещания выполняли.

В двадцатых и тридцатых годах утверждались новые революцион­ные праздники, новые обряды и шла борьба за трезвый быт. Во все старые престольные праздники, такие как рождество, пасха и им подобные, вели большую антирелигиозную пропаганду и проводили различные мероприятия, отвлекающие молодежь от верующих, например, ставили спектакли, проводили самодеятельные концерты, лек­ции и беседы, призывая селян к новому образу жизни. Жестко шла борьба с пьянством. Партийцам и комсомольцам вообще запрещалось употреблять спиртные напитки. За появление в пьяном виде исклю­чали из комсомола. Презирались те, кто в городе посещал кабаки, гулял с матросами с иностранных кораблей, потому, что при таких попойках часто были большие неприятности и страшные венеричес­кие болезни. Однако произошло непредвиденное. Водка стала деше­вой. Ее стали завозить во все лавки и магазины в неограниченном количестве. Материальный уровень колхозников с каждым годом возрастал, свободные вечера и выходные дни, особенно зимой, приве­ли к тому, что появились ростки излишеств в употреблении спирт­ного. Питерские тоже везли смуту - выпивать стопку после бани, приговаривая, "грязное белье продай, а стопочку подай". И доби­лись своего - в привычку вошло это зло у многих жителей Ичкова.

­ Сыну до женитьбы, как правило, отец не разрешал пить водку, т.е. до 24 лет. Ибо женились обычно после возвращения со службы в армии, а в армию тогда призывали по исполнении 21 года. Это положительно сказывалось на жизни.

Исторически сложилось так, что Ичковские крестьяне, как и крестьяне Севера, были государственными крестьянами, свобод­ными от крепостной неволи. Они имели "столбовые" крестьянские родословные. Холодный и малоприветливый таежный край воспитал мужественных хлебопашцев, животноводов, лесорубов, плотников и охотников, отменных мастеров, обладавших трудолюбием и смекалкой. С виду наши люди угрюмые, но острые на язык. Мужчины Ичкова и соседних деревень осваивали всевозможные промыслы и ремесла, и значительная их часть уходила на заработки. О северянах говорят, "народ тертый и искусный". И все же велика была сила и красота земли, притягивавшая жителей севера. Плодородную землю крестьяне охраняли жестоко. Ни одного клочка плодородной земли не отводили под постройки, дороги и другие какие бы то ни было нужды. Плодородные земли огораживались жердьевой изгородью от скота. Заботи­лись о плодородии каждого поля, внося на него всю имевшуюся органику. С детских лет прививали любовь к земле, бережное отношение к ней, как к основе жизни человека. С мала знали, что земля - это наша Родина, большая и малая, земля - почва, земля - кормилица. Каждый клочок пашни - урожайная сила, основа получения хлеба. Крестьяне были хозяевами этой земли, знали, как обращаться с ней и были привязаны к земле, творчески служа ей и любя землю.

Северяне выращивали рожь и очень любили ржаной хлеб. Рожь в Холмогорском районе, была плодородной и родовитой и выращивалась здесь столетия. Рожью засевали все лучшие земли. Ржаной хлеб был главным русским хлебом. Благодаря ржаному хлебу была привязанно­сть наша к долям, к сырым осенним пашням, когда они покрывались зеленым покрывалом, к солнечному весеннему полю, когда рожь, под­росшая раньше ячменя и овса, начинает колыхаться волнами. Цвете­ние ржи особо вдохновляло хлеборобов своим лиловеющим колосом.

Ужe в это время приблизительно определяли возможный урожай и дальнейшую жизнь после сбора ее зерна. Озимую рожь сеяли осенью, когда основные работы закончены, т.е. в сравнительно спокойный для земледельца сезон, что облегчало его труд весной. Рожь жали серпом, снопы складывали в суслоны, а затем подсушивали в вине и молотили цепами на гумна. У ржи высокий стебель. Соломы было много, и шла она главным образом для подстилки в стойле коровы, реже на прокорм скота (соломенную резку запаривали, сдабривали отрубями).

 

У ичковлян был старинный русский сорт ржи, выведенный еще в XIX веке, морозостойкий (выдерживал - 50°С), в дождливую пору тянулся стебель - ввысь. Был и недостаток - полегание. Но серпом сжинали полностью. В колхозе начали использовать жатку, что значительно облегчило труд жнецов, как правило, женщин.

Слышал, что теперь засевают колхозные поля новой, короткостебельной, более урожайной рожью и убирают ее комбайнами. Значит, придет время, когда вновь восторжествует русский ржаной хлеб. Несмотря на большую привязанность к земле, среди крестьян Ичкова было много "питерских". Большинство из них кровельщики, работавшие в Петрограде летом, а некоторые, как мой отец, круглый год, приезжая в деревню к семье на один-два месяца. Мастеровые люди, работавшие в Петрограде, Архангельске и других городах не порывали с деревней, совершенствовали хозяйство и дом в деревне, счи­тая, что старость надо, коротать в деревне, а сейчас детей легче воспитывать в своем доме да еще с коровой. Питерские оказывали большое влияние на весь уклад жизни в Ичкове, на ее быт и культуру.

Конь считался верной опорой в хозяйстве, и мечта приобрести коня захватывала и тех, кто уходил на заработки в город. С при­обретением лошади, как правило, даже "питерские" оседали в деревне. Предпочитали иметь одну-две коровы холмогорской породы.

Среди тех крестьян, которые не уезжали на заработки в город, а постоянно жили в деревне, много было различных мастеров: плотники, печники, бондари, шорники, обувщики-сапожники (они же выделывали кожу из шкур животных), саночники и колесники, что леса для телег делали; кузнецы и вязальщицы, пряхи, ткачихи и кружевницы. Теперь же есть только такие специальности: доярка, тракторист, шофер да слесарь, вот, пожалуй, и все. Одни мастера изготовляли бондарную посуду: ушаты, ведра, в которых хранили воду на кухне и в бане. Ведра делали с ушками, чтобы носить на коромысле. Другие плели корзины из дранки, кузова, лукошки, пестери и лапти из бересты. В этом деле преуспевали Сидор Маркович Распутин и его сыновья Василий и Степан. Много они сделали берестяных фляг-баклажек для хранения жидкости, которую многие брали с собой на полевые работы и сенокос. Телеги, сани и лыжи делали свои мастера (Василий Сидорович, Яков Александрович, Анти­пины и др.). Ковши, лотки деревянные и гончарные изделия - гли­няные обожженные горшки и кринки - покупали в Холмогорах и Ар­хангельске.

В кузнице подковывали лошадей, ремонтировали телеги, сохи и другой инвентарь. Серпы и косы, различные ножи и топоры делали до начала века, а затем, особенно после революции в двадцатые годы, можно было все это купить в городе и делать их в кузнице перестали. Продолжали ковать подковы и подковные гвозди. Изго­товляли металлические поделки, которыми украшали двери и особен­но ворота: замысловатые навесы с петлями, дверные кольца (стука­ло), накладные секирные замки и личины.

Все жители имели валенки, которые катали мастера, жившие в деревне Кривое. Свои, ичковские, мастера делали валенки, но очень грубые, неказистые. Для нашей семьи валенки катал Андрей Павлович Уткин из шерсти, настриженной с овец, которых мы держали. Сапоги шил свой деревенский мастер. Его называли не сапож­ником, а мастером-кожевником, так как он не только шил сапоги, но и кожу выделывал.

Большинство ичковских женщин занимались прядением льна и шерсти и ткачеством. До колхозов многие семьи выращивали лен, Обрабатывали (обмолачивали, трепали, чесали), а затем зимой пряли мягкий лен в весьма тонкие, гладкие и крепкие нити, хотя медленно и немного заготовляли пряжи, но для своей семьи хвата­ло. Из этой пряжи они ткали полотно для белья, салфеток и по­лотенец. Полотно белили во время холодов, а затем шили рубашки, юбки, кофточки, у которых еще и вышивали рукава; шили портки и полотенца, а из грубой пряжи - онучи (портянки). Большинство семей имели свои мялки для отделения кострики от волокон льна, мотовила для перематывания нитей с веретен на мотки, ткацкие станки, на которых ткали льняную и реже шерстяную ткань. Мужчины и женщины сами чинили (подшивали подошвы) валенки, женщины вязали шерстяные кофточки, свитера, варежки и т.п. Девочки штопали чулки, латали одежду.

В семьях питерских была фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда и красивые керосиновые лампы, привезенные из Петрограда. В нашем доме были и старинные оловянные тарелки, чайник и дру­гие интересные оловянные вещи. Были и медные: самовар, чайник, умывальник и тазы. С какого века они хранились в нашем доме, не установлено.

Ичково было экологически чистым. Навоз, жижа, фекалии, как ценное удобрение, вывозились на поля. Кухонные отходы, по­мои скармливались скоту. Твердые отходы сжигались, и не было нужды у крестьян ни в канализации, ни в мусорных свалках. Культурная жизнь в нашем селе резко возросла, когда в начале тридцатых годов в каждый дом стали подавать электроэнергию для ос­вещения и у большинства крестьян-колхозников был репродуктор. Хотя радиопередачи слушали, как правило, рано утром и весь вечер, а днем репродуктор "молчал" в рабочие дни и непрерывно "говорил" в воскресные.

В далеких двадцатых годах в ряду важнейших, самых насущных дач ВКП(б) была ликвидация неграмотности и шло повышение культуры сельских жителей. С 1923 по 1928 годы ликбез имел большой успех. Практически все взрослое население Ичкова стало грамотным - умели читать и писать, а дети получали прекрасное четырехклассное начальное образование. С 1929 года большинство молодежи Ичкова стало заканчивать семь классов, получая неполное среднее образование, весьма хорошее по тому времени. Это было величайшее завоевание Революции.

Северная культура была еще жива, неповторима, как и сам Холмогорский район. Песни, пляски, веселые и исторические рассказы, рушники с алой вышивкой, цветные передники и кокошники, блеск самоваров и яств на белоснежной домотканой скатерти были вначале тридцатых годов украшением жизни северной деревни и в белую и в темную предзимние ночи. Гармонь, балалайка, гитара и, изредка мандолина веселили и волновали сердца слушателей и испол­нителей. Звон гитары особо ценился молодежью, покорял сердца мно­гих, но гармошка всё же была всесильной.

После гражданской войны и особенно в конце двадцатых, на­чала тридцатых годов уходила молодежь на заводы в Архангельск и Ленинград и в некоторые другие города. Но все же тогда было боль­ше коренных жителей, не собиравшихся покидать дедовские наси­женные места, вытаскивать свой древний корень, широко распро­стершийся по обоим берегам Северной Двины. В тридцатых годах еще крепко держались песни, предания, имена полей и пожней, лесных речек и озёр, где даже ключ и ручей имел свое имя. Святость родного порога, привязанность к своей малой Родине была великая, она сохранялась еще и после Великой Отечественной войны, унесшей самых здоровых, молодых мужчин. Ичковские мужики любили домашнее хозяйство и, уходя в город, не порывали с ним. Помогала в жизни и могучая Северная Двина, работящая, то тихая, то неспокойная. Плыли по ней нескончаемым потоком бревна, плоты-кошели и плоты в связках за пароходами. Любили мы свою могучую Северную Двину, по которой в двадцатых и тридцатых годах ходили колесные пароходы. Колесный пароход был внушительной величины. Плюхает себе палицами по воде, дымит, пыхтит и тянет по течению плоты леса и баржи с балансом, а против течения - больше всего баржи, нагруженные товарами в Архангельске. Шлепает по воде громадными колесами пассажирский пароход, не торопясь вверх, и вниз по течению быстрее, извещая громким гудком о своем прибы­тии у каждой пристани и тремя гудками об отходе от нее. Плавали мы на этих пароходах, занимая, местечко около трубы, так как на реке знобко, особенно ночью, а у трубы уютно, тепло и обзор хо­роший.

Мы, покидая Ичково на длительное время, всякий раз думали, что когда-нибудь сюда вернемся, в свой дом, под свою крышу, к своим людям, при любой сложности или тяжести в жизни. Здесь мы найдем свое место в жизни и свой покой. В нашем воображении наш край - это спокойные холмы, покрытые лесом, чистый свет, добро­душный окающий говорок.

Рубленые деревни темны от дождей. Хороша здесь осень: осенью на широких пойменных лугах стоят могучие стога сена, а в мокрых местах лежат льняные стелища. У некоторых домов полы­хает рябина. Палисадники густеют смородиной. Озера наполнены глубочайшей синевой. По-летнему гуляют еще на пастбищах стада. Здесь у нас начинается листопад и идёт к югу по пятьдесят километров в сутки.

 

Воевать умели ичковляне. Многие участвовали в гражданской войне, особенно в период освобождения Севера от интервентов и белогвардейцев. В этой войне бывало и так, что шли брат на брата, сосед на соседа... Воевали на Хасане, Халхин-Голе в Финской и особенно отстаивали Советскую власть и завоевания социализма в годы Великой Отечественной войны. Бились мужественно. Около восьми тысяч жителей Холмогорского района не вернулось с полей сражений. Много похоронок пришло в Ичково. Имена павших смертью храбрых записаны на обелиске в центре Ичкова. Их десятки. Собираются земляки - участники войны, чтобы рассказать молодежи о событиях, уходящих в историю.

Задумываться стали о происходящем в деревнях. Почему безбо­язненно рвут корни, соединяющие колхозников с землей, отчим кра­ем, речкой, лесом и озером детства. Почему становятся люди как перекати-поле, скитаясь из одного конца страны в другой в поисках "счастья", хотя не всегда удача им сопутствует.

 

В тридцатых годах этого века в комнатах, особенно в кухне, в чуланах и на чердаке хранилось много различной утвари прошлых веков. Крестьяне очень бережно относились ко всему тому, что бы­ло создано руками человека, и хранили все старые вещи, даже те, которыми уже давно не пользовались. Но вот предков своих знали плохо. Самое большее - деда и бабушку, да и то без подробностей их жизни и труда. При этом помнили только их имя и редко отче­ство. Сейчас молодежь несколько больше стала проявлять интерес к своим предкам, и пока, видимо, еще есть возможность восстановить их родословную и воссоздать историю их деревни, поселка и рода, хотя бы с начала XX века. Надобность в этом есть, ведь мы первые совершили социалистическую революцию, первыми в истории всего человечества стали строить социализм, и это должно быть с величайшими подробностями описано. Старые фотографии, различные документы, грамоты, вырезки из газет, журналов, где были статьи о земляках, расскажут, как устанавливалась Советская власть, строился социализм, кто, когда и как защищал эту власть, социализм, социалистическое Отечество. Ведь это уже история, а знать ее должны наши внуки во всех мельчайших подробностях своей малой Родины, наряду со знанием прошлого быта, труда, обычаев, обрядов своих родных и односельчан. Ждать того, что это сделают учёные-историки, нельзя. У них не хватит сил. Пользу должны приносить мы сами, когда-то здесь жившие. Не обя­зательно Ваш труд должен быть издан большим тиражом. Оставьте рукопись внукам.

Моя и твоя родословная. Что мы знаем о людях, прошедших по родословной цепочке? Помним о третьем колене и то немного, а где же фамильная гордость, где ваши истоки?

Не удалось восстановить "древо" Абакумовых. Времени не было. Ведь еще на поздно. Уверен, что сохранилось в архивах сельских советов и правлений колхозов много документов, которые позво­лят осветить родословную Ичкова. Духовная оседлость, привязан­ность жителей к родному месту проявляется и в наши дни. Вся на­дежда на тех, кто не порывает связь с малой Родиной, и опишут ее, ведь малая Родина это - луга и леса родные, озера и поля; это песня, сказка и всюду, знакомые люди; свой дом, где родился и жил. Быть кормильцам в этом доме большой семьи - это счастье и радость жизни. В этом, видимо, суть и понятие - моя Родина, та малая, которая западает в сердце со дня рождения, где первая любовь и работа. С отчего дома начинается любимая Родина, с дома, за который крепко держался отец, стремившийся каждому сыну построить дом. Оберегая дом, оберегали свой Северный край, свою семью. Дом у нас был нравственной основой, связью не только с землёй и хлебом, но, главное, с самим нашим существованием. Итак, мы сделали небольшой экскурс в двадцатые и начало тридцатых годов XX века до великого перелома - коллективизации крестьян. Теперь еще рассмотрим семью, жившую накануне коллективизации, чтобы лучше понять успехи и значение социалистического строительства на селе в 30-х годах и влияние коллективизации на весь уклад жизни крестьян в Ичкове в первые пять лет после создания колхоза.

 

 

СЕМЬЯ "ПИТЕРСКОГО "

 

 

Семья - самая маленькая, но основная ячейка, не проходящая данность человеческого общества, вечно была и останется в любой формации, включая и коммунистическую. В семье, состоящей из ро­дителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе, решались и решаются все дела и вопросы, как правило, сообща, без формальностей, не скрытно от других жителей села и города. Приверженность к семье, любовь к семейной жизни на Севере, в том числе в Ичкове, была сильно развита. Семьи были большие, трехдетные и многодетные. Всегда радовались прибавлению семейства, особенно рождению ребенка.

Все крестьянские семьи были трудовыми предприятиями, где крестьянин в одном лице был и хозяин и работник. Это были не ку­лаки с батраками, а самоэксплуатирующиеся семьи. Цель их произ­водства - удовлетворение потребностей семьи, которые насчитывали в своем составе даже более десяти едоков. Многодетные семьи в двадцатых годах были в основе своей еще патриархальные, традиционно русские семьи, подробно описанные в литературе. Эти семьи существенно отличались от городской и, тем более, от семьи современной. Отец семейства почитался всеми. Уклад семьи был устойчив, строго соблюдались все обычаи, установившиеся с давних пор. Большие семьи были счастливыми и сплоченными в нужде и горе, отец и мать проявляли заботу о том, чтобы были в доме счастье и радость, стремились к посильному благоустройству дома и быта в нем.

Считалось, что даже с двумя детьми северный край не будет нормально развиваться. Такой взгляд был и в двадцатых годах ХХ века. Привязанность родителей к детям и детей к родителям была поистине большая. Все члены семьи, особенно муж и жена, внимательно, предупредительно относились друг к другу. Каждый член семьи в полную меру своих сил трудился в семье, выполняя различ­ие домашние обязанности, и презирался тот, кто стремился укло­ниться, "проехаться" за счет матери, брата или сестры. Такого тунеядца перевоспитывали всей семьей. До колхозов домашнего тру­да хватало всем. Мужчины и женщины трудились от зари до зари, а вот с колхозами мужской труд дома резко сократился, а женский домашний труд остался с раннего утра до позднего вечера без вы­ходных и отпусков. Мужчины по вечерам стали уходить из дому "ко­ротать время", а по воскресным дня и выпивать. Нарастали семей­ные конфликты уже к концу тридцатых годов. Однако это было в самом зародыше. По-прежнему продолжалось строительство домов для каждой семьи. Женились, как правило, после службы в армии, стремясь в первые же годы совместной жизни иметь детей. «Бобылей», бездетных и даже однодетных презирали, а за разведенного мужика вряд ли пошла бы какая-либо девушка, да и родители не разрешили бы ей выйти за разведенного "взамуж". Молодые люди тридцатых годов не бежали в сельсовет регистрироваться после короткого знакомства, а стремились узнать друг друга, опреде­лив сходство характеров, возможность жить вместе друг с другом, а потом уж становились мужем и женой на всю жизнь. Домашний труд был средством сплочения семьи, общностью интересов, где все домашние дела выполнялись каждым членом семьи, в том числе и детьми, способными к чему-либо. В многодетных семьях матери и отцу помогали и старшие, и младшие дети. Старшим подражали, о младших заботились, и шла нормальная семейная жизнь. Пожилых людей и стариков молодые почитали. В начале тридцатых годов еще существовало понятие "глава семьи". Повышенное внимание друг к другу прививалось с малолетства. Стремились ичковляне к личному бессмертию, которое гарантировалось во внуках и правнуках. По­этому относились к ребенку уважительно, уделяя ему большое внимание, и без особых нотаций приучали к совместному труду. В оби­ходе был семейный стол, объединявший всех домочадцев ежедневно, хотя это и были остатки патриархальных времён, когда обедали, ужинали и завтракали все за одним столом, а в двадцатых годах даже ели из одной миски, хотя столовой посуды было уже достаточ­но для каждого. Застолье было степенное, и отец, да и мать не­прерывно воспитывали детей словом, показом, а иногда, изредка, за нарушение степенности, наказывали ложкой по лбу нарушителя порядка. По праздникам и семейным торжествам прививалось чувст­во родственной близости с теми родными, кто жил в отдельном до­ме или в других деревнях или в городе. Здесь же за столом про­явились чувство семейного достоинства и уважения к старшим. За столом меньших приучали к порядку и бережливости. Нельзя было оставлять кусок хлеба на столе, там более ронять даже крошки хлеба на пол; вертеться, болтать ногами, стучать ложкой о миску, ставить чашки и кринки на край стола и многое не, не... и другие правила поведения прививались детям систематически, и все принималось без обиды. За столом решались многие хозяйст­венные и домашние вопросы, как по-нынешнему на пятиминутках и планёрках, длящихся по полчаса. Все обговоренное за трапезой счи­талось окончательным указанием главы семьи. Выходили из-за стола все вместе, как и садились по приглашению матери. В страду обедали на пожне под стогом сена или на поле под суслоном (бабкой). Работали до темноты в августе, а весной и летом, в белые ночи, работу кончали, когда лошадь устанет, и ей надо дать отдых.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия