Ичково тридцатых годов 5 страницаДве войны: в гражданскую отвоевал за Советскую власть больше пяти лет, до взводного дослужился; в Великую Отечественную войну около пяти лет на прифронтовом аэродроме "чинил самолёты", имея прекрасную специальность жестянщика: он качественно выполнял работы, и им дорожили. И вот, являясь ветераном двух войн, ветераном труда, надорвавшись, всю жизнь, заготовляя лес для страны, в последний год жизни Яков Григорьевич проявил свое величайшее чувство к Родине, к своему Северному краю, заявив, что лес вдоль Северной Двины сведен на больших площадях от реки до лесосеки километров сто, а то и более будет. Вырубили лес варварски. Вырубки не расчищают, не корчуют и, видимо, ещё пятьдесят лет ничего тут не вырастет. Меняется климат, мелеет Северная Двина и другие реки. "Кто же заступится за лес Севера" - задал он мне вопрос. Тяжело вздохнув, он задал и второй вопрос: "А что будет с жителями Севера, если лес кончится?" С такой заботой он ушел из жизни, не зная еще и того, что воды Северной Двины хотели повернуть на юг, чем загубить весь Северный край. Высокая сознательность была у людей Севера, работавших на лесозаготовках. В годы первых пятилеток колхозники и рабочие леспромхозов заготовляли и сплавляли к Архангельску лес, где развитая лесопильная промышленность позволила стране расширить лесной экспорт и тем самым привлечь валютные ресурсы для закупки импортного оборудования, в котором нуждалась страна в период индустриализации. В послевоенные годы много лесоматериалов, заготовленных в лесной зоне бассейна Северной Двины, было поставлено для восстановления разрушенных городов, шахт, заводов Украины, Сталинграда, Донбасса. Рубка леса на экспорт продолжается с нарастающими темпами. Кто скажет: стой? - трудно понять. Умер Яков Григорьевич в августе 1975 года в больнице. Похоронен он на Ступинском кладбище, рядом с могилами родителей. Нет больше в Ичкове из семьи Григория Федоровича никого. Оборвалась последняя нить, связывавшая членов семьи, живущих в разных городах, с Ичковом. Многие и не были в Ичкове, не знают своих истоков. В XXI век идет все же много потомков Григория Федоровича и Анны Федоровны. Пока ежегодно летом в Ичково ездит отдыхать семья Маргариты Яковлевны и Сергея Филипповича, посещают они могилы своих родителей и дедов на Ступинским кладбище, сохраняя память о них.
Александр. Родился восьмым, за год до Октябрьской революции. Отца мало знал, так как он работал в Петрограде, да и сам около двух лет жил в Архангельске. Отец умер в 1930 году. С этого момента Александр пять лет работал в колхозе, пройдя путь от рядового колхозника до председателя колхоза, и два года учился в СКВКСХШ. После призыва в Красную Армию (в октябре I937 г.) - солдат, курсант, офицер, генерал. Участник боев на реке Халхин-Гол, в походе по воссоединению Бессарабии и в Великой Отечественной войне (около двух лет). Окончил академию, командовал частью, а затем около тридцати лет работал в академии имени Дзержинского, пройдя путь от адъюнкта до начальника крупнейшей кафедры оперативного искусства. Кандидат военных наук, доцент. После увольнения в запас по возрасту более пятнадцати лет работал старшим научным сотрудником в военном центральном научно-исследовательском институте. Ветеран Коммунистической партии, вооруженных сил и труда, трудовой стаж свыше шестидесяти лет. В 1939 году курсантом Харьковского артиллерийского училища женился на студентке (ВТУЗА при ХЭМЗЕ) Марфе Фокиевне Кузняк. Много трудностей и горя досталось его жене в первые годы супружеской жизни. Через два месяца после свадьбы ему досрочно присвоили офицерское звание и направили в спецкомандировку в МНРА(Монгольская Народная Республика) - непосредственно в действующую часть в боях на реке Халхин-Гол. Основанием такой командировки послужило то, что он кандидат в члены ВКП(б) и женат. Только женатых отправляли в такую командировку. По возвращении из командировки новый поход на юг, а вскоре и Великая Отечественная война.
На снимке, вырезанном из газет, и в сводке Совинформбюро сказано, как он воевал в первые месяцы Великой Отечественной войны. В день (29.08.41 года), когда по радио сообщалась эта сводка, родился его сын Александр в пути (ж.д. ст. Переволоцкая, Чкаловской обл.), во время эвакуации жены из Николаева на Урал в село Краснохолм Оренбургской области. Сообщение по радио было и первой весточкой о муже с фронта. Жена точно узнала, что это о нём, так как в сводке сказано и о командире полка, и о комиссаре батареи, которых она знала. Только потом ей стало известно, что бои, указанные в сводке происходили на обороне города Киева, описано наступление у села Гатное. Эту уральскую газету со сводкой сохранила жена Марфа Фокиевна. Очень трудно было ей в эвакуации в селе Краснохолме, где не удалось ей спасти сына, заболевшего дефтеритом. Не было врача, который бы мог установить диагноз и вылечить сыночка. Похоронив сына, сама тяжело заболела. Ее спасли врачи военной медицинской академии (Самарканд,1943 д). Выдюжила. Вместе идут по сложному жизненному пути. Сыграли золотую свадьбу. Все четыре брата воевали: Степан - в первую мировую, всю гражданскую и более года в Великую Отечественную войны, в которую и пал смертью храбрых под Тихвином. Яков - всю гражданскую и всю Великую Отечественную войны, Михаил - участник Великой Отечественной войны. Александр - воевал на реке Холхин-Гол и в Великую Отечественную войну. До сих пор не нашел обоснований традиции, которая была у наших пожилых людей. В знак благодарности и признательности низко кланялись и даже становились на колено. Мне пришлось самому испытать, когда передо мной, молодым человеком, очень пожилые люди делали это. Приведу три таких случая. Когда исполнял обязанности председателя Ракульского сельского совета, ко мне обратился пятидесятилетний "питерский" с просьбой выдать ему свидетельство о рождении. В то время, чтобы пресечь отток людей в город, было запрещено выдавать этот документ, иначе он получит паспорт и поминай, как звали. Этот гражданин показал, что он более тридцати лет жил в Петрограде-Ленинграде, истек срок паспорта и вот получил письмо, что если он не приедет в Ленинград, то квартира его будет передана другому жильцу. Он почти плакал, умолял и мы с секретарем не выдержали и выдали свидетельство. И какое же было наше удивление, когда он, уложив документ в карман, встал передо мною на колено и стал благодарить. Это было в 1937 году; вновь повторился этот случай уже в 1946 году. Я послеокончания Академии приехал к больной матери в Ичково. К нам пришла из Ракулы еще не так пожилая женщина с благодарностью, что я в тридцать седьмом направил ее сына на курсы шоферов для работы Волхове на только что купленной автомашине. Этого молодого человека на курсы шоферов посылали по решению правления как сына красноармейца, погибшего в годы гражданской войны, к тому же он пообещал, что до призыва в армию будет работать в колхозе. Слово свое он сдержал. В 1941 году был призван в армию, воевал, имел два ранения и много наград. Последние два года Великой Отечественной войны был шофером на автомашине какого-то крупного военачальника, остался жив. Сказав об этом, она опустилась на колено. Я подхватил ее, думая, что с ней плохо и только тогда она, засмеявшись, сказала, что вот ведь какая нелепая привычка благодарить на коленях. Это было сказано в присутствии моей матери, и, несмотря на это, когда я уезжал из дома в Москву, мать, провожая меня, встала-таки на колено, благодарила, что со мной до войны жила хорошо, и почему-то просила простить за все ее. Я поднял ее. Она была уже очень легкая, вся выболевшая и после моего отъезда прожила всего шесть недель. Умерла в День Победы – 9 мая 1946 года. Эта необычная традиция - становиться на колени у людей, не знавших крепостной жизни и татарского ига - непонятна. Видимо, какое-то сохранившееся идолопоклонство.
Они были первыми
Во второй половине двадцатых годов в нашей стране появились первые коллективные хозяйства. Началось движение крестьян по пути строительства социализма. В 1929 году около четырех процентов крестьянских хозяйств было объединено в колхозы. С осени этого же года началось проведение уже сплошной коллективизации. Особо высоких "темпов" коллективизация достигла весной 1939 года. В этом году стали создавать колхозы и в Северном крае, где была объявлена так же, как и на юге России, сплошная коллективизация с призывом завершить ее в 1931 году. О том, как проходила коллективизация во всей стране, написано много и всем теперь хорошо известно. Это повествование только об одном Ичково-Ступинском колхозе, у его начала я был в возрасте четырнадцати лет, комсомолец. Комсомольцы тогда были большой силой в коллективизации. Все в то время считали, что комсомолец не может быть вне колхоза. В Ичково-Ступинском колхозе мне довелось жить и работать более пяти лет с первого дня его организации. Ичково-Ступинский колхоз в пятидесятых годах достиг высоких результатов. В туристской маршрутной схеме по Северной Двине сказано: "У высокого левого берега Северной Двины находится пристань Копачево. За рекой на широких луговых просторах раскинулись земли колхоза "Новая жизнь", одного из лучших молочно-животноводческих колхозов нашей страны". Рассказ начну с описания семьи питерского в 1928 году, о создании Товарищества по совместной обработке земли в этом году.
С емья "питерского" накануне "великого перелома ". Первое товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ)
Шел 1928 год. Как всегда, на Петров день собралась вся наша семья, и решались вопросы, как будем дальше жить. Этот год был особенным: отец купил коня, молодого, красивого и сильного. В жизни северного крестьянина лошадь играла огромную роль. Она была основной опорой крестьянского хозяйства. Была лошадь - была жизнь и возможность прокормить большую семью. Лошадь назвали "Рыжиком", по масти. Все радовались, хотя израсходовали все сбережения и остались с одной коровой, так как вторую продали, чтобы купить коня. В сельсовете нашу семью перевели из бедняков в середняки, и отец гордился этим актом, говоря, что наконец-то выбился в люди. Правда, еще не было плуга, соха плохая, борона деревянная, сбруя старая, но это считалось делом нажитым, был бы конь. Я безмерно гордился тем, что имеем коня. Ведь я окончил школу - четыре класса, дальше учиться негде было, и теперь мечтал работать на этой лошади. Своим дружкам я говорил больше всего о достоинствах Рыжика и о том, что научился его запрягать. К утру Петрова дня собралась почти вся семья. Из Ленинграда приехал Степан с Ириной, с Надейхи - Андрей Павлович с Татьяной, из Архангельска - Дмитрий Евдокимович с Ольгой и те, что жили дома - Яков с Александрой, Андрей, собиравшийся осенью на призывной пункт в армию, Михаил, Нюра и я. Не приехали только дочери Степана из Ленинграда. Отец и мать были очень довольны, что все собрались. До приезда всех гостей отец с матерью все обговорили, детально продумали все вопросы, которые надо было решать, а их накопилось немало. Отец говорил с сыновьями и зятьями по отдельности, а мать – со снохами и дочерями. Начался праздничный обед. Все уселись по местам, соблюдая старшинство и положение в семье. Около отца посадили нас, меньших, оказывается, и нас касались разговоры. Всем гостям были поставлены тарелки, положены рядом ложки и вилки, а перед нами была поставлена общая миска, деревянные ложки и без вилок. Из этой же миски ели отец и мать. Считалось за правило приучать детей до совершеннолетия кушать из общей миски, а потом уж из отдельной тарелочки да с вилочки. Обед был хороший. Батя заколол барашка, было и масло, и молоко. За обедом водку пить отец не разрешал, чтобы малых не развращать. Хотя мы все знали, что мужчины до обеда выпили водочку в соседней комнате. Разговор начал отец, объявив, что в Ленинград больше не поедет, скоро исполнится шестьдесят лет, поэтому займется хозяйством в деревне, чтобы обеспечить старость (пенсий тогда не было в мастерской, где работал отец). Квартиру в Ленинграде передает Степану, если он не будет в этом году достраивать свой дом в Моторихе, а поможет завершить постройку дома для Якова; так как его жена Александра наотрез отказалась ехать в Ленинград, их надо отделять и пусть живут своей семьей. Степан и Ирина согласились, договорились, как поступить с вещами отца и матери в Ленинградской квартире, и были очень довольны, что теперь вся квартира будет им принадлежать, и Яков не приедет, а Яков с Александрой тоже были довольны, что к весне дом будет готов. Для Андрея решили в предстоящую зиму купить лес, нарубить и привезти бревна для постройки дома, а строительство дома начать после возвращения Андрея из армии. Служба в армии считалась большим счастьем для мужчины, где и грамоте учат, и специальность многие приобретают. Тогда в армию призывали не всех, а достойных и только по рекомендации сельсовета. Михаил решил учиться, подал заявление и ждал ответ из Пинеги, где организовывался техникум. Дошла очередь и до меня. Оказалось, что вопрос уже решен, меня увозят в Архангельск к дяде Мите, мужу сестры, где я буду учеником слесаря в мастерских Нарпита. О себе отец объявил, что думает вступить в товарищество по совместной обработке земли. На этом и закончился семейный сход, вернее то, что осталось в моей памяти через многие годы. Всю осень 1928 года решался вопрос создания товарищества, чтобы с весны начать совместную обработку земли. Главным организатором ТОЗа был Александр Архипович Абакумов. Если мне память не изменяет, то он был председателем сельсовета, и хорошо помню, что он был членом ВКП(б). Первый вопрос - объединение земельных наделов (с запашкой меж), что посеять и сколько чего, решили к рождеству (в декабре). Самым сложным оказался вопрос, как распределять урожай. Предложение по числу едоков было быстро отвергнуто, как не состоятельное. Второе предложение по количеству пашни, обработанной товариществом, тоже было отклонено. Обсуждение так затянулось, что думали из этой затеи ничего не выйдет. Но не таков был Александр Архипович. Он настойчиво вместе со всеми искал разумного решения и где-то к февралю определили: урожай делить по затраченному труду каждым членом товарищества, с учетом выделения определённой доли урожая на лошадей. После этого собрали денег на покупку сенокосилки, чтобы быстрее скосить траву и убрать сено и распределить его тоже по труду. Эти коренные организационные вопросы оказались не только правильными, но и перспективными для будущей сельскохозяйственной артели. Посевную товарищество закончило настолько быстро, что высвободилось время для подготовки к уборочной и вообще к зиме. Включили в объем работ заготовку дров для каждой семьи, входящей в ТОЗ. В товариществе по совместной обработке земли производственные средства не обобщались. Землю обрабатывали совместно всю, но каждый знал свой участок земли и пожни. Был договор, подписанный всеми членами товарищества и заверенный (скрепленный печатью) сельского совета. Договор подлежал уточнению или расторжению в декабре каждого года. В товариществе было объединено пять хозяйств с тремя лошадьми. Сельскохозяйственного инвентаря было достаточно. От нашей семьи в товариществе работали отец (на лошади, иногда его подменяли другие члены ТОЗа), мать и сестра Нюра. Немного помогал Михаил, работавший тогда секретарем сельсовета. Учет затраченного труда каждым велся очень скрупулезно, что позволило безболезненно распределить намолоченное зерно по труду. Сеном скот обеспечили на всю зиму. Для лошадей выдали овес с условием, что часть овса сохраняется в общем амбаре до весны. Страховой фонд засыпан был единый, выделили семена. Общий амбар, около которого была часть сельхозинвентаря, стали охранять. Все было вновь продумано на 1930 год. Но начался новый этап развития: коллективизация. Осень 1929 года была последней для крестьянина, как хозяина своего надела земли. Хлеб с полей убран. Зяблевая вспашка закончена. Плуг и борона поставлены под навес. Телегой еще пользуются, но и дровни подготовлены. Спокойно дымили овины. По утрам на улице тянуло запахом ржаного хлеба, выпеченного каждой крестьянкой из муки нового урожая. На пожнях и на убранных полях свободно ходили коровы, принадлежащие почти каждой семье Ичкова. Рано утром слышался стук цепов, это на гумнах молотили хлеб. Ребятишки вели своих лошадей из ночного. Старики и старушки чуть свет ушли за грибами и ягодами. Копали еще картошку и, подсушив ее, ссыпали в погреба. Намолоченное зерно везли в дом для сушки на печи, а овинное сразу засыпали в сусеки амбаров. У хозяина одна забота - кормить всю семью и своевременно сдать. Зимой лес рубить и брёвна к Северной Двине возить, а весной опять хлеб сеять. Вот так и жили ичковские землепашцы, и у питерских был такой же образ жизни, летом между посевной и страдой, да только зимой не лес рубили, а в Петрограде по найму трудились. Отец и средний его сын Яков уже порвали с городом. Яков был отменным мастером - лесорубом, хотя главными инструментами в этом году были топор да хорошо отточенная и в меру разведенная поперечная пила. Отец в эту зиму стал возить лес на своем коне. Но его назначили десятником, принимать лес от возчиков. Он согласился, что послужило в последующем для него и для всей нашей семьи страшной бедой. Он был честен, неподкупен, учитывал все, что было нарублено и вывезено. Однако нашелся плохой человек, не выполнявший норму, стал требовать приписку, обещая в будущем довезти лес. Отец не пошел на компромисс, на сделку с совестью. Разгневанный лесоруб ткнул слягой в живот отца. Свидетелей не было. Сначала отец недооценил силу удара. Но потом заболел и осенью 1930 года умер. (После зловещего удара отец продолжал работать на лесозаготовках до весны). Виновник не понес никаких наказаний. В зиму на 1930 год крестьяне Ичкова часто вечерами собирались для обсуждения того, что происходило в стране в связи с коллективизацией. Отец приезжал с лесозаготовок, как правило, в субботу вечером. Мылся в бане и после этого пил чай. К нему приходили три-четыре соседа, чтобы побеседовать о колхозах, узнать, что об этом говорят раскулаченные, высланные к нам в Орлецы на лесозаготовки из южных районов России. (Административно высланным хлебный паек и норма выдаваемых им продуктов были уменьшены чуть ли не в два раза относительно других категорий работающих, да ещё при полной выработке). К этому времени приходил из сельсовета Михаил, работавший секретарем Совета, отдавал отцу газеты за неделю с пометкой интересных статей и постановлений о коллективизации. Отец заставлял Михаила или меня читать газеты вслух. В ходе читки газет мужики обсуждали прочитанное. В разговорах они возмущались тем, что в газетах пишут одно, а на деле, как говорят раскулаченные, другое. Особенно они внимательно читали решения ХV съезда ВКП(б) о коллективизации и недоумевали оттого, что в решении сказано о разных формах кооперации и постепенном переходе к коллективной обработке земли на основе новой техники, а на деле спешно, силком создают колхозы. Съезд предусматривал экономическое вытеснение кулаков, а на деле - принудительная ликвидация. В газетах пишут добровольно вступать в колхоз, а высланные рассказывают, что загоняют в колхоз. В конце двадцатых годов произошло расслоение крестьянских хозяйств на бедняков, середняков и кулаков и у нас в Северном Крае. Бедняком считался тот крестьянин, который не имел лошади и соответсвующего сельхозинвентаря для обработки земли, полученной им по наделу. Поэтому бедняки или сдавали землю в аренду и сами нанимались на работу к кулакам, или же арендовали у кулаков и зажиточных середняков рабочий скот и инвентарь. Классовое раздвоение захватило и Ичково, хотя кулацких семей было всего два (на сто хозяйств деревни), эти кулаки нанимали батраков. В деревне Ступино одно или два кулацких хозяйства к 1930 году "самораскулачились", распродали все свое имущество и уехали всей семьей в город. Как рассказывали высланные, на юге России в трудные 1927-1928 годы у крестьян хлеб забирали весь: и у кулаков, и у середняков, и даже у бедняков - подчистую, не оставляя ни на прокорм семьи, ни на посев. К весне 1929 года "чрезвычайные меры" докатились и до северных деревень. Меры были жестокие, включали и обыски, и аресты. В газетах печатали призыв к беспощадному уничтожению внутренних врагов, среди которых на первом месте стояли кулаки. Уже в 1928 году на Севере ощущался недостаток хлеба. Все меньше и меньше привозили муки в лавку. Исчезли из продажи крупы. Крестьяне едва сводили концы с концами. Выручали коровы, в личном пользовании почти каждого крестьянина, хлеб, заработанный на лесозаготовках и сплава, да хорошо уродившаяся картошка. Стала крестьян беспокоить международная обстановка. Поговаривали о возможной войне. На Север все больше стало прибывать семей раскулаченных с юга России и Украины, где началось форсированное насаждение колхозов по указанию сверху. В газетах писали: "Колхозы - столбовая дорога к социализму". Летом 1929 года было объявлено решение о запрещении принимать в колхозы кулацкие семьи, а зимой этого же года провозгласили ликвидацию кулачества как класса: "Смести кулака с лица земли". Кулачество озлобилось, возросло их сопротивление. В январе 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось провести конфискацию у кулаков средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и семенных запасов. Хозяйственное имущество и постройки передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взноса бедняков и батраков, часть средств шла в погашение долгов кулацких, хозяйств государству и кооперации. Раскулаченные делились на три категории. К первой относился контрреволюционный актив" - участники антисоветских и антиколхозных выступлений (они сами подлежали аресту, а их семьи - выселению в отдаленные районы страны). Ко второй - крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации (их выселяли вместе с семьями в отдалённые районы). И, наконец, к третьей - "остальная часть кулаков" (она подлежала расселению специальными поселками в пределах районов прежнего своего проживания). Несмотря на все эти разъяснения, еще была жесткая разверстка сверху, т.е. задания по количеству подлежащих раскулачиванию, и предписывался порядок раскулачивания. Местное начальство усердствовало в выполнении этих предписаний, что приводило к тому, что раскулачивали некоторых середняков. Вообще-то фактически в марте 1930 года речь шла о ликвидации, по существу, бывших кулацких хозяйств, ибо постановлением ЦИК СССР (от I февраля) они были лишены возможности арендовать землю и эксплуатировать, чужой труд. Моего отца и соседей, которые приходили к нему, это мало беспокоило. Они только один год как стали середняками и были убеждены, что их не раскулачат. Перевод сельского хозяйства на путь крупного обобществленного производства стал рассматриваться как средство решения хлебной проблемы в самые короткие сроки и одновременно ликвидации кулачества как главного врага Советской власти. Всем было ясно, что был отказ от ленинского кооперативного плана и решений ХV съезда ВКП(б). В конце 1929 года в газетах появились такие термины, как "великий перелом", а решения ХV съезда стали называть "курсом на коллективизацию". До этого, то есть летом 1929 года, был провозглашен лозунг "Сплошной коллективизации крестьянских хозяйств". 7 ноября 1929 года появилась статья Сталина "Год великого перелома". Началась гонка за "темпом коллективизации" без всякой предварительной организации и подготовки, даже без обобщения первого опыта коллективизации. Партийные, советские, кооперативные, комсомольские организации и даже школьники вели активную пропаганду и агитацию за колхозы. В начале 1930 года в стране сплошная коллективизация крестьянских хозяйств шла полным ходом, что было видно на страницах газет. Сроки коллективизации сокращались. Шел сильнейший нажим сверху, вплоть до угроз и демагогических обещаний. 6 февраля 1930 года был опубликован «Примерный устав сельскохозяйственной артели», а 2 марта этого же года "Правда" опубликовала переработанный "Примерный устав сельхозартели". В этом же номере "Правды" была статья Сталина "Головокружение от успехов", в которой осуждались перегибы, подчеркивалась необходимость соблюдения принципов добровольности коллективизации. Местных работников обязывали закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего движения вперед. Писали одно, а делали совсем другое. Словам Сталина верили, хотя этой статьей "Головокружение от успехов" Сталин себя обелил, а активистов, проводивших коллективизацию по его же указанию, осудил. Так говорят теперь, через 50 с лишним лет, а тогда это была одна из мер, усиливавших веру в "вождя народа" и о другом, может быть, и думали, но вслух не говорили, было опасно - посадят. В Ичкове в это время было уже много сторонников коллективизации, ее подлинных энтузиастов, борцов за колхоз. Особенно желала колхозов молодежь. Внешне спокойно вели себя питерские, хотя недовольства были, но выражались тихо, в узком кругу, чаще среди родственников. Страх охватил всех, но всё же потихоньку вырезали скот, ожидая полного его обобществления. В марте-апреле 1930 года ЦК BKП(б) принял ряд документов, направленных на преодоление извращений в коллективизации и нормализации общей обстановки в деревне. Это, безусловно, сказалось на организацию Ичково-Ступинского колхоза, который создавался в середине марта 1930 года. И всё же крестьяне тогда не понимали, да и не могли понять, что шло отчуждение крестьян от земли, от средств производства, что началось превращение крестьян в разновидность наемного рабочего. Это выявилось через десятки лет. Правда, ходила тогда притча во языцех: "Вечером землю крестьянам дали, а утром ее отобрали". Вот такая обстановка сложилась в нашей деревне к моменту первого крестьянского сбора. Пришли крестьяне Ичкова к выводу: Хочешь или нет, а колхоз все равно будет. Товарищество по совместной обработке земли, организованное в Верхнем Ичкове, решило входить в колхоз в полном составе. Александр Архипович Абакумов сумел сагитировать всех членов ТОЗа на этот крутой шаг в жизни крестьян. Надо учитывать и то, что коллективная работа веками была присуща северному крестьянину в суровых климатических условиях. Поэтому было организовано товарищество, и к колхозам относились с пониманием того, что только артелью можно добиться больших успехов в сельском хозяйстве с применением техники. Работая секретарем сельсовета, Михаил был в курсе многих событий, происходящих весной тридцатого года в районе и крае. Ведь он еще был секретарем комсомольской ячейки. Когда объявили Холмогорский район районом сплошной коллективизации, Миша сказал отцу, что в марте будет общий сход селян, на котором уполномоченный райкома партии будет делать доклад о коллективизации и по "секрету" поведал о предстоящем раскулачивании и высылке из Ичкова и Ступина кулаков. В Ичково призыв к созданию коллективного хозяйства был с одобрением воспринят беднотой и частью передовых людей - середняков. Они поддержали и сплошную коллективизацию, и ликвидацию кулачества. Члены ВКП(б), комсомольцы и учителя развернули большую агитацию за колхоз. Они ходили по домам и разъясняли суть вопроса и рассказывали о первых колхозах, объединивших население целых деревень. Агитаторы объясняли: "Колхозы смогут решить в короткий срок хлебную проблему, и будет покончено с вечной нуждой и бедностью крестьян". С февраля 1930 года в Ичкове призывали крестьян вступить в колхоз, читали и разъясняли решения партии и говорили о преимуществах колхозной жизни. Но вот и в нашем районе стали известны случаи нарушения законов: силой загоняли в колхоз в Пинежских деревнях, кое-где раскулачивали зажиточных середняков, не желавших входить в колхоз. Были протесты против этого, но сделать ничего не могли, а того, кто протестовал, называли подкулачником, контрой и подвергали репрессиям.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО В ИЧКОВЕ
В Северном Крае с осени 1929 года развернулась сплошная коллективизация. Особого размаха она достигла весной 1930 года. Начался переход от мелкого хозяйства к крупному - коллективному с тем, чтобы скорее решить хлебную проблему. Хотя уже знали о статье "Головокружение от успехов", но продолжалось форсирование коллективизации, что приводило к многим недоразумениям и даже отрицательно сказалось во многих селах и в нашей деревне. Недовольство крестьян крутыми мерами в решении вопросов коллективизации выразилось в убое скота и других крайних мерах. Однако шла сплошная коллективизация и ликвидация кулачества. Был призыв: "Завершить коллективизацию до весны 1931 года". Были попытки административного принуждения при организации колхоза и у нас в Ичкове, были и угрозы "раскулачивания" и "лишения избирательных прав". Однако, как выше было сказано, уже в марте 1930 года ЦК ВКП(б) принял решительные меры по исправлению положения. Перегибы и извращения были осуждены, и это пытались учитывать организаторы колхозов весной 1930 года в нашем районе. Великий перелом в Ичкове произошел весной 1930 года - перелом в жизни крестьян, в жизни всего народа. Недолго владели крестьяне землей, как собственностью, завоеванной в Октябре 1917 года. Теперь вся земля, рабочий (лошади) и крупный рогатый скот, инвентарь и все орудия сельскохозяйственного производства отошли к колхозу.
|