Вступление
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (Откуда мы родом)
Исторические рассказы
Вступление Внукам, правнукам и землякам!
Я, пионер двадцатых, комсомолец тридцатых годов, коммунист-большевик с сорокового года, ветеран партии, Вооруженных Сил и труда, проживший всю жизнь при Советской власти, участвовавший в строительстве социализма и защите Родины от фашистского нашествия, завещаю Вам эту рукописную книгу. Найдите время прочесть её и сохранить рукописную книгу для будущих поколений. В этом моя просьба к Вам. Наша Родина – Советский Союз. Но у каждого из нас есть ещё своя малая Родина, с которой всё и начинается. Нельзя человеку не чувствовать своих корней. Без прошлого не понять настоящего. Моя малая Родина – Холмогорский район, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Без этого района нельзя представить северянину Россию. В те далёкие времена детства и юношества Михайла Ломоносова в городе Холмогоры и его окрестностях был высокий, по сравнению с общерусским, процент грамотности. Образование было превнесено новгородцами, заселявшими Север, и шло в основном по религиозным каналам, где большую просветительскую роль играла русская церковь. Культура русского Севера во многом обязана ссыльным старообрядцам и инакомыслящим. Хорошо был известен знаменитый старообрядский Денисовский скит, где у монахов был необычайно высок уровень образования. Была у северян потребность в грамоте, ибо мореплавание требовало знание карт и лоций, умения их читать, а для общения с иностранцами («немцами») надо было знать латынь. Ведь город Холмогоры был единственным морским портом России того времени. Кроме того, Север, не знавший татаро-монгольского нашествия и крепостного права, развивался особо. Здесь в числе первых в России зародился на судоверфях капиталистический способ производства. Вот почему феномен Ломоносовского гения в известном смысле закономерен. В начале XVIII века на строительство Петербурга было угнано и добровольно ушло очень много мужчин – мастеровых из Холмогорского уезда, многие из которых, работая в Питере, не порывали со своей землёй - деревней. Так продолжалось более двух столетий, из поколения в поколение, благодаря чему среди крестьян Севера появилась большая прослойка крестьян «питерских», владеющих мастерством и грамотой, работающих в Петербурге по найму и продолжающих обрабатывать землю. Бытописание питерских, живших в уникальной деревне Ичково в начале XX века, произведено в этой рукописной книге. История многих из нас начиналась в деревне, где корни, давшие жизнь, где школу, сельсовет, избу-читальню, церковь и кладбище, эту нашу историю начала двадцатого века, чтят и помнят односельчане и теперь, где бы они не находились. Истинная цена жизни в кровном и духовном родстве с землёй своей, с предками, гордиться которыми приятно и достойно. Невозможно забыть родителей, родных и близких, растерянных нами в молодости. Отцовский дом, родной с детства, ладно скроенный из бревен и почерневший от времени, щемит сердце и на восьмом десятке лет. Это потому, что отчий дом не столько физическое, сколько нравственное, не только индивидуальное, но и общественное понятие, позволяющее осознать традиции труда, духовные и материальные ценности, истоки и будущее своего народа. Знать первопроходцев на пути строительства социализма, в самом начале колхозной жизни, мы должны, более того, обязаны их помнить и быть им признательными. Резкие, коренные изменения в жизни крестьян Ичкова произошли в тридцатом году XX века. Сохранились пожелтевшие от времени фотографии, на которых запечатлены актив, только что созданного колхоза, животноводческая и полеводческая бригады, комсомольская ячейка, первые специалисты колхоза и гордость колхоза – первый председатель правления, проработавший в этой должности более тридцати лет и ставший Героем Социалистического труда. Подвиг первопроходцев вызывает гордость за односельчан – первых строителей социализма в деревне. Ведь из таких деревень, как Ичково, поднялась и выросла наша Социалистическая Родина, грудью отстоявшая завоевания Октября в Великой Отечественной войне. Каким было Ичково перед коллективизацией, о первых годах жизни колхоза «Новая жизнь», т.е. чуточку об истории моей малой Родины пойдёт повествование. Необходимость написания воспоминаний вызвана тем, что, где-то с конца тридцатых годов XX века в нашей стране началось угасание исторической памяти, стали утрачиваться семейные традиции, появилась взаимная недоброжелательность и даже падение нравов. В восьмидесятых годах этого же века начались различные толкования и об организации колхозов и о первых годах колхозной жизни. Рукопись может пригодиться моим родным, друзьям и землякам, выходцам из Холмогорского района Северного края, чтобы восстановить общими усилиями историческую память о своих предках. Может быть, кто-нибудь продолжит рассказ о последующих годах жизни колхоза, о его людях, теперь у же старожилах колхоза, а главным образом, о павших смертью героях и о тех, кто вернулся с войны, и продолжает генеалогическое древо этого замечательного поселения. Люди Ичкова заслужили, чтобы о них помнили. Мы ощущаем чувство вины перед ними, где мы сами выросли, нашли любовь и где схоронили своих родителей. Перспективно ли Ичково? Не ведаю. Но призываю: не исчезай, моя деревня!
Север чист. Пахнет морем и елями. Север строг – никакой пестроты. Среди срубов столетних расстелены Белой ночи льняные холсты. (Михаил Горбунов)
|