Общая характеристика программы
Каждое воскресенье, с 11 до 12 утра слушайте программу Михаила Казиника «Тайные знаки культуры», выходящую в прямом эфире из Стокгольма. Вас ждут поразительные открытия, интересные гости и удивительные путешествия по миру музыки и искусства», - эти слова можно прочитать на сайте радио Серебряный дождь, на котором и выходит передача. Первая программа вышла 15 февраля 2009 года, а 29 апреля 2012 года вышел ее последний эфир. Статистика радио показывает, что передача, не смотря на заявленную тематическую сложность, пользуется немалой популярностью. «Да мало ли у нас бесед о музыке!» Ну, во-первых, действительно мало, а во-вторых, подобных «лекций» нет более нигде. Они – уникальны. М. Казиник рассказывает не только о музыке – скорее, о нас самих, о нашей жизни и ее предназначении, вынуждая порой краснеть за леность души, но прежде всего – возвышая души наши. Кажется, основная цель Казиника как раз в этом и состоит: не столько сообщить какие-то сведения о произведениях, сколько пробудить нас ото сна и показать, что мы, люди, достойны лучшей участи. М. Казиник говорит:"Моя цель сделать все возможное, чтобы человек испытал огромную внутреннюю потребность, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством. Что называется, заболел искусством». Задача передачи «духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы, чтобы приобщить как можно больше людей к миру прекрасного». Казиник доказывает: классика может быть не только нескучной, но и именно в ней заключены шифры ко всем тайнам культуры, да и устройства Вселенной вообще. Приоткрыв некоторые из них, он окончательно и бесповоротно влюбляет свою аудиторию в музыку. «Тайные знаки культуры» заставили даже игнорирующих классическую музыку любителей эстрады заинтересоваться передачей. Позиция Михаила Казиника заключается в том, что человек — это код, который следует разгадывать, а не занимать позицию простейших функций. Это определенный объем жизни, а не разделение ее на низшие и высшие функции, хотя, собственно, и это уже немало для современных обитателей Земли. Действительно, идея снятия преграды между мгновением и вечностью и есть магический кристалл истинного существования. «Подлинный мир — это мир вибраций», — указывает нам Михаил, но в состоянии ли кто-то понять его сегодня? В мире массовых зрелищ, объема еды, а не ее вкуса проявление таких людей, как Михаил Казиник, — великое благо для человечества. Он не толкует прописные истины и правильные вещи, он их вскрывает. Часто Казиника спрашивают: «Как вы нашли такую форму подачи, соединяющую музыку, философию, лингвистику, театр? Как родились эти взаимосвязи?” — Конечно, этот был метод. Свои первые лекции я прочитал в 15-летнем возрасте. В то время я учился игре на скрипке, но мне не хотелось играть на аудиторию из 15 родственников и знакомых — мне хотелось, чтобы меня слушали 500 человек и были бы потрясены. Вот с этого-то все и началось. А как их потрясти? Я стал искать способы, как донести музыку, чтобы мне не формально аплодировали только потому, что их Мишенька — скрипач. Мне хотелось, чтобы люди испытывали, опять повторюсь, потрясение от той музыки, которую я играл, потому что музыка этого заслуживает. Тут помог синтез искусств. Я понял, что все искусство цивилизации можно изобразить в виде пирамиды, у подножья которой — вербальность, слово. Выше идет поэзия, где слова теряют вербальную примитивность и становятся частью неизреченного. Еще выше — изобразительное искусство, когда выразить можно больше, чем изобразить, и, наконец, на вершине пирамиды высшая форма искусства — музыка. Может быть, человечество и развивалось для того, чтобы после всех ужасов Вавилона, когда все языки смешались, найти один общий язык. И этот язык — музыка. Ибо для настоящего ценителя, находящегося на волне восприятия искусства, слушание музыки является самым глубоким, самым серьезным, самым высоким процессом».[21] Казиник как ведущий абсолютно искренен, он горячо верит в то, что провозглашает, скрипка и фортепиано тут же подтверждают его выстраданные и парадоксальные мысли, он призывает аудиторию к активности, он жаждет вопросов и мгновенно на них отвечает, он горит сам огнем искусства и зажигает этим огнем аудиторию. Словом, Казиник атакует. И вот это концентрированное и стремительное воздействие на души слушателей, учитывающее (что на мой взгляд это принципиально важно) природную, а точнее божественную тягу человека к прекрасному и дает в результате тот (не воспринимаемый многими так называемыми профессионалами всерьез) эффект, который я бы так и назвала — Эффект Казиника. Анализ структурно-содержательных особенностей программы М. Казиника «Тайные знаки культуры»
|