Выводы по главе. В центре правовой системы в качестве первичного и исходного субъекта права, по мнению автора, должен быть человек
В центре правовой системы в качестве первичного и исходного субъекта права, по мнению автора, должен быть человек, но не как «частное», «физическое лицо» и не как юридическое лицо (заключенные в скобки обособившиеся элементы, свойства правовой личности человека), а как единая правовая личность, объединяющая в себе и частноправовые роли в гражданских, семейных, иных «частных» отношениях, и публично-правовые функции, виды деятельности. Человек должен выступать как основатель, творец государства, частных корпораций и всей системы права. Производными от человека субъектами права являются физические и юридические лица, которые выступают в праве как обосо6ленные, автономные правовые лица, самостоятельные правовые центры, отдельные участники правоотношений. Их «субстратом», «материей» являются не люди (единичные особи или коллективы) и не имущество (вещи). Действительным «субстратом», из которого они состоят, являются правовые качества, свойства человека (его правовая воля, правовое сознание, правовая деятельность и т. д.). От правовой личности человека отсекается все «частное», «индивидуальное» и помещается в форму «физического лица», а все «общее» (общесоциальное, корпоративно-правовое) закладывается в форму юридического лица. Делятся разные стороны, аспекты одного общего правового целого — правовой личности человека. Политическому государству невыгодно иметь дело с единой правовой личностью человека, оно не заинтересовано в обретении ею правовой целостности, так как это несет угрозу его «суверенным» правам в части осуществления политического господства, не нужна единая правовая личность человека и политическому праву, которое предпочитает обособленных физических и юридических лиц и не может себе позволить, чтобы в центре правовой системы возникла независимая и целостная правовая личность человека. При появлении такой личности подрываются все основы суверенной политической государственности и созданной ею системы права, отпадает необходимость в самом политическом господстве государства, которому будет уготована участь производного, вторичного правового лица, реализующего чужую волю. Первичность человека в качестве субъекта права определяется, во-первых, происхождением, «проистеканием» физических и юридических лиц от правовой личности человека как от общего корня (генетический фактор или «право» первородства). Во-вторых, физические и юридические лица поддерживаются сознанием, волей, действиями правовой личности; она является их «плотью и кровью», их «субстанцией». В-третьих, первичность правовой личности человека по отношению к физическим и юридическим лицам определяется ее особой правовой ценностью, значимостью; физические и юридические лица выполняют лишь служебную роль, они имеют значение и всякий смысл лишь в связи с человеком; призваны раскрыть его правовые качества, обеспечить осуществление его разнообразных правовых интересов, целей. В правовой личности человека объединяются две автономные правовые сферы — публично-правовая и частноправовая. То, что в праве старательно разводится, разграничивается, то в личности объединяется. Правовая личность человека есть действительная основа для синтеза двух обособляемых политическим правом сфер. Правовой мир человека, не разделяя, вбирает их в себя; для личности, осуществляемые ею функции государственного лица и частного лица, составляют необходимые элементы, образующие ее целостность. К правовой личности человека независимо от отраслевой принадлежности «прирастает» весь комплекс правовых отношений, которые с ее участием формируются; в сознании же «как свои» сопереживаются и государственно-правовые и частноправовые проблемы. Для права было бы вполне естественным строить, формировать правовые отношения с учетом целостности правовой личности, а не вопреки ей. Правовая личность человека не может существовать без одного из своих производных субъектов (физического и юридического лица), каждый из них обеспечивает развитие разных аспектов, правовых качеств личности. Один «отвечает» за индивидуальные качества личности, ее особость; другой — за ее социально-правовое начало, за ее общественно-правовую жизнедеятельность. Отсюда можно предположить, что возникают эти производные субъекты права в тесной взаимосвязи и развиваются, взаимодействуя между собой. Результатом их становления и развития является правовое взросление личности человека, его правовая эмансипация от государства. Повзрослевшая в правовом отношении личность, не отменяет существующих субъектов права, она лишь устанавливает тесную связь между ними, «присваивает» их, рассматривая их в качестве самой себя, своей собственной правовой воли. Правовая личность формируется по правовым законам, но вырастает из физического, материального лица, является его интеллектуально-волевым продуктом, созданным по правилам правовой системы. Ситуация замещения несформировавшейся воли одного лица (представляемого в правовых отношениях) волею другого лица (его представителя) — это исключение из нормы, «издержки» взросления правовой личности. Рано или поздно собственная психологиче- ская воля лица вытесняет волю его представителя и приобретает характер дееспособной правовой воли. В конечном счете право как рациональная система коммуникации ориентируется на зрелую личность, осознающую свои интересы и определившуюся в своих правовых стремлениях. Правовая личность не умирает вместе с человеком как физическим существом, она сохраняет свое существование, поскольку право признает и охраняет посмертную волю человека, гарантирует его авторские и иные права, тесно связанные с личностью умершего лица. Право, по мнению автора, должно решать на своем уровне проблему бессмертия правовой личности, и для этого ему не требуется дожидаться момента, когда человеческая плоть будет существовать вечно. Корень решения этой проблемы заключается в отношении права к человеку, в натурфилософском восприятии позитивным правом и юридической наукой правовой личности как физического субстрата (иногда природно-социального). С преодолением данного стереотипа у права появляется возможность, не обращаясь к медицине, увековечить юридически человеческую личность, сделать ее бессмертной. Каждый человек, по мнению автора, вправе формировать свою особую, индивидуальную правосубъектность (особую правосубъектную связь с правопорядком), отражающую направленность его правовых интересов, готовность осуществлять конкретные правовые виды деятельности, участвовать в правовых отношениях, обладать правами и обязанностями, реализовать их. Абстрактная правосубъектность — достояние абстрактной личности, конкретная же правовая личность требует учета ее особенностей, она не признает типичности, шаблонности, юридической усредненности по отношению к себе. Для правовой личности важно, чтобы право не просто учитывало ее индивидуальные особенности, не препятствовало осуществлению ее правовых стремлений, но также, чтобы ее особая правовая воля могла воплотиться в праве, могла участвовать в формировании комфортной, приемлемой для лица правовой среды. Всякая зрелая правовая личность должна иметь возможность созидать право, оставляя в нем свой персональный след, черты своей индивидуальности. В этом и состоит ее истинная ценность для права — не в качестве объекта защиты, охраны, а в качестве субъекта — создателя, творца права. Как один из возможных вариантов преодоления противоречий, возникающих в связи с применением общих норм, шаблонов к формирующейся правовой личности, предлагается использование юридической процедуры эмансипации на разных порогах дееспособности. В настоящее время она применяется лишь на последнем рубеже, разделяющем несовершеннолетнего от полностью дееспособного лица, но нередко для несовершеннолетнего субъекта права важно преодолеть и другие, установленные законодателем пороги. Также с помощью данной процедуры представляется возможным получить право осуществлять конкретный вид деятельность (трудовую деятельность, отдельные виды обязательств и т. д.) без признания лица полностью дееспособным или частично дееспособным. Установление правового статуса личности рассматривается автором в качестве вспомогательного, неосновного приема регулирования отношений между человеком и правопорядком. Использование данного приема не должно приводить к юридическому усреднению, типизации правовых свойств, качеств человека, игнорированию его индивидуальности, к ограничению правовой свободы лица. Статус определяется не как средство принудительного воздействия на личность, а как общий ориентир для законодателя, характеризующий достигнутый обществом уровень правовых возможностей личности, позволяющий осуществить дальнейшую детализацию правосубъектной связи. Статус призван закрепить место и значение личности в правовой системе, а также ее правовой «суверенитет».
|