Тому, кто лелеет свою отличающуюся от других сущность, на каждом шагуугрожают вещи, от которых он отказывается. Его часто покидает наиболеезначительный из всех даров природы -- внимание, и он уступает искушениям, откоторых хотел бы убежать, или же становится жертвой порочных таинств...Кому неведомы эти страхи, эта дрожь, эти головокружения, сближающие нас сживотными и ставящие нас перед трудным выбором? Наши колени дрожат, но несгибаются; наши руки ищут друг друга, но не соединяются; очи наши глядятввысь, но ничего не видят... И мы храним эту вертикальную верность самимсебе, укрепляющую наше мужество; храним этот страх перед жестами,избавляющий нас от демонстративных действий; и наши веки помогают нас скрытьдо смешного невыразимый взгляд. Наше скольжение вниз близко, но не неизбежно-- случай любопытный, однако совсем не новый; и вот уже на горизонте нашихстрахов пробивается улыбка... мы все-таки не грохнемся оземь в молитвенномэкстазе... ибо, в конце концов, Он не должен нас победить; его прописнойбукве не устоять перед нашей иронией, и нашему сердцу удастся сдержатьнасылаемую им дрожь. Если бы Бог действительно существовал, если бы наши слабостивосторжествовали над нашей способностью принимать решения, а глубиныподсознания -- над анализом, то зачем продолжать мыслить, коль скоро снашими трудностями было бы покончено и мы, избавившись от наших страхов,перестали бы задавать вопросы? Как все просто, как легко. Всякий абсолют,как личный, так и абстрактный, представляет собой способ увильнуть отпроблем, причем не только от самих проблем, -- это способ забыть об ихкорнях, то есть о панике разума. Бог -- это падение под прямым углом на наши страхи; спасение,низвергающееся, подобно грому, посреди наших поисков, которых не в состоянииобмануть никакое упование; решительная отмена нашей безутешной и не желающейутешиться гордости; уход индивидуума на запасной путь; сон души заотсутствием беспокойства... Есть ли на свете более радикальное самоотречение, чем вера? Я согласен,что без нее мы оказываемся в бесконечном лабиринте тупиков. И все же, непереставая понимать, что пустота может привести только к пустоте и чтовселенная является всего лишь побочным продуктом нашей печали, за-
чем отказываться от удовольствия споткнуться и разбить себе голову оземлю и небо? Решения, предлагаемые нам нашей унаследованной от предков трусостью,оказываются наихудшим отступничеством от нашего долга соблюдатьинтеллектуальные приличия. Обманывать себя, жить иллюзиями и умеретьзаблуждаясь -- вот чем занимаются люди. Но существует и некое достоинство,не дающее нам исчезнуть в Боге и преображающее все мгновения в молитвы, коихмы никогда не сотворим.