Дух открывает идентичность, душа -- Скуку, а тело -- Лень. Все это одини тот же принцип неизменности, выраженный в трех различных формах вселенскойзевоты. Монотонность существования подтверждает тезис рационалистов: она как быпоказывает нам упорядоченность вселенной, где все предсказуемо иотрегулировано, где никакая варварская неожиданность не в состояниипотревожить гармонию мироздания. А если тот же самый дух обнаруживает противоречие, та же самая душа --Бред, то же самое тело -- Буйство, то это лишь затем, чтобы породитькакие-то новые нереальности, чтобы вырваться из чересчур монотоннойвселенной; а все это означает торжество антирационалистического тезиса.Избыток нелепостей позволяет увидеть такую картину жизни, после которойлюбое видение, каким бы четким оно ни казалось, обнаруживает свою убогость.Такова непрестанная агрессия Непредвиденного. Между этими двумя тенденциями человек проявляет свою двойственность: необретя подобающего места ни в жизни, ни в Идее, он начинает думать, что егоуделом является Произвол; что же касается его упоения свободой, то это всетолько суетливая вертлявость внутри фатальной неизбежности, поскольку формаего судьбы не менее упорядочена, чем у сонета или у небесного светила.