Из всех великих больных именно святые лучше всего умеют извлекатьпользу из своих болезней. Натуры своевольные и яростные, они ловко инеистово пользуются собственной неуравновешенностью. Спаситель, которому ониподражают, был образцом честолюбия и дерзости. Вкрадчивая сила этогонепревзойденного воителя, его способность идентифицироваться с изъянами ипороками души позволили ему создать на земле царство, о котором не могмечтать ни один генерал. В его страстях есть методичность: именно этасноровка больше всего восхищает тех, кому он служит идеалом. Однако мудрец, презирающий и драматизм, и роскошь, ощущает, что онстоль же далек от святого, как и от жуира, не обращает внимания на романныеинтриги жизни и из утраты иллюзий и нелюбознательности строит свое душевноеравновесие. Паскаль1 -- это святой без темперамента: его болезньсделала из него чуть больше, чем мудреца, и чуть меньше, чем святого. Этимобъясняются и его колебания, и темный скепсис, которым сменяется его пыл. Изящный ум, погруженный в Неисцелимое... С точки зрения мудрецов, нет существ более нечистых, нежели святые; а сточки зрения последних, нет существ более пустых, нежели мудрецы. В этом --вся разница между человеком понимающим и человеком стремящимся.