Дыхание: Холо-ребефинг
И так, по моему мнению, лучшим, эффективным и безопасным подходом является тот, в котором нет разделения группы на ситтеров и холонавтов, как в ребефинге и раннем подходе в холотропном дыхании, при этом присутствует очень громкая музыка, имеющая структуру, человек дышит максимально интенсивно все отведенное время под дыхание, при этом ведущий никак не определяет словесно тот опыт, который необходимо прожить участникам и без необходимости не вмешивается на физическом уровне. Также частой проблемой является то, что большая часть людей никогда не дышала глубоко и часто и неспособна раздышаться так, чтобы вызвать серьезные изменения сознания и остановку ума, и никакие словесные описания ведущего в стиле «дышите чаще и глубже» не дадут человеку опыт правильного дыхания. Так что человек ходит от тренинга к тренингу, но никак неспособен выйти за пределы ума, ибо просто не способен раздышаться. Этот опыт ему могут дать пранаямы (дыхательные упражнения), задействующие ранее недоступные способы дыхания и дающие возможность человеку пройти через опыт остановки ума. Так что перед дыхательными сессиями очень полезно давать пранаямы, которые дают человеку опыт дыхания диафрагмой, а не только легкими, что радикально ускоряет его обучение наиболее эффективному дыханию, а также «пранирует» тело перед сессией, что еще более усиливает эффект – в большинстве случаев участники замечают, что дышать им становится намного легче.
Музыкальное сопровождение семинара имеет колоссальное значение. Музыкальные вкусы Грофа формировались десятки лет назад, за последние 20 лет способность создавать музыку с помощью современных технологий шагнула далеко вперед, позволяя куда более эффективно расширять сознание человека. 90% треков для сессий холотропного дыхания, свободно выложенной в интернете, и треклистов из свободно публикуемых и официально одобренных списков, которые используют в своей деятельности многие тренера, мягко говоря, весьма посредственны. За последние 5 лет я прослушал более 30000 композиций, выбрал и обработал самые подходящие треки, используя навыки звукорежиссера и опыт музыканта, формировавшийся еще с детства. При этом кроме малой структуры базовых перинатальных матриц внутри одной сессии в течение семинара присутствует большая структура, в которой в каждой сессии с помощью музыки акцент делается на одну из матриц. Таким образом, первые 3 сессии идет активная проработка материала, а 4-я сессия является интегрирующей. Этот подход я назвал «Дыхание: холо-ребефинг®». Сейчас на просторах Украины образовалось около десятка людей, которые пытаются копировать тот подход, который даю я, побывав на одном или нескольких семинарах. Я не обучаю других преподаванию и ведению групп, ибо считаю, что жизненный опыт и мировосприятие скопировать невозможно, и не несу никакой ответственности за деятельность этих людей. Все, что написано в этой статье, все, что я рассказываю и показываю на семинаре — мой личный опыт, а не заученные скопированные шаблоны. Важно иметь в виду, что холотропная работа не имеет фиксированного результата, она открыта. Теория холотропной терапии является открытой, готовой к любым неожиданностям. В повседневной терапевтической работе могут возникнуть проблемы, с которыми ведущий прежде не сталкивался, не читал о них, которые являются абсолютно новыми и никем ранее не описанными. Обучение ведущего никогда не следует считать завершенным. Холотропная терапия — это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил. [Станислав Гроф — Путешествие в поисках себя].
|