Лекция 7.
Если будем оценивать то, что он сделал с точки зрения человеческой психологии - он освобождает человека. Освобождает человека, но в то же время не обнадеживает его. По-прежнему считает, что человек – слабое и греховное существо, явно не гуманист. Соотношение между гуманизмом и Реформацией. До определенного момента идут в одном направлении. Поддержали его в том, что касалось идей бедной церкви. Было при этом и расхождения, гуманисты как предтечи Лютера. Стал выверять старые переводы. Библия как текст, исторический и филологический источник. Против стремления к познанию у Лютера. Лютер остается в рамках религиозной доктрины, у него вполне себе св антропология. Успех Реформации зависит от успехов книгопечатания в большой степени. За Лютера встает вся университетская общественность. Видят возможность социального разрешения за счет секуляризации, рыцарство в Германии не чувствует себя процветающим. Его поддерживают горожане, кот выступают за рационализацию отношений с церковью, поддерживает и крестьянство. Быстрое распространение трудов: через месяц тезисы были отпечатаны по всей стране. 1517-21 – около 700 отдельных изданий его трудов. Перевод Библии на немецком – 430 изданий за несколько лет. Теория добрых дел – отрицание её, дела милосердия не должны быть пактом, кот заключается с Богом, это по воле доброй можно делать, но влиять на спасение это не будет. Если человек хороший христианин, то он будет делать добрые дела. Сам потом вскоре женился, в лютеранской церкви впоследствии разрешались браки для священников. Рыцари принимают близко к сердцу идею о секуляризации – восстание - подавление. 1525 – крестьянская война в Германии. Лютеранский идеал пастыря, без Рима и курии. Лютер отвергает идею чистилища. Т.к. его реформы пришлись на соц сдвиги, он сам испугался этих процессов. Резкое выступление против взбунтовавшихся крестьян, клирик по мироощущению. Его пугает то, что в ходе крестьянской войны, возникают секты, которые принимают его имя в название. Начинает опираться на элитарные силы. Те, кто его поддерживают, начинают проводить реформы: Реформация проходит по модели княжеской Реформации. Избавление церквей от излишней утвари (это идет в казну князя), мирно смотрят на то, что подданные идут в иконоборчество. Оставление церквей белыми. Упразднение священников – а надо ли? Если отвергают власть папы, от сами себя провозглашают главой церкви. Нужна система управления. Остаются все равно, Лютер смиряется с этим. Документ (Аусбургский документ) – все, что содержится в этом учении. Вручение императору Карлу 5. Император не мог с этим смириться, в 1549 Карл запретил проводить реформы в лютеранском духе. Те, кто уверовали в Лютера – протест императору. 1549 – понятие протестантизма. Постепенно получи расширительное толкование. Война против Карла – 2 Шмальгальденские войны до 1555 года. Власть вынуждена признать право своих подданных на свободу вероисповедования на их выбор (до определенной степени). Условия мира: чья власть, того и вера. Лютеранские регионы – север Германии, крупные княжества. Широкое распространение в Швейцарии, Нидерландов, Скандинавии. Большой акцент на постижении слова у Лютера. «Вторая христианизация Европы» - большинство населения на протяжении СВ не очень-то знали, во что они верили. Все, что могли услышать, было на латыни. Фрагментарные знания о библейских сюжетах. Книжная цивилизация читающего человека, создание этого человека Лютером. Чтение = ключ к спасению души. Это важный культурный изгиб. Стены украшали цитатами из Священного Писания. Больше не изображают Бога, сама эта попытка унизительна, изображают как свет из небес. Все становится тоньше, трагичнее и ответственней для человека. Подъем грамотности в результате. 16-17 век – школьная революция. Не просто раскол благодаря Лютеру. Лютеранство – первое из протестантских течений. Потом до кучи нового. Призыв: человек сам решает, что есть истина из Священного Писания. Вопросы об интерпретации. Впоследствии – рождение новых концепций. Формирование 2-х других течений в Швейцарии. Цвенглианство в Швейцарии. Швейцария – кантоны (конфедерация земель). Ульрих Цвингиль во многом совпадает с Лютером, единомышленники догматически, кроме того, что в таинстве причастия не осуществляется преосуществления. Причащается мистически только избранные и правильные. Важно, что происходит между человеком и Богом. Создание новой модели церкви. Церковь без священников, упразднение клира, ц на началах выборности. Выбирают старейшину из своей среды. Странная модель теократии, где светская власть нижу духовной. Кальвинизм – в Женеве. Жан Кальвин (1509-64), из французов. Профессиональный юрист, кот проникся протестантизмом. «Наставления в христианской вере» - труд, уже знали его по этому труду в Женеве. Греховность и непросвещенность – уверование женевцев в это. Быстрое изменение городской эстетики. Смысл в том, чтобы показать, что не думаешь о внешности, а о внутреннем. Отказ от пышной обстановки. Не всем это нравилось, его изгнали, отказав в должности проповедника, но его вернула другая часть и до конца жизни был дух лидером Женевы. В его учении было что-то новое, что позволяло людям идти на жертвы ради проблемы спасения души. Кажется, что в этом учении мало нового. Рождаясь, человек уже обречен либо на спасение, либо на вечное проклятие. Усиливает элемент абсолютности неизбежности. Но предопределенность можно узнать, и эта надежда была важна. Надо достигнуть максимального успеха в том, что ты делаешь и не рыпаться. Успех – это знак, который Господь тебе дает, то, что ты избранный. Люди хотели верить, что спасутся, и ради этого готовы были стараться. Особенно в Женеве, бюргерский город. Кальвин оправдывает мирской успех и богатство. Быстрое проникновение во Францию. Накапливание не осуждается. Отмена многих праздников. Отказ от праздников в честь святых, больше рабочих дней. Сам Кальвин был тоже трудоголиком. Собрание пресвитеров – консистории. Принятие судьбоносных решений для общины. Ставят себя выше светских властей. Режим подсматривания в замочные скважины. Конгрегация – собрание пастырей для обсуждения теологических вопросов. Кальвин – «протестантский Папа», не терпит соперничества. Мигель Сервет – испанский теолог, бежал по всем странам, открыл один из кругов кровообращения, отрицал троичность Бога. Послал трактаты Кальвину. Кальвин взбесился, вычислил Сервета и донес католикам, Сервет сбежал и приехал, увы, в Женеву, Кальвин арестовал и сжег. Кальвинизм – третье мощное течение в европейском протестантизме. Параллельно – радикальная народная Реформация. Отталкивание от идей Лютера, а потом – простор фантазии. Соединение с идеями социальных преобразований общества. Появление новых проповедников и сект. Томас Мюнцен – автор «Статейного письма». Цель – взаимная любовь и счастье как христиан, идеал христианской общины. Т.к. этого нет, то крестьяне имеют право тех, кто их угнетает, рассматривать как изгои в обществе, сначала предлагать братскую любовь, а потом – светское отлучение и что угодно. Распространение сект анабаптистов. Из Германии, а потом плодится. Такие же идеалы, община, любовь и мир, обобществление всего. Анабаптизм – повторное крещение. Если цель – понимание свящ Писания, от крещение младенца не имеет никакого смысла. Когда подрос и изучил Писание – второе крещение. Бесконечный процесс творения новых сект – до сих пор. Шейкеры – ждут божественного озарения, схождение духа Святого на общих сходках (танцы или чтение или пение всем вместе). Характерное цитирование Библии наизусть. 17 век, Англия – публичное хулиганство всей сектой, тем они демонстрировали, что от поведения человека не зависит от твоего спасения. Доказывали, что избранные, т.к. они это чувствуют. Все эти течения – выход из кризиса. Церковь стала иной. Приняла национальный характер, стала развиваться на национальном языке, сняли претензии к церкви, которые накопились и сделали её мобильной. Конфессиональная карта начинает очень сильно меняться. Лекция 8 – у Юши. (вот хренли я опять пропустила?)
|