Студопедия — quot;Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте".
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

quot;Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте".






Рамка смотрителя, охватывающая и рамку Пушкина и рамку ямщика, но отдельная от рамки мальчика.

Рамка библейской притчи о блудном сыне, притчи мудрой, философски относящейся к греху: не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься, не дашь чрезвычайной радости отцу своим возвращением.

Рамка расхожей морали о блудном сыне: “да не блуди!", заключенная в рамки картинок с нравоучительными немецкими стихами и включающая в себя рамку библейской притчи.

Рамка титулярного советника А. Г. Н., включающая в себя рамки мальчика, нравоучительных картинок, смотрителя.

Рамка "авторского" слова, что в эпиграфе и первых двух третях пролога, включающая в себя рамку А. Г. Н-а.

ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА.

Установка на то, что все неявные побуждения могут быть вполне определенно разгаданы в применении к "Станционному смотрителю" убедительно оспаривалась С. Г. Бочаровым.

Маркович В. М. 1989 г.

МОИ ОТВЕТЫ.

Бочаров не только убедительно оспаривал "расшифровываемость" того, что в пропусках между рамками, но и проговаривался о художественном смысле повестей этак рамочно организованных:

"...повествовательное "эхо"... повествовательный МИР - в исконном русском значении живого людского сообщества, той коллективной субъективности, через которую в повествовании Пушкина проходят факты, предметы, события".

"Коллективная субъективность" - вот ключевые слова Бочарова о художественном смысле цикла. Они вполне соотносятся с упоминавшейся эпичностью по Берковскому. А я б их соотнес и с совестью и компромиссом, господствующими в пушкинском идеале, как было доказано мной выше на массе примеров.

Еще одно слово, недавно очень употребляемое, КОНСЕНСУС - также хорошо подходит для краткого выражения того идеала, к которому поворачивал Пушкин времени создания "Повестей Белкина". Этот недавний идеал консенсуса в обществе с треском провалился, проводимый в жизнь открыто и революционным путем ("ускорение" и "перестройку" поначалу так и называли - революцией). У Пушкина был противоположный метод: скрытый и эволюционный. И он свой идеал в "Повестях Белкина" еще только нащупывал. Но он уже чуть-чуть тенденциозно двинулся дальше от фазы незаинтересованного ощупывания-изучения запутанных шнурков почему-то ненадевающейся на ногу обуви. Он пережил революционные (декабристов) и контрреволюционные (царя) попытки вести общество (раскалывая его) в направлении, самим обществом не выбранном. Инициатива верхов не доходила до всех. Пушкин интуитивно приходил к необходимости инициативы снизу. Надо было, чтоб его идеал исподволь стал идеалом всеобщим. Или наоборот: нащупать смутно чаемое всеми.

Очень верно процитировал Маркович стих об искании Пушкиным смысла жизни. Только Маркович в этом искании подчеркивает момент незавершенности, а я - момент очередной удачи в пути. Разве столь неоцененные поначалу "Повести Белкина", потом органически впитанные русской литературой, не демонстрируют, чей акцент более верен?

Маркович прав, предлагая не снимать "противоречия, созданные столкновениями односторонних интерпретаций"; в "Выстреле" (да и к "Метели" это относится). Вот только жаль, что он не проясняет, откуда эти односторонние интерпретации. Скажи он, что они инициируются Белкиным и подполковником И. Л. П. и девицей К. И. Т., все б быстро свелось к "повествовательному эху" по Бочарову. "Эхо" - тоже очень хорошее слово выбрал Бочаров. Это ж отзывчивость. Да, в обществе разные люди, разные слои противоречат друг другу. Пока. Но все ж изменяется. Почему б не понадеяться на взаимоотзывчивость, ведущую к консенсусу в обществе.

О бочаровской идее ненарушения единства текста от соседства в нем самых разных голосов: от ямщика до первого поэта России - я уже упоминал. Теперь кстати процитировать другое место из работы Бочарова о "Выстреле", тоже работающее на "консенсус", на"коллективную субъективность":

"...повествованиям героев присуща особенная черта объективности: как отметил Д. Благой, повесть Сильвио о первой дуэли окрашена светлым, безоблачным тоном графа ("Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал"), напротив, второй рассказ графа выдержан в колорите Сильвио ("Я вошел в эту комнату и увидел в темноте человека, запыленного и обросшего бородой... он спросил огня. Подали свечи... Ужасная прошла минута!")...

Так во внутреннем строе (стиле) своих рассказов... [тоже некая рамочная композиция]...противники проникаются объективно правдой другого... Такая рыцарская объективность, конечно, связана с законченностью воспоминания, уже далекого от стихии того момента. Каждая из субъективных сторон события видит другую сторону, видит событие в целом. Со своих концов и сторон рассказы идут навстречу друг другу, образуя общую точку зрения повести".

Разве не тот же эффект происходит в душе читателя от разграничения им И. Л. П. и Белкина, К. И. Т. и опять Белкина? Читатель, понявший, почему Пушкин их ввел, "видит событие в целом", видит и "общую точку зрения повести", видит консенсус как идеал.

Недавно мы в очередной раз видели, как этого рода идеал рухнул. Вполне в духе Синусоиды идеалов консенсус, конфедерация сменились индивидуализмом, независимостью. Но синусоида бесконечна. Все повторится. А главное - это приучить себя к объективности.

Был Пушкин один, стал другой, третий. Во время сочинения "Повестей Белкина" он начал задумываться о некой эпической, "коллективной субъективности" России, о компромиссе всех на базе совестливости. Так надо ли акцент ставить на непостижимости художественного смысла его тогдашнего творения?

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1792. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия