Беседа 8. Нерушимый Вечный Брахман
Арджуна сказал: 8:1. Что можно назвать Брахманом, что — Атманом, что — действием, о Наивысшая Душа? Что есть материальное, и что — Божественное? 8:2. Что есть жертва, и как она приносится воплощённым? И как, о Мадхусудана, тот, который постиг Атман, познаёт Тебя в час кончины своей? Благословенный сказал: 8:3. Неразрушимый и Высший есть Брахман. Главная суть (человека) есть Атман. То, что обеспечивает жизнь воплощённых, именуется действием. 8:4. Знание о материальном касается Моей преходящей природы, а знание о Божественном — пуруши. Знание же Высшей Жертвы касается Меня в этом теле, о лучший из воплощённых! 8:5. И тот, кто, сбрасывая с себя тело, в час кончины осознаёт лишь Меня одного, тот, несомненно, вступает в Моё Бытие! 8:6. К какому бы состоянию ни привык человек в конце своего пребывания в теле, в том он и остаётся [65], о Каунтея! 8:7. Поэтому думай обо Мне ежечасно — и сражайся! Умом и сознанием стремясь ко Мне, ты обязательно войдёшь в Меня! 8:8. Умиротворённый йогой, не отвлекающийся ни на что другое, пребывающий в постоянном размышлении о Всевышнем — такой человек достигает Высшего Божественного Духа! 8:9. Кто знает всё о Вечном Вездесущем Владыке мира, о Том, Кто тоньше тончайшего, об Основе всего, не имеющем формы, сияющем подобно Солнцу за мраком, 8:10. кто в час ухода не отклоняется умом и любовью, пребывая в Йоге[66], кто также открывает проход энергии [67] между бровями — тот достигает Высшего Божественного Духа! 8:11. Этот Путь, который знающие именуют Путём в Непреходящее, по которому устремляются подвижники через самообладание и освобождение от страстей, которым идут брахмачарии, — объясню тебе вкратце. 8:12. Замкнув все врата тела [68], заключив ум в сердце, к Наивысшему устремив Атман и утвердившись незыблемо в Йоге, 8:13. исполняя мантру Брахмана АУМ [69] и осознавая Меня, любой, покидая тело, достигает Высшей Цели. 8:14. Кто постоянно думает лишь обо Мне, не мысля ни о чём другом, тот уравновешенный йог, о Партха, легко достигает Меня! 8:15. Придя ко Мне, эти Махатмы более не возвращаются к рождению в преходящие обители скорби: они достигают Высшего Совершенства. 8:16. Обитающие в мирах до мира Брахмана [70] — воплощаются вновь, о Арджуна! Но достигшие Меня больше не подлежат рождению! 8:17. Кто знает День Брахмана, длящийся тысячу юг [71] , и Его Ночь, завершающуюся в тысячу юг, тот знает День и Ночь. 8:18. Из непроявленного вытекает всё проявленное с началом Дня. При наступлении Ночи оно растворяется в том, что именуется непроявленным. 8:19. Всё множество существ, рождавшихся друг от друга, исчезает с наступлением Ночи. С наступлением Дня существа, по Высшему Повелению, появляются вновь. 8:20. Но, воистину, превыше этого непроявленного есть ещё другое Непроявленное, Которое тоже остаётся, в то время как всё проявленное уничтожается. 8:21. Это Непроявленное именуется Совершеннейшим и известно как Высшая Цель! Достигшие Его более не возвращаются. Это — То, Что пребывает в Моей Высочайшей Обители. 8:22. Это Высшее Сознание, о Партха, достигается непоколебимой преданностью Ему одному — Тому, в Котором пребывает всё сущее и Которым проникнут весь мир! 8:23. То время, когда покидают тела йоги, которые более не возвращаются, а также то, когда умирают йоги, которым надлежит вернуться, — о нём Я объявлю тебе, о царственный Бхарат! 8:24. Умирая при огне, при свете дня, во время прибывающего месяца, в течение шести месяцев северного пути солнца, йоги, знающие Брахмана, идут к Брахману. 8:25. Умирая в дыму, в ночное время, при ущербе месяца, в течение шести месяцев южного пути солнца, йоги, обретая лунный свет, возвращаются. 8:26. Свет и Мрак — таковы два вечно существующих пути. По первому шествует тот, кто не возвращается, по другому идёт тот, кто возвращается вновь. 8:27. Зная эти два пути, йог да не заблудится! Будь же всегда твёрд в йоге, о Арджуна! 8:28. Изучение Вед, совершение жертвоприношений, аскетических подвигов и добрых дел — дают плоды этих заслуг. Но над всем этим поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высочайшей Обители! Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавад-Гиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит восьмая беседа между Шри Кришной и Арджуной, именуемая: Нерушимый Вечный Брахман.
|