Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Беседа 6. Йога самообуздания





Благословенный сказал:

6:1. Кто деятельно исполняет свой долг, не рас­счи­ты­вая на личную выгоду от своей деятельности, тот — истинный санньясин, тот — йог, а не тот, кто живёт без огня и обязанностей.

6:2. Знай, о Пандава: то, что именуется санньясой, и есть йога! Не может стать йогом тот, кто не отрешился от «земных» желаний!

6:3. Для разумного, устремившегося к Йоге, деяние является средством. Для достигшего Йоги — недеяние является средством.

6:4. Достигший Йоги, отрешившись от «земных» желаний, — не привязан ни к земным объектам, ни к мирской деятельности.

6:5. С помощью Атмана да раскроет человек свой Атман! И пусть никог­да не принижается Атман вновь! Мо­ж­но с Атманом дружить; можно с Атманом вра­ж­­довать.

6:6. Тот — друг Атману, кто постигает Атман; кто же про­тивостоит Атману — тот остаётся Ему врагом!

6:7. Постигший Атман обретает полный покой, ибо он находит прибежи­ще в Божественном Сознании [57], ко­г­да (его тело) оказывается в холоде, в жа­ре, в си­ту­а­циях счастья и скорби, в чести и бесчестии.

6:8. Тот именуется истинным йогом, кто, успокоенный мудростью и зна­ни­ем Атмана, остаётся неколебим, чьи индрии обузданы, для кого и ком зем­ли, и ка­мень, и золото — одно и то же.

6:9. Тот имеет развитое сознание и продвинулся духовно, кто благожелателен к друзьям и врагам, равнодушным, посторонним, завистникам, родным, благочестивым и порочным.

6:10. Пусть йог постоянно концентрируется в Атмане, пребывая уединённым, собранным и свободным от меч­та­ний и ощущения собственности!

6:11. Устроив в чистом месте крепкое сидение для ра­боты с Атманом, ни слишком высокое, ни слиш­ком низ­кое, покрытое тканью, подобной шкуре оленя, и тра­вой ку­ша,

6:12. сосредоточив свой ум на одном, обуздав ин­д­рии, пребывая спокой­но на одном месте, — пусть упражня­ется он в йоге, блаженствуя в Атмане!

6:13. Прямо и неподвижно держа туловище, шею и голову, опустив невидящий взор к кончику носа, не разбрасываясь вниманием,

6:14. утвердившись в Атмане, бесстрашный, твё­р­дый в брахмачарии [58], обуздавший свой ум, напра­вив­ший мысли ко Мне — пусть стремится он ко Мне как к своей Конечной Цели!

6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, входит в Высшую Нирвану, где он пребывает во Мне.

6:16. Воистину, йога — не для тех, кто слишком мно­го едят или совсем не едят, не для тех, кто слишком мно­го спят или бодрствуют, о Арджуна!

6:17. Йога уничтожает всякое страдание у того, кто установил умеренность в еде, отдыхе, работе, а так­же в чередовании сна и бодрствования.

6:18. Когда его утончённое сознание, свободное от всех вожделений, сосредоточено лишь в Атмане, — тогда о нём говорят: «Он — в гармонии!».

6:19. Подобным лампе в безветренном месте, пламя которой не колышется, становится тот йог, который покорил свой ум и пребывает в единении с Атманом.

6:20. Когда утихает ум, успокоенный упражнени­я­ми йо­ги, когда, созерцая Атманом Атман, че­ло­век бла­жен­ству­ет в Атмане,

6:21. когда он находит то высокое Блаженство, до­с­тупное лишь развитому сознанию и лежащее за пре­де­лами обычной досягаемости индрий, познав которое, он уже не удалится от Истины,

6:22. и, достигнув это, он не может уже вообразить о чём-либо ещё более высоком, и, пребывая в этом сос­тоянии, он не потрясётся даже самым тя­жё­лым горем, —

6:23. такое вот расторжение связи со скорбью и дол­жно именоваться Йогой. Отдаться этой Йоге следу­ет твёрдо и без колебаний!

6:24. Отбросив с твёрдой решимостью пустые же­ла­ния, победив все ин­дрии,

6:25. постепенно успокаивая сознание, — пусть ис­сле­дует он свою Суть — Атман — умом, не разбрасы­ва­ясь мыслями на что-либо другое!

6:26. Сколько бы тревожный и непостоянный ум ни рассеивался, обузды­вай его постоянно и направляй в Атман!

6:27. Высшее счастье ожидает йога, ум которого ус­по­ко­ился и страсти утих­ли, когда он стал безгрешен и подобен Брахману!

6:28. Кто привёл себя в гармонию и сбросил поро­ки, тот йог легко испытывает беспредельное Блаженство от соприкосновения с Брахманом!

6:29. Утвердившийся в Йоге видит Атман в каждом существе и все существа — пребывающими в Атмане; всюду он видит одно.

6:30. Кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, — того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня!

6:31. Кто, утвердившись в таком Eдинении, почи­та­ет Меня, пребывающе­го во всём, тот йог живёт во Мне, каким бы ни был род его занятий.

6:32. Видящий проявления Атмана во всём и через это познавший тождество всего — и приятного и неприятного — тот считается совершенным йогом, о Ард­жу­на!

Арджуна сказал:

6:33. Для этой Йоги, которая достигается внутрен­ним равновесием, о Мад­хусудана, я не вижу в себя про­ч­ного фундамента из-за беспокойности ума.

6:34. Ибо ум, воистину, беспокоен, о Кришна! Он — бурный, упорный, труд­носдерживаемый! Мне думается, что его так же трудно обуздать, как труд­но сдержать ветер!

Благословенный сказал:

6:35. Без сомнения, о мощновооружённый, ум беспокоен и его трудно обу­здать. Но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием.

6:36. Йога трудно достигается человеком, который не постиг свой Атман. Но, кто постиг Атман, тот идёт к Йоге верным путём, — так полагаю Я.

Арджуна сказал:

6:37. Тот, кто не отрешился от «земного», но имеет ве­ру, кто не покорил свой ум и отпал от йоги, — по ка­ко­му пути пойдёт он дальше, о Кришна?

6:38. Сбившись с обоих путей, неужели такой неус­той­чивый, уклонившийся от пути к Брахману че­ло­век будет уничтожен, подобно разорванному об­лаку, о Могущественный?

6:39. Рассей, о Кришна, окончательно все мои сомне­ния! Ибо Ты один лишь можешь сделать это!

Благословенный сказал:

6:40. О Партха, ни здесь, ни в будущем мире нет унич­то­жения для него! Никогда желавший поступать праведно не вступит на путь скорби, о возлюб­лен­ный Мой!

6:41. Достигнув миров праведников и оставаясь в них бесчисленные го­ды, отпавший от йоги затем рож­дается вновь в чистом и благословенном семей­ст­ве,

6:42. или даже он может родиться в семье мудрых йогов, но такое рождение весьма труднодостижи­мо.

6:43. Вновь он рождается с сознанием, развитым ещё в предыдущем те­ле, — и снова устремляется по Пути к Совершенству, о радость Куру!

6:44. Заслуги предыдущей жизни мощно увлекают его вперёд: ведь тот, кто устремился к познанию Йоги, уже превзошёл уровень обрядовой религи­оз­ной практики!

6:45. И тот йог, который стремится неустанно, который очистился от по­ро­ков, который многими воплощениями шёл к Совершенству, — тот доходит до Выс­шей Це­ли!

6:46. Йог — выше аскетов, выше мудрецов, выше че­ло­века действия. По­­этому, стань йогом, о Арджуна!

6:47. И среди всех йогов Я почитаю превыше всех того, который живёт во Мне, будучи через Атман соединён со Мной, и служит Мне безраздельно!

Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавад-Гиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит шестая беседа между Шри Кришной и Арджу­ной, именуемая:

Йога самообуздания.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия