Симеон Новый Богослов
На небольшой полянке в сосновом лесу, рядом с оврагом, по дну которого бежит ручей, — место исихии — рабочая площадка Симеона Нового Богослова. Здесь мы когда-то много работали, обретая в удивительной прозрачной тишине этого места, наполненного Божественным Сознанием Симеона, опыт пребывания в глубокой внутренней тишине: в растворённости «я», в любви и покое духовного сердца, расширенного далеко за пределы тела. А в этот раз, беседуя с нами, вот о чём Он попросил рассказать другим людям: — Вклад в развитие духовности на нашей планете есть от всех серьёзных религиозных школ. Мне же сейчас хотелось бы сказать несколько слов о том, что внесли в сокровищницу этих общих знаний христиане-исихасты. Первое направление приложения усилий, над которым неуклонно трудились эти скромные подвижники, — ЛЮБОВЬ К БОГУ, которую возможно взрастить лишь в сердце духовном на фоне внутренней тишины. Без этой любви, которая вначале теплотой охватывает сердце, а затем возжигается Пламенем Божественным, — не обретаются достижения истинные! Как только угасает в человеке любовь к Богу — в то же мгновение обращается лишь в искусственность и никчёмную обрядность всё, что пытался делать человек на своём религиозном поприще! Второе направление, подробно исследованное исихастами, — СМИРЕННОМУДРИЕ. Исихасты учили внимательному наблюдению, отслеживанию и умерщвлению в себе самости [266]. Такое обретение «правильного навыка в жизни духовной» — чрезвычайно важно! Без этого Господь не подпускает к Себе! Мне кажется, об этом важно говорить, ибо многим из современных псевдодуховных направлений свойственно возвеличивание адептами собственного «я», а любовь к Богу остаётся где-то далеко, а то и вовсе об этом не вспоминают… Но ведь только через любовь, только через «раскрытие» духовного сердца и постепенное превращение его в Сердце Христово — возможно пройти тем Путём, который подарил человечеству Иисус! Конечно, и об обретении внутренней тишины, и о любви сердечной, и о покаянии — учили во всех истинных религиозных школах: ведь без этого невозможно Слияние с Богом! Так и вехи духовного Пути, оставленные христианами-исихастами, продолжают светить людям Земли. Исихасты явили миру примеры жизни монашеской, т.е. всецело посвящённой Богу. * * * Однажды Иисус рассказывал притчу о человеке, амбары которого были наполнены зерном. И тот человек ГОРДИЛСЯ тем, что приумножил своё богатство земное! Но Бог призвал его к Себе — и не успел тот человек воспользоваться нажитым… Наиболее важно тό в жизни человеческой, что идёт в зачёт душе! Об этом нужно говорить людям: о том, что преумножает богатство духовное, что на самом деле имеет ценность ДЛЯ БОГА! А это — возрастание любви и чистоты души! Затем — служение Богу и людям! И необходимо каждому разобраться в этом: чтобы не прошло впустую прожитое на Земле время! * * * В связи с этим скажу несколько слов о болезнях: Болезнь — это ведь один из вариантов разговора Бога с человеком! Разговор сей начинается по инициативе Бога. Это часто происходит, когда человек устремляет всё своё внимание к материальному существованию и забывает о жизни души. И тогда — именно через болезнь — Бог указывает ему на те проблемы и пороки души, которые человек в состоянии сейчас осознать и исправить в себе. Повторю ещё раз: когда не хочет человек сам отворотить взор души от сиюминутных хотений и деяний и обратить внимание и усилия на осознание себя человеком-душой пред Богом — тогда может быть вразумляем он через болезнь. Бог тогда просто попускает болезнь, причины которой коренятся в ошибках и неправедных деяниях сего человека и в непотребных эмоциональных состояниях души. Что же делать иначе, если отсутствует у него понимание назначения жизни человеческой и необходимости усилий для реализации сего назначения? Заболев же, будучи отделённым от мирской суеты болезнью плоти — такой человек имеет возможность услышать Бога. Не обязательно услышать — словами. Есть и иная возможность обретения понимания того, чего хочет Бог от души. Конечно же, и плоть при этом следует лечить всеми известными способами. Только такой подход помогает выздоровлению полному: и телом, и душой. … К сожалению однако, часто случается так, что только уже увидев пред собой лик смерти, обращает человек своё внимание к смыслу своего бытия на Земле, к пониманию предназначенного Богом для осуществления в земной жизни. Задумывается тогда человек о том, что хотел бы в жизни совершить,… — но уже нет на то ни сил, ни времени, отпущенного на сие земное воплощение… Но и в этом печальном случае болезнь пред вратами смерти всё же может оказать душе неоценимую услугу: если не страшится человек честно подвести итоги — то очищается душа и приготавливается к более благоприятному следующему воплощению. Ведь уже тогда начинает вершиться план жизни будущей в новом теле — вершиться совместно: Богом и человеком. В плане том будут учтены ошибки и будет дана возможность их исправить и научиться более не повторять. Но вдумайтесь, люди: имеет ли смысл ждать конца жизни и воплощения грядущего, если возможно прямо сейчас начать очищение и преображение себя-души? Всё, сказанное здесь, — адресуется тем душам, которые уже способны мыслить и осознавать себя. Закон Высшей Любви и Справедливости не всегда понятен тому, кто пока ещё дитя — телесно или духовно. Но то, что дарует Бог, — всегда есть благо для души!
|