ВОСКРЕСШИЙ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ
Самой важной истиной нашей веры является воскресение Христа. Св. Павел ясно написал коринфянам: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1Кор 15, 14). Факт воскресения Иисуса — это подтверждение того, что Его действия, слова и обещания достойны веры. Он предсказал ученикам свое воскресение и Он свое слово сдержал. Свидетелей воскресения не было. Несмотря на поразительную осторожность иудеев, которые потребовали у Пилата стражи для того, чтобы стеречь гроб Иисуса, свидетелей самого факта воскресения не было. Стражники пережили землетрясение, открытие гроба и увидели, что он пуст. Об этом они могли свидетельствовать. Такого их свидетельства опасались иудеи, поэтому они подкупили стражников, чтобы те распростаняли фальшивое свидетельство о том, что тело Иисуса было украдено из гроба. Этот факт, описанный св. Матфеем в Евангелии, свидетельствует о том, что стражники видели только внешние явления, они не пережили встречи с Воскресшим. Свидетелей пустого гроба было больше. Одним этого было достаточно, чтобы уверовать в воскресение Наставника, другим — нет. Сам по себе пустой гроб, будучи немым свидетельством воскресения, не достаточен как доказательство воскресения. Ибо его пустота остается только тайной и ничем более. Поэтому в тысячи раз более важными являются встречи учеников Иисуса с воскресшим Наставником. На такие встречи Иисус предназначил сорок дней. Он хотел за это время убедить группу учеников в реализме своего воскресения. Евангелисты описали несколько таких встреч. О том, как трудно было уверовать, опираясь только на рассказы тех людей, кто видел Его после воскресения, свидетельствует поведение Апостола Фомы, который в течение восьми дней не хотел верить этим рассказам и ждал личной встречи с Христом. Передача Евангелия и вся жизнь Церкви построена Христом на свидетелях Его воскресения. Следует постоянно об этом помнить. Это их свидетельство, передаваемое из поколения в поколение, является свидетельством веры. Они отдали жизнь за эту истину, которую ценили больше, чем бренность. В момент выбора между бренной жизнью и жизнью с воскресшим Христом все они выбирали эту вторую возможность. Они хотели перейти в ту жизнь, в которой участвовал Иисус. Этот их выбор и для потомков является указателем пути в сторону вечности. Воскресение не является возвратом к бренной жизни. Это не то воскресение, подобное воскресению Лазаря, брата Марии и Марты из Вифании. Это переход к совершенно новому измерению жизни. Тело в момент воскресения получает новый способ существования. При этом оно может изменять свой внешний вид. Иисус предстает перед Марией как садовник, перед учениками, идущими в Эммаус, как их попутчик, перед учениками, возвращающимися с рыбной ловли, как мужчина, ожидающий их на берегу Тивериадского моря. Эта способность изменения внешнего вида является важной характеристикой воскресшего тела. Стоит об этом помнить, принимая святое Причастие. Именно воскресшее тело таинственно присутствует под видом хлеба и вина. Во время каждой Мессы мы вступаем в контакт с воскресшим телом Иисуса. Несмотря на новое измерение воскресшего тела, оно является собственным телом Иисуса. Доказывает это Иисус, который говорит Фоме, чтобы он вложил палец туда, где были вбиты гвозди в Его руки, и который ест рыбу в присутствии собравшихся в Горнице Тайной Вечери. Ибо ученики думали, что они видят духа. А Иисус им прямо говорит, что Он не является духом. Славное воскресение Иисуса является заповедью нашего воскресения. Он — Воскресший — является открытыми дверями в ожидающую нас новую жизнь. Само учение о такой возможности было бы слишком трудным для принятия, поскольку у каждого из нас есть болезненный опыт смерти, которая приводит к разложению тела. В воскресение надо верить наперекор разуму, который, опираясь на опыт смерти, замечает очевидный конец жизни и полное разложение тела. В этой ситуации факт воскресения измученного тела Иисуса является аргументом за возможность и нашего воскресения. Предсказание, засвидетельствованное фактом победы над смертью, которую одержал Христос, дает основание для веры и для ожидания нашего воскресения.
|