ХРИСТОС ПРИДЕТ СУДИТЬ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ
Иисус после своего воскресения сидит одесную Отца. Это библейское определение означает участие в Отцовской власти. Сын обладает полнотой Божьей власти по отношению ко всему творению. Поэтому Христос назван Владыкой всей вселенной. Откровение говорит о двух пришествиях Сына Божьего. Одно уже совершилось в тайне под покровом человечности. Сын Бога скрыл свое Божество и поселился среди людей. Он призвал их к вере в свое Божество и тех, кто в Него уверовал, Он спасает. Целью первого пришествия Сына Божьего было спасение человека. Целью второго пришествия будет суд. В Исповедании веры мы повторяем слова оттуда (с неба) придёт судить живых и мертвых. Таким образом мы исповедуем важную истину о нашей ответственности за свои поступки, слова, решения непосредственно перед Богом. На земле многие люди избегают ответственности. Истина о суде, который Христос произведет над каждым человеком, напоминает нам о том, что никому никоим образом не удастся избежать ответственности перед Богом. На суде надо будет ответить за свои действия, слова, решения и дополнительно — если бы это произошло — за бегство от ответственности. Во время второго пришествия Христос, истинный Сын Бога и Сын Человеческий, проявит свое Божественное величие, и тогда возрадуются верующие в Него и опечалятся те, кто отказался от благодати веры. Катехизис особенно подчеркивает, что в Судный день произойдет осуждение неверия по собственной вине, т.е. сознательного и добровольного отказа от благодати веры, которая дарована каждому человеку. Описание Страшного Суда, которое передано св. Матфеем в 25-ой главе его Евангелия, связывает веру с милосердными поступками. Эти поступки становятся показателем правильного соотнесения с самим Иисусом. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 40) — скажет в Судный день Христос. Верующие ожидают проявления Божественного величия Иисуса Христа. Для них этот день будет днем триумфа и полной награды за все муки, которые они приняли на земле из-за того, что они были на стороне Иисуса. Для неверующих, которые сознательно отказались от благодати веры, этот день будет страшным, ибо они увидят основную ошибку своей жизни с ее вечными и необратимыми последствиями. В момент Страшного Суда наступит конец времени, и все люди перейдут в мир, построенный в соответствии с законами вечности. Это мир необратимых решений. Счастья спасенных нельзя будет утратить, а несчастье осужденных будет необратимым. Истина об ожидающем нас суде относится к самым важным истинам веры. Ибо она призывает нас к принятию полной ответственности за свою жизнь, за каждую ее минуту. Сознание ожидающего нас Суда является мощным призывом к прожитию своей жизни так, чтобы человек не должен был этого Суда бояться, чтобы он знал, что любящий справедливость Судья будет на его стороне. Выражение живых и мертвых можно понимать дословно как встречу Христа Судьи с теми, кто уже умер и в Судный день воскреснет, а также с теми, кого Судный день застанет еще живыми на земле. Однако его можно понимать и в духовном смысле, когда под словом живых мы понимаем святых, т.е. живущих жизнью Божьей, а под словом мертвых — грешников, лишенных жизни Божьей. И одна, и другая интерпретация этих слов возможна. Страшный Суд окончательно отделит хороших от плохих. Возникнут новое небо и новая земля. Закончится борьба добра со злом. Зло потерпит полное поражение, а истинное добро одержит окончательную победу. В этой ситуации не следует удивляться, что истина о Страшном Суде является огромной надеждой для всех терпящих преследование для справедливости. Периоды преследования христиан всегда совершенствуют веру в ожидающий нас Суд. Преследование делит людей на добрых, т.е. мучеников, и злых, т.е. мучителей. Не обязательно это должно быть кровавое преследование. Это может быть притеснение, явная несправедливость, огромная пропасть между богатыми и бедными, сильными и слабыми, сытыми и голодными, здоровыми и больными. В этой ситуации не удивляет, что Иисус в Судный день будет проверять, кто строил мост милосердия над этими пропастями. Строители этого моста будут спасены, потому что они сами хотели спасти тех, кто оказался в беде.
|