Студопедия — Брак: американская фантазия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Брак: американская фантазия






Мы, американцы, не верим в брак по расчету — инсти­тут, главным образом предназначенный для рождения и воспитания детей, союз двух фамилий с целью продолже­ния семейного рода. Наши браки заключаются по любви: два молодых человека сходятся друг с другом для счастья. Мы возвели в культ поиск счастья и воспринимаем брак как средство удовлетворения своих личных потребностей.

Вы всю жизнь были одиноки? Тогда вы будете ожидать, что найдете в своей второй половине идеального товарища. Но наше общество не назовешь простым и однородным. Каждому из нас в этом плавильном тигле досталось свое наследие, и даже если ваш выбор падает на соседского мальчишку, вы выходите замуж за незнакомца. В его семье свободно шутят на тему, которая для вас неприкосновен­на; он говорит на вашем языке, но придает словам совсем иной смысл. Потребуется много времени, чтобы два незна­комца стали настоящими товарищами.

Вам не хватило в детстве любви, вы были лишены ее? Тогда вы будете рассчитывать получить от своего партнера такую принимающую безусловную любовь, которую мать дарит беззащитному младенцу. Но нужно время, чтобы ук­репить доверие другого человека к вашим мотивам, и что­бы он почувствовал себя в полной безопасности. Только после того, как он научится полностью доверять вам, узна­ет, что вы всегда на его стороне и никогда не станете его эксплуатировать, он перестанет защищаться и начнет да­вать вам что-то от той абсолютной любви, которая прихо­дит с полной защищенностью.

Невротик вносит в супружеские отношения свой невроз. Нет ничего печальнее, чем союз двух зависимых людей, тщетно пытающихся опереться друг на друга и чувствую­щих себя обманутыми, поскольку брак не оказался тем оп­лотом силы, каким обещал быть.

Современные средства массовой информации внуши­ли нам веру в то, что брак — это «happy end», разрешаю­щий все проблемы, но на деле это лишь начало: требуется немало работы для создания хороших отношений. Слиш­ком много американцев не задумываются, что нужно вре­мя для формирования счастливого союза, поэтому если их личные проблемы не решаются по волшебству в кратчай­ший срок, то брак признается ошибкой, любовь — не на­стоящей, и они вынуждены подыскивать для себя кого-ни­будь получше. И вероятнее всего это происходит, когда сти­рается новизна сексуального возбуждения. У многих неудовлетворенных браком людей имеется то, что Фрейд назвал инцестуозным барьером. Это означает, что внут­ренний ребенок такого человека по-прежнему борется с искушением любить (в сексуальном смысле) кого-то из чле­нов исходной семьи, тогда как любовь допустима только с незнакомцем. Но в супружеской жизни этот незнакомец постепенно превращается в члена семьи, новизна теряет­ся. Теперь любимый человек становится табуированным в качестве сексуального объекта. Равнодушие, наскучивший секс в браке часто служат прикрытием табу инцеста. Че­ловек, страдающий этим симптомом, легко возбуждается при встрече с новым незнакомцем, после чего говорит себе, что именно теперь к нему пришла настоящая любовь, а прежние отношения были ошибкой. Эти несчастные сно­ва и снова меняют партнеров в отчаянной, но тщетной по­пытке обрести счастье, которое, казалось, только что про­мелькнуло за углом.

Женщина в нашей культуре вступает в супружеские отношения с целью обрести свою истинную идентичность, реализовать себя. Весь ее опыт, начиная с раннего детства, заключается в подготовке к тому, что главная цель в ее жиз­ни — заполучить себе мужчину. (Будь очаровательной, кра­сивой, гордой, умной — но не слишком. Умей хорошо слу­шать, поддерживать интересную беседу, будь ухоженной, начитанной. Будь в курсе последних новостей, пользуйся хорошим дезодорантом — и тогда Он сможет тебя оценить.) Она сосредотачивает столько усилий в этом направлении, что совершенно пренебрегает развитием своего истинного потенциала, своих внутренних ресурсов. Даже подготавли­вая себя к карьере, она продолжает один глаз держать на прицеле: главное — хороший брак. Приходит Тот Самый Единственный, и она тут же избавляется от всех образова­тельных амбиций, и позже все, что от нее можно ожидать — своего рода интеллектуальную спячку, пока растут дети.

Между тем автоматизм бытовой жизни, которую она, наученная опытом, презирает и которая — спасибо техни­ческому прогрессу — столь рационализирована и механи­зирована, что полностью лишена творческих аспектов, присутствовавших в прабабушкины времена (выпекание хлеба, обшивание семьи), что теперь нашей героине скуч­но до смерти. Ее дни заполнены монотонными, однообраз­ными заданиями, требующими минимума изобретательно­сти и максимума времени, подобно школярским упражне­ниям, которыми плохой учитель способен задавить самого способного ученика.

Она зависит от своего мужа в развлечениях и интеллек­туальной стимуляции. Согласно мнению Маргарет Мид, сформировавшаяся в последнее время традиция встре­чаться с молодыми людьми в раннем возрасте ведет к нере­алистичным ожиданиям от супружеской жизни. Вместо установления прочных дружеских отношений с предста­вительницами своего пола многие девушки ищут мужской компании и в учебе, и на отдыхе. Позднее они будут наде­яться все разделить со своими мужьями, но мужчина, кото­рый весь день находится на работе в окружении других мужчин, приходит домой, чтобы отдохнуть и расслабиться. Его жена, пробыв взаперти с маленькими детьми, жаждет взрослого общения и смены обстановки. Для американ­ского стиля семейной жизни характерно отделение каж­дой вновь образованной семейной ячейки. Здесь женщина не может надеяться на поддержку других женщин, прожи­вающих в том же доме: матери, сестер, тетки — старой девы (или, как в некоторых других культурах, других жен!). Имея сходное с мужем образование и надежды на полноценную увлекательную жизнь, она вдруг обнаруживает себя в за­падне, обманутой. И если она не использует этот период домоседства для развития внутренних ресурсов, талантов и интересов, то может начать винить мужа в своем разоча­ровании («Мы нигде вместе не бываем!»).

Возможно, она направит свою энергию в «помощь его успеху», как рекомендуют глянцевые женские журналы. Амбициозная женщина, жаждущая получить удовлетворе­ние за счет успешной карьеры мужа и тем самым компен­сировать собственное «растительное» существование, бу­дет продвигать его нещадно. Позволим себе предположить, что он — один из тех бедных детей, которым приходится покупать родительскую любовь и признание посредством реализации их ожиданий. Он уверовал в то, что в семейной жизни (американская фантазия) получит безусловное при­нятие, которого ему так не хватало в детстве, и его будут любить таким, каков он есть, а не за достижения. И вот ус­тановка жены толкает его назад, в детское положение. Та­кого рода «поддержка» в карьере может спровоцировать невротические симптомы, психосоматическое заболева­ние или, разумеется, несчастливый брак.

Некоторые молодые женщины настолько уверовали в идею «единения», что намеренно удерживают себя от эмо­ционального и интеллектуального развития. Одна молодая мама рассказывала мне, что изучив философские труды, начала подвергать сомнению свои старые, туманные взгля­ды на жизнь. Новый интерес захватил ее, но доставил ей немало беспокойства. «Я не могу делиться этими идеями с Джоном, — вздыхала она, — он считает их полной чушью. Мы вместе учились в колледже и были так близки друг дру­гу. Я боюсь продолжать двигаться в этом направлении. Та­кое чувство, будто я его предаю. Не повредит ли это нашим семейным отношениям, если я стану развиваться в сторо­ну от него, в новом направлении?»

Это была весьма одаренная девушка, которая считала, что должна остановить собственный рост, если партнер по браку не будет разделять ее интересы. Этот страх не толь­ко беспочвен, но в действительности справедливо обрат­ное. Если она закроет дверь своей интеллектуальной лю­бознательности, то закончит негодованием в адрес мужа и обвинит его в своей скуке и недовольстве. Именно подоб­ного рода мученичество, предательство собственных инте­ресов с последующим поиском виноватого в лице партне­ра и рушит браки. Когда каждый может позволить себе и другому развиваться, двигаться к вершинам личностного потенциала, даже если направления несколько разнятся, их отношения в результате обогащаются новыми перспек­тивами. Если один стал счастлив и доволен, он сумеет сде­лать счастливее другого. Начав испытывать уважение к самому себе, он способен больше уважать и другого.

Проблема в том, что молодых людей приучают к одной банальности: для хорошего брака чрезвычайно важны об­щие интересы. Вообще-то, не столь важны общие интере­сы, сколько сходство базовых ценностей. Если два челове­ка не могут договориться о том, что хорошо, а что плохо, то общее хобби им вряд ли поможет.

Например, традиционные установки по отношению к деньгам могут стать источником серьезных трений в бра­ке. Если один партнер воспитывался в традициях старомод­ного целомудрия среднего класса и считает безнравствен­ным покупать то, за что не может заплатить в твердой ва­люте, а другой (в тон современному американскому образу жизни) настаивает на мудром решении приобрести сейчас, а заплатить потом, то их ожидают проблемы.

Возьмем другой пример: муж, разделяя политические убеждения с единомышленниками, стремится внести свой скромный финансовый вклад в общее дело. Жена, со сво­ей стороны, полагает, что благотворительность начинается (и заканчивается) дома. Результат — проблемы.

Или возможно, муж считает, что цель жизни в удоволь­ствиях, а дети — лишь побочный продукт, никак не совме­стимый с его свободой. А для жены дети — единственное, ради чего стоит жить. Он хочет продолжать жизнь перека­ти-поля, у нее глубокая потребность пустить корни.

Но если супруги разделяют базовые установки по отно­шению к жизни, они могут позволить себе разницу интере­сов. Общими для них естественным образом будут совер­шенно определенные интересы: благополучие детей, совместное решение экономических и социальных воп­росов семейной жизни. Человек, в достаточной мере эмо­ционально зрелый, чтобы любить другого ради него самого, а не просто из-за потребностей, которые тот может удов­летворять, будет заботиться о росте своего партнера. В та­ком браке разница интеллектуальных интересов ни в коей мере не угрожает взаимоотношениям. Партнеры обогаща­ют этим друг друга, взаимно дополняют видение жизни но­выми гранями, и именно брак — способ такого понимания противоположного пола, которого в других отношениях до­стичь бы не удалось.

Вот простой пример того, как самотерапия помогает раз­веять некоторые существующие мифы о супружестве. Однажды подруга дала мне послушать пластинки с запи­сями народных песен на идише в исполнении Теодора Би- келя, и я провела чудесный день, проигрывая пластинку раз за разом и восстанавливая в памяти обрывки древнего язы­ка, который понимала будучи совсем маленькой, — пере­вод и транслитерация на обложке очень мне в этом помога­ли. Некоторые песни были шуточные, и я смеялась от души, некоторые печальные, так что ком подкатывал к горлу. Я не могла дождаться, пока Берни придет с работы: так хотелось поделиться с ним своим удовольствием. Берни, лучше меня владеющий идишем, мог по достоинству оценить те труд­ноуловимые нюансы текстов, которые терялись при пере­воде. Я ждала с нетерпением — так хотелось порадоваться вместе с ним и за него.

Как подобает хорошей жене, я сдержалась и не стала совать ему под нос пластинку в первую же минуту после того, как он переступил порог дома. Признаюсь, я сгорала от нетерпения весь ужин, но дождалась, пока он закончит есть, расположится на диване и возьмется за вечернюю газету, и только тогда включила проигрыватель. Берни от­ложил газету и стал вежливо слушать.

—Ну разве не чудесно? — спросила я воодушевленно.

—Очень мелодично.

Но он не смеялся так искренне, как я ожидала, во время смешных песен.

— Вот подожди, сейчас будет еще одна, — провозглаша­ла я, а потом: — Следующая просто великолепна. Но его внимание так или иначе стало затухать, и через минуту-дру­гую я увидела, как он снова уткнулся в газету.

— Разве ты не хочешь послушать вторую сторону? — Я была в шоке.

—Ну знаешь, на сегодня, наверное, достаточно, — скон­фуженно ответил Берни. — Ты ведь знаешь, я не схожу с ума по народным песням.

Я знала это, как и то, что Бикель не профессиональный певец, а просто прекрасный актер, который знает, как спеть, чтобы на глаза навернулись слезы. Но несмотря на это знание, я была в таком бешенстве, что, казалось, могла бы убить Берни. Я даже побоялась говорить из страха, что скажу слишком много (когда сомневаетесь, лучше ничего не предпринимайте), поэтому поскорее покинула комнату, чтобы дать волю гневу в одиночестве. И вдруг в моей голове молнией пронеслась сумасшедшая мысль: «И зачем я толь­ко выходила замуж за еврея!» То есть какой смысл жить с евреем, если он не желает разделять со мной язык?

«Ну уж эта мысль точно неразумна», — определила я сра­зу же, не успев додумать ее до конца. Правда, отец всегда предостерегал меня от брака с человеком, не придержива­ющимся моей веры, но я никогда не обращала особого вни­мания на его слова. В свое время у меня были молодые люди — не евреи, и в одного или двух йз них я была по уши влюблена. Разумеется, я выходила замуж за Берни не из-за его этни­ческого происхождения. Я вышла бы за него, даже если бы он прилетел с Марса и у него была бы зеленая кожа.

Через некоторое время мой гнев поутих, но я уже знала, что получила задание па будущее: мне предстояло исследо­вать эту необычную невысказанную жалобу — она явно была неадекватной реакцией. Шаг 1.

На следующий день я несколько часов провела с подру­гой, по совместительству являющейся Хорошей Слуша­тельницей для меня. К тому времени я уже была вполне бла­годушно настроена к Берни, но вместо того чтобы не бу­дить спящую собаку (мне уже было известно, что нельзя позволять себе подобной роскоши), я сознательно завела разговор о происшедшем: «Вчера у меня случилось нечто странное, и хотелось бы в этом разобраться». С этими сло­вами я поведала ей о своих переживаниях в связи с песня­ми Теодора Бикеля. Я описала в ярких красках, как ждала весь день, чтобы разделить свои впечатления с Берни, как меня расстроило его поведение и что я пережила после всего этого. В конце концов ярость к Берни закипела во мне с новой силой. Я сделала Шаг 2. Почувствовать внешнюю эмоцию.

Шаг 3. Что еще я чувствовала непосредственно перед тем, как разозлиться? Я вспомнила, что прямо перед тем, как перевернуть пластинку на другую сторону, когда я бро­сила взгляд на Берни, он сидел, уткнувшись носом в свою газету. Что я почувствовала? На самом деле я не сильно уди­вилась. Даже несмотря на то, что он слушал, я чувствовала, что он делал это из вежливости. Мне хотелось заставить его послушать хотя бы еще одну песню: в глубине души я продолжала надеяться, что следующая песня все-таки зас­тавит его откликнуться. Перед тем как меня захлестнул гнев, я почувствовала не столько разочарование или удив­ление, сколько горечь лишения. Я чувствовала себя обма­нутой, как ребенок перед взрослым, который отказывает­ся дать ему то, в чем он отчаянно нуждается.

Шаг 4. О чем мне это напомнило? Когда еще я чувствова­ла себя подобным образом обманутой? Когда я умирала от желания поделиться своим воодушевлением по поводу ка­кого-то открытия? Неожиданно я вспомнила, что значит быть маленькой девочкой без матери: как увлекательно было учиться читать — никто этим не интересовался; как я приносила домой из школы маленькие, но такие важные, на мой взгляд, поделки — никто не удосуживался на них взглянуть. На миг я снова оказалась маленькой девочкой, которая в порыве энтузиазма сталкивается с равнодушием взрослых, не разделяющих его из-за занятости собствен­ными проблемами. Ведь я чужой ребенок. Учитель дал мне золотую звезду за правильный ответ? Подумаешь, большое дело. Этот голод, чувство депривации, причинял мне гораз­до больше боли теперь, чем в те далекие дни. Тогда я была слишком занята, пыталась хоть как-то справиться с обру­шившимися на меня несчастьями, и у меня не было време­ни остановиться и оглянуться — что не так? Дети слишком практичны, чтобы быть философами. Они избегают чувств и мыслей, с которыми трудно справиться, к которым ну­жен особый подход. Всю свою энергию они тратят на вы­живание в этом чрезвычайно сложном мире.

Теперь я повзрослела и могла позволить себе почувство­вать, пусть запоздало, депривацию, которую так долго при­нимала как нечто вполне естественное. Через несколько минут чувство лишенного ребенка прошло, и я снова ока­залась в своем безопасном, взрослом «я».

Шаг 5. Определить паттерн. Теперь мне стало понят­но, что вчера произошло. Более того, оглянувшись назад, я вспомнила, что проходила через все это с Берни уже не раз. Как и большинство людей, я ожидала, что наша совмест­ная жизнь исправит мое прошлое, перепишет его заново, возместит все, что я упустила. Я ожидала, что Берни разде­лит мой энтузиазм, как любящая мать разделяет восторги своего ребенка, который только начинает открывать окру­жающий мир. Она готова часами разглядывать его рисун­ки, которые он приносит домой из школы, гордится его ус­пехами в чтении и письме. Она счастлива, наблюдая за его интеллектуальным и эмоциональным развитием.

Теперь я вспомнила, как мне было трудно в первые годы супружества принять тот факт, что Берни никогда не бе­рет в руки романы; свои тщетные попытки делиться с ним восторгом по поводу любимого писателя, разочарование от всех этих неудач... Постепенно, спустя годы, я научилась принимать разницу наших интересов, ценить (каждый раз, когда он растолковывал мне какое-нибудь интересное на­учное понятие или я делала для него то же самое в гумани­тарных областях) то, насколько обогащают нашу жизнь эти различия, вносят в наши отношения новое измерение. Так что теперь умом я поняла, что пока мы совпадаем в базовых ценностях и сходимся во взглядах на важные вещи, не столь важно, если он не разделяет мой интерес к народной музы­ке. И все же время от времени ребенок внутри меня требу­ет родителя, соучаствующего всем моим радостям, разде­ляющего все мои вкусы. После того как я сняла этот слой и на мгновение увидела одинокого, депривированного ребен­ка, каким была раньше, мне не нужно было больше нена­видеть Берни за равнодушие к моим увлечениям. Иногда я все еще ловлю себя на том, что пытаюсь убедить его посе­тить какое-нибудь мероприятие или прочесть явно неин­тересную ему книгу, но потом вспоминаю, что уже давным- давно выросла, и могу посмотреть эту оперу, прочитать этот роман самостоятельно. Я могу поделиться с Берни своим опытом, отобрав специально для него то, что действитель­но ему понравится.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия