А побеждает, кто смог в линию выстроить их.
Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась Tabula lusoria, Ludus terni, Rota или просто Lines (то бишь «черточки»). В точности по такому же принципу устроены: Shisima из Кении, Tsoro yemutatu из Зимбабве, Achi из Ганы, Fanoron-telo с Мадагаскара, Tapatan с Филиппин, Luk tsut k'i из Китая, Padavettu, Nira и Kallukali из Индии, Pitarilla тewas американских индейцев – и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц - перечень займёт целую страницу. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в Аши – по 4). В ней нет захвата – игрок, первым поставивший мельницу (трио, или три фишки по прямой, вдоль любой непрерывной линии), сразу выигрывает. Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам. Rota была у них весьма популярна, на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с 8 ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть. В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием Sam k'i, откуда попала в Корею под названием Gonu, и – немного видоизменённая – к монголам, где была известна под поэтичным именем Altan-Xaraacaj («золотая ласточка»).
*** В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу – круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу. В Англии Мельницу чаще всего называют Merells. Ещё одно популярное в англоязы-чных странах название Мельницы, Nine men’s morris(«Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону: The fold stands empty in the drowned field, And crows are fatted with the murrion flock; The nine men's morris is fill'd up with mud, And the quaint mazes in the wanton green For lack of tread are undistinguishable. (То же самое в переводе М.Лозинского): Загон пустует в наводненном поле, Овечьим мором сыто вороньё; Дёрн, где играют в мельницу, затоплен. И лабиринты на лугах зелёных Заброшены и еле различимы. Хотя действительно существовал такой староанглийский танец moorish («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово morris происходит от латинского merellus т.е. «фишки». Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги. При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 г. н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая – для 9-шашечной Мельницы. Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску. Mylna, как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой. На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги – там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.
*** С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве – древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски. Затем она распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием. Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.). Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку. Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей. Это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же – третья после нард и Лисы и гусей у простонародья). Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей – на другой и нардами внутри, на развороте. В Европе подобные наборы популярны до сих пор. Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы. Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере – монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы – Nine holes («Девять дырочек»). Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.
*** Как игры семейства Манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квад-ратов-загонов. В Англии её не зря называют Shepherd's mills («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США – Техасе, Нью-Мексико – Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками». В ЮАР в 12-шашечные Мельницы Morabaraba (слева) и Sesotho (в середние) издревле играли в деревнях, называя фи-шки «коровами» (кстати, в настоящее вре-мя эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной). В скотоводческой Туркмении Дюз-дюм (справа) был так популярен, что тамошние мастерицы ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре. *** Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки – обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть. На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале – их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.). Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так назы-ваемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата. Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки. По мнению В.А. Рыбакова, подобные шабло-ны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее: «Оказывается, что стороны прямоуголь-ников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров». В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно – то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф. В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными: в центре располагался святой «котёл» – символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра. В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам. У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона – Минтака, Альнилам и Альнитак, которые они называли «Прялкой Хель»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени. Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовет себя Хелависой (да еще и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.
*** Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно – вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки. В некоторые игры (Мельница, Го, Рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверье) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Сёги и Хасами Сёги) – на доске с клетками. Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию: от арабской игры Qirkat - в испанский Алькуерк (что есть не более чем иска-жённое мавританское Al-Qirkat), который в конечном итоге был перенесён на индийскую Аштападу (шахматную доску). На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки Dana, полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями. Современное французское и испанское название шашек – Dames сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты. Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это Дра из Мавритании, Дали и Доки из Судана, Вали из Сонгаи, Болотуду из центральной Африки и некоторые другие. Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную Мельницусказано уже достаточно. Доска на 5 или 6 фишек – это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей. На такой доске невозможно сделать трио на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) – это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел. Довольно курьёзный вариант 6-шаше-чной Мельницы на треугольном поле – Six-penny maddell («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить трио на всех со-единительных линиях. Самые захватывающие всё-таки - большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками. Доски для них чаще всего представляют собой 3 квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница (слева)– классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле 3 квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей – только прямые углы. На поле для 12-шашечной Мельницы. известной в России как «Паутинка» (справа) добавлены 4 диагона-льные линии, и у каждого игрока уже 12 фишек. Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если трио при этом не было построено и снятия не произошло, игра заканчивается вничью. Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения – на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных трио. 9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения трио. В XX веке появились новые типы мельничных досок (слева направо): 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики, «Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных. *** Вообще, главная изюминка этой игры – колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются числом перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить. Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» – малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея. В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.
|