Студопедия — Глава VI. Весь ход наших рассуждений приводит к признанию онтогенетического характера образования абсолютного слуха
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава VI. Весь ход наших рассуждений приводит к признанию онтогенетического характера образования абсолютного слуха






СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО СЛУХА

Весь ход наших рассуждений приводит к признанию онтогенетического характера образования абсолютного слуха. Абсолютный слух - это особого качества ладовый слух. Ладовый слух, или ладовое чувство, формируется у каждого человека в результате восприятия музыки. Музыкальные произведения, являющиеся носителями определенных ладовых систем, объединяют звуки в характерные для каждого лада интонации, условия восприятия которых обуславливают развитие одного из видов ладового чувства и далее, одного из качеств музыкального слуха.

Абсолютный слух - это моноладотональный ступеневый слух, в основе которого лежит ступеневое моноладотональное чувство.

Известно, что любая способность формируется в деятельности, не осуществимой без этой способности. Относительный аконстантный слух формируется и развивается в интервальной полиладотональной музыкальной деятельности, которая не осуществима без интервального полиладотонального чувства и относительного слуха. Абсолютный слух формируется в ступеневой моноладотональной деятельности, которая также не осуществима без ступеневого моноладотонального чувства, то есть абсолютного слуха.

Способом формирования и развития абсолютного слуха является последовательный процесс выработки, на основе мышечных ориентировочных действий, моноладотонального ступеневого чувства, дальнейшей их интериоризации и образования симультанных слуховых представлений абсолютных музыкальных качеств звуков.

Начальный этап формирования абсолютного слуха связан с образованием ступеневого моноладотонального чувства и ступеневых моноладотональных представлений. Это не только не противоречит закономерности развития музыкального слуха, но отвечает одному из важнейших принципов дидактики: последовательности и доступности обучения. Б. М. Теплов, обнаруживший, что «в основе развития мелодического слуха лежит не чувство интервалов, которое само развивается на основе мелодического слуха, а ладовое чувство», подчеркивал, что «это положение имеет не только теоретическое, но и педагогическое значение, так как вся методика работы по развитию мелодического слуха зависит от того, из чего исходить - из чувства интервалов или из ладового (то есть ступеневого) чувства. Несомненно, что передовая музыкально-педагогическая мысль все более и более склоняется к тому, чтобы в основу работы по развитию музыкального слуха класть воспитание ладового чувства» (67, 174).

И. П. Гейнрихс отмечает, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых представлений является поэтому основой развития ладового чувства и, следовательно, музыкального слуха» (24, 37).

П. Ф. Вейс, исследователь систем абсолютной и относительной сольмизации восклицает: «Немало написано о музыкальных слуховых представлениях. Но до сих пор не является общепризнанным то положение, что важнейшее качество развитых музыкально-слуховых представлений - их расчлененность, что их ядром должны быть представления ладовых ступеней» (11, 9). «Примат ладового чувства по отношению к интервальному слуху имеет большое значение для музыкальной педагогики» (12, 73).

Е. В. Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». И далее: «...Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха» (52, 67, 70).

На важность приоритетного развития ступеневого чувства указывали, кроме перечисленных выше авторов, также П. П. Мироносицкий (48), Н. И. Рихтер (64), Н. М. Ладухин, А. Л. Островский, А. П. Агажанов (1) и др.

Итак, первым, наиболее верным, рациональным, простым, доступным и чрезвычайно перспективным шагом в формировании музыкального слуха, и абсолютного, и относительного, является воспитание ступеневого чувства. Методика этого этапа обучения отработана и подробно описана многими авторами, в частности И. П. Гейнрихсом (24), Ю. П. Козыревым (36) и др.

Но «абстрактного ладового чувства не бывает. Отсюда вытекает важный педагогический вывод: первоначально воспитание слуховых навыков<...> следует строить на развитии у учащихся одного определенного лада» (24, 33).

При естественном формировании абсолютного слуха в детском возрасте выбор монолада определяется случайными факторами, в большей степени - конструкцией клавиатуры музыкального инструмента. Выбор монолада при педагогическом руководстве процессом формирования абсолютного слуха должен определяться практической его распространенностью, степенью использования в музыкальной литературе, интонационной устойчивостью и удобством для восприятия и воспроизведения. Таким ладом для европейцев может быть любой лад мажорно-минорной системы, но на начальном этапе работы предпочтительнее, по нашему мнению, натуральный мажорный лад.

Условием выработки абсолютного слуха должно быть также длительное освоение одной тональности. Сторонниками монотонального принципа обучения на начальном этапе развития музыкального слуха были, кроме названных Э. Жак-Далькроза, Г. А. Любомирского, Б. И. Уткина, Б. Тричкова, также А. П. Агажанов, который полемизируя с А. Л. Островским, писал: «Долгое “сидение” в одной тональности не может явиться “тормозом” развития музыкальности, такое “сидение” может быть методическим приемом, и это вполне допустимо» (3, 7).

Выбор монотональности не имеет принципиального значения, так как все тональности одного лада в темперированной системе интервально тождественны. Тональность «до» предпочтительнее, так как не имеет ключевых знаков, располагается на белых клавишах клавиатуры фортепиано и удобна своей наглядностью.

Воспитание моноладотонального ступеневого чувства представляет собой процесс усвоения в восприятии и представлении моноладотональных ступеневых качеств звуков до-мажорного хроматического лада на основе характерных интонаций тяготения ступеней лада к тонике. Последовательно усваиваются диатонические звуки, устойчивые и неустойчивые, затем хроматические. В результате воспитывается до-центрическое ладотональное ступеневое чувство и способность узнавать и определять все 12 звуков хроматического темперированного музыкального звукоряда.

Этот этап является определяющим для формирования абсолютного слуха. Замена ступеневой, моноладовой и монотональной основы обучения на интервальную, полиладовую и, особенно, политональную, уводит процесс в направлении формирования относительного слуха.

Сформированный и достаточно интериоризованный на этом этапе абсолютный слух в большинстве случаев может и должен в дальнейшем самостоятельно поддерживаться и развиваться в обычных полиладотональных музыкальных условиях. Но для ускоренного его развития на втором этапе могут быть использованы педагогические методы интенсификации процесса интериоризации моноладотональных ступеневых представлений.

Содержание работы этого этапа развития абсолютного слуха включает последовательный процесс сокращения длительности реакции узнавания, охвата все большего количества узнаваемых звуков, достижения внетембрового и селективного его уровней.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия