КЛАССИКИ И КРИТИКИ
«Классическая система» политической экономии распространялась вместе с экспансией крупного машинного производства, принесшего Англии уверенную роль «всемирной мастерской» и одновременно более резкую, чем когда-либо, поляризацию на общественные классы. Острота социальных противоречий, порождаемых капиталистической фабрикой и коммерциализацией сельского хозяйства, проявилась и в других европейских странах, для которых также встал вопрос об экономическом соперничестве с ушедшей вперёд Британией. Поэтому наряду с многочисленными последователями «классическая система» нашла и оппозицию в лице тех, кто беспокоился о судьбе обездоленных классов и отсталых стран. Экономисты разделились на приверженцев и критиков формулы laissez faire (см. гл. 6 и 7). Особое направление среди критиков образовали социалисты — те, кто требовал экономической реорганизации сложившегося строя в интересах класса фабричных наёмных рабочих — промышленного «пролетариата» — и других низших слоёв. Одни социалисты рассчитывали на мирное преобразование посредством деятельности государства и внедрения кооперативных форм труда и распределения продукта. Другие ратовали за классовую борьбу и революционное ниспровержение существующего строя; именно эта часть выдвинула наиболее ярких критиков «классической системы», или буржуазной политической экономии — К.Маркса и Ф.Энгельса, предложивших собственную систему теоретических категорий (см. гл. 8, 9). Противостояние классической и критических систем политической экономии продолжалось вплоть до ХХ в., породив различные версии «третьего пути» между экономическим либерализмом и революционным социализмом (см. гл. 10). ГЛАВА 4. ФИЗИОКРАТЫ — ПЕРВАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИСТОВ
Превращение политической экономии в научную систему категорий состоялось в век философского Просвещения, ознаменованный ролью Франции как интеллектуального и великосветского центра Европы и завершившийся потрясениями Великой Французской революции. Сердцевину философии Просвещении составила убеждённость интеллектуалов в решающей роли познания «естественного порядка» (l’ordre naturel) для исправления общественных недостатков. Виднейшие представители физиократов — первой школы экономистов — входили в круг философов-просветителей, и само название школы на греческий манер — «физиократия» («власть природы») — подчеркивало идею «естественного порядка» применительно к общественному хозяйству: с представлением о земле как об исключительном источнике богатства нации и с уподоблением товарных и денежных потоков кровообращению в живом организме. 4.1. Ф. Кенэ и физиократическая теория богатства:
|