Ревизионизм в социал-демократии и этико-социальное направление. С. Булгаков
Э. Бернштейн: ревизионизм, оппортунизм, реформизм. В канун ХХ и и в рядах социал-демократии возникло течение, призывавшее изменить направленность стратегии рабочего движения в Европе с революционной на реформистскую. Это течение вызвал Эдуард Бернштейн (1850 — 1932), один из лидеров II Интернационала, призвавший к пересмотру — ревизии — основ марксизма. Бернштейн предлагал заменить марксистский радикализм, основанный на «теории неизбежного крушения» капитализма под бременем внутренних противоречий и лозунге ««диктатуры пролетариата», оппортунизмом (от лат. «оpportunus» — удобный, выгодный, возможный) — развитием экономического и политического влияния рабочего класса в пределах капиталистического общественного порядка. Бернштейн обосновал свою позицию в книгах «Предпосылки социализма» (1899) и «Возможен ли научный социализм?» (1901), содержавших развёрнутую критику взглядов Маркса и Энгельса — противоречий между их разными утверждениями, оценок экономических и социальных тенденций, прогнозов будущего. Бернштейн считал необходимым отказаться от положений «Коммунистического манифеста» о том, что пролетарии не имеют отечества и им «нечего терять, кроме своих цепей». Он констатировал, что во 2-й половине XIX в. в крупнейших странах Западной Европы материальное положение рабочих масс улучшалось, а классовая поляризация ослабевала; росла численность промежуточных слоёв, и сам рабочий класс представляет собой не однородное образование, а дифференцированную совокупность групп. С расширением политических прав и возможностей роста благосостояния пролетарий всё больше становится гражданином, заинтересованным не только в борьбе, но и в сотрудничестве классов, в эволюционном пути развития, ведущем к постепенной социализации. Бернштейн указал, что Маркс и Энгельс, проводя грань между утопическим и «научным» социализмом, ошиблись в перспективах производительных товариществ (кооперативных фабрик) как прообразов социалистической организации производства и, напротив, явно недооценили значение потребительской кооперации для рабочих. Бернштейн призвал «брать рабочих такими, как они есть», и не возлагать на них «историческую миссию», которая, вероятнее всего, выродится в «диктатуру клубных ораторов и учёных», поскольку самая жестокая революция в состоянии лишь весьма медленно изменить всеобщий уровень большинства нации. Учитывая полемику вокруг философской и политэкономической составляющих учения Маркса, Бернштейн рекомендовал отказаться от понятия «научный социализм» ввиду неизбежных расхождений между научным познанием и человеческими интересами, и различать социализм «критический» (анализ современного общества) и «практический». Для «практического социализма», по мнению Бернштейна, не было необходимости настаивать на материалистическом понимании истории и теории прибавочной ценности. Он не должен был быть скован концепциями и проектами, но опираться на интересы — не только экономические, но и моральные, «идеалистические» (социального характера). Постановка Бернштейном вопроса о «практическом» — в противоположность «научному» — социализме вела к интерпретации эволюционного рабочего движения как продолжения «дела либерализма», а социал-демократии — как демократической партии социальных реформ. Выступление Бернштейна (с 1902 — депутата германского рейхстага) раскололо европейскую социал-демократию на два крыла — «ортодоксальное» и ревизионистское; наиболее решительными «ортодоксами» стали российские марксисты во главе с В. Ульяновым-Лениным. ^ С. Булгаков: аграрный ревизионизм. Бернштейн оказал поддержку ревизионизму в аграрном вопросе, распространившемуся среди французских социалистов и части австрийских и германских социал-демократов. Затяжное падение мировых цен на хлеб в 1874 — 1895 гг., вызванное наплывом дешёвого заокеанского зерна вело к массовому разорению капиталистических фермеров в Европе; напротив, мелкие хозяйства, ориентированные прежде всего на удовлетворение собственных потребностей, обнаружили живучесть и приспособляемость. Эти факты, противоречившие категоричным выводам К. Маркса о крестьянском хозяйстве как историческом пережитке, обреченном на неизбежное вытеснение крупным капиталистическим производством, способствовали концепции устойчивости мелкого крестьянского хозяйства. Разобраться в аграрном вопросе как наименее прояснённом в марксизме попытался русский марксист С. Булгаков. Ожидая сравнительно-историческим исследованием аграрных отношений подтвердить «всеобщую приложимость закона концентрации производства и вообще тождественность эволюции промышленности и земледелия», он получил обратный результат. Булгаков признал ошибочным подход Маркса к капитализму в Англии как типичному и к эволюции крестьянского хозяйства под общим капиталистическим знаменателем. Основные выводы книги Булгакова «Капитализм и земледелие» таковы:
^ От ревизионизма к «христианской политэкономии». Сергей Николаевич Булгаков (1872 — 1944) был сыном священника, но в отрочестве предпочёл «принудительному благочестию» нигилизм. Бросив семинарию, поступил в Московский университет, где изучал политэкономию под руководством А. И. Чупрова, а затем «обратился» в марксизм и принял активное участие в полемике с народничеством. Двухтомная работа «Капитализм и земледелие» (1900) принесла ему должность профессора политэкономии в Киевском политехническом институте (1901), но этот внешний успех сопровождался внутренним надломом. Булгаков прочувствовал в своём исследовании, сколь болезненны «великие перемены в хозяйственной жизни народов», совершаемые «под давлением жестокой необходимости, а не свободного выбора». Насильственное лишение мелких производителей земли с сопровождавшими его бедствиями оказалось необходимым условием «создания теперешней цивилизации», «перехода к высшей форме производства». Франция благодаря Великой революции не знала позора экспроприации. Революционное и послереволюционное аграрное законодательство позволило стране, распространив мелкую земельную собственность, избежать массовой пролетаризации населения, а заодно и покончить в XIХ в. с теми голодовками, которыми было отмечено XVIII столетие. Но именно в замедленной пролетаризации — корни экономического отставания Франции от Англии и Германии к началу ХХ в. Удручённый тем, что «история не знает справедливости», а «цена экономического прогресса» слишком велика, Булгаков пришёл не только к ревизии марксизма, но и к разрыву с гуманистической теорией прогресса — «основной верой XIХ века», которая в марксистском варианте трактует неизбежные страдания капитализма как цену будущей гармонии социализма. Булгаков отрёкся от марксизма как от «суеверия», которое, отвергая буржуазные идеологии, сходится с ними в экономическом материализме, сводящем прогресс к сфере материальных жизненных благ, и представляет собой разновидность «языческой политической экономии». Настаивая после перехода «от марксизма к идеализму» на возможности и необходимости «христианской политэкономии» как прикладной этики, в которой даны общие религиозные основания для воплощения в практическую жизнь христианских заветов, Булгаков так переформулировал постановку вопросов об экономическом и социальном прогрессе:
В своём последующем опыте развития «философии хозяйства» Булгаков уточнил своё понимание прогресса:
^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|