Проблема стадий в полемике о путях развития российской экономики между народниками и марксистами
Марксизм как доктрина капиталистического развития России. После перевода 1-го тома (1872), а затем 2-го и 3-го томов «Капитала» Маркса на русский язык влияние экономической теории марксизма стало в России сильнее, чем в какой-либо другой стране. Тому есть несколько объяснений:
Близкие позиции занимали и университетские политэкономы. Например, российский «катедер-социалист» Иван Иванович Иванюков (1844 — 1912) полностью заимствовал у К. Маркса схему стадиального развития капиталистической промышленности от мануфактуры к фабрике. Но в то же время считал, что «на высоте основного вопроса русской жизни» находятся «семейные формы производства» — мелкое земледелие в соединении с кустарными промыслами, дающими основу для «самобытного» промышленного роста. Однако в 1890-е гг. группа молодых и задорных экономистов и политиков, также ссылаясь на Маркса, стала доказывать, что Россия страдает не столько от капитализма, сколько от его недостаточного развития. Новые идеологи утверждали, что капитализм является необходимым условием роста производительных сил в России и способствует формированию рабочего класса, который (а не крестьянство и интеллигенция) и будет опорой её социального преобразования. «Неомарксисты», как прозвали своих критиков народники, настойчиво подчёркивали свой «экономический материализм» в противовес концепции Михайловского об особой исторической роли «критически мыслящей интеллигенции». Разгоревшаяся полемика примечательна тем, что в ней впервые был заострён вопрос не просто о соответствии закономерностей хозяйственного развития России общеевропейским, но о соответствии по конкретным стадиям. Среди «неомарксистов» наиболее заметной тогда была группа экономистов, которые вскоре разошлись с революционерами, создавшими Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), и ретроспективно (в советский период) получили наименование легальных марксистов (М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков). Их предшественником был Н. И. Зибер, первый переводчик на русский язык сочинений Рикардо, автор книг «Очерки первобытной экономической культуры» (1883) и «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях» (1885). ^ Н. Зибер: «философия истории капиталистической эпохи». Николай Иванович Зибер (1844 — 1888) был вынужден оставить профессуру в Киевском университете в знак протеста против стеснения академических свобод. Он уехал в 1875 г. в Швейцарию, но продолжал активно сотрудничать в легальных русских журналах, в том числе и в «Отечественных записках». В беседе с Михайловским Зибер бросил фразу, ставшую уже после его смерти крылатой: «пока мужик не выварится в фабричном котле, ничего у нас путного не будет». В своих работах Зибер обосновывал два принципиальных положения:
Эти выводы были углублены в двух фундаментальных марксистских монографиях 1890-х гг. — «Русская фабрика» (1898) М. И. Туган-Барановского и «Развитие капитализма в России» (1899) Вл. Ильина (Ульянова-Ленина). ^ Кустарничество — разновидность рассеянной мануфактуры. Работы Туган-Барановского и Ильина были посвящены обоснованию взгляда на русские кустарные промыслы как на разновидность надомной капиталистической промышленности, которую ещё французские просветители-энциклопедисты противопоставили как рассеянную мануфактуру — централизованной мануфактуре. Туган-Барановский, обобщив обильный фактический материал о взаимоотношении крупной и мелкой промышленности в истории России, показал, что расцвету кустарничества способствовали не старинные промыслы, возникшие из домашнего производства, а новые промыслы, развившиеся благодаря насаждению государством со времен Петра I фабрик и крупных мастерских, ставших школами промышленной культуры. Набираясь опыта на крупных предприятиях, мастеровитые люди с даром предпринимательства заводили у себя в селах промышленные станы; «фабрики раздробились в кустарную промышленность». Но так было, лишь пока крупная промышленность была основана на ручном и крепостном труде. С возникновением машинного фабричного производства кустарная продукция стала утрачивать конкурентоспособность относительно фабричных изделий; кустари — терять прежнюю промысловую самостоятельность и превращаться в наёмных рабочих на дому. Ильин критиковал народников за изображение кулака-перекупщика внешней фигурой по отношению к общинному крестьянству-кустарничеству и настаивал на существовании «закона параллельного разложения мелких производителей в промышленности и в земледелии». Разложение общины «высачивает» из крестьян предпринимателей и кулаков; «что такое кулак, как не кустарь с капиталом?» Ильин отмечал в кустарной промышленности тот же процесс «уродования частичного рабочего», который был описан Марксом при анализе мануфактуры — появление детальщиков-кустарей, «виртуозов и калек разделения труда». Книга Ильина имела подзаголовок «Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности». Оспаривая вывод народников о невозможности развития капитализма в России ввиду узости внутреннего рынка, Ильин выдвинул два главных контраргумента:
Но Струве не ограничился насмешливой критикой концепции «народного производства», заметив, что «идиллия земледельческого государства разрушается под свист локомотива». В рецензии на «Русскую фабрику» своего ближайшего идейного союзника Туган-Барановского Струве ввёл для ретроспективной характеристики особенностей российской промышленности понятие децентрализованного товарного производства. При бедности основной массы населения, господстве натурального хозяйства и слабом развитии городов в России промышленность не могла опираться на развитые местные рынки. Но громадная территория и оптовые ремесла обеспечили внушительный простор для деятельности торгового капитала, вторгавшегося в юридически и культурно безоружную перед ним среду. В России не было корпоративного ремесленного права, долгое время ограничивавшего свободу предпринимательства на Западе; и «в тот момент, когда мы столкнулись с интенсивной, несущейся с Запада капиталистической культурой, мы менее, чем какой-либо другой народ... располагали антикапиталистическими традициями в области промышленности». Технически отсталое децентрализованное товарное производство экономически было более выигрышно в приближении к капитализму, чем высококультурное западное ремесло: «царила идеальная манчестерская свобода, при крепостном праве полное Laissez faire, смягченное высоким помещичьим оброком и чиновничьими взятками». Агитация Струве за «выучку у капитализма»не только снискала ему популярность в кругах «неомарксистов», но и получила одобрение академика Ивана Ивановича Янжула (1845 — 1914), который считался в России виднейшим последователем германской исторической школы в политэкономии. Дебаты народников и «неомарксистов» в России совпали с поворотным пунктом в развитии этой школы: переходом от сугубо фактографических историко-хозяйственных монографий к широким стадиальным обобщениям. ^
|