Раскол социал-демократии. Первая мировая война расколола европейскую социал-демократию на сторонников и противников патриотических лозунгов и действий. Р. Гильфердинг и автор книги «Империализм и накопление капитала» (1913) Роза Люксембург (1871 — 1919) призывали социал-демократов в германском парламенте голосовать против предоставления военных кредитов правительству «второго рейха». К. Каутский и другие «ортодоксы» II Интернационала — француз Ж. Гед и русский Г. Плеханов, также как и большинство лидеров европейских социал-демократических партий в воюющих странах, заняли противоположную — «патриотическую» — позицию.
Немногими исключениями были германский «Союз Спартака» во главе с Р.Люксембург, группа голландских «трибунистов» и российские большевики во главе с Владимиром Ильичём Ульяновым-Лениным (1970 — 1924). Он расценивал «поражение своего отечества» как дополнительный шанс для революционеров «прорвать звено» в «цепи империализма» и тем самым положить начало «переходу человечества к социализму».
В статье «Империализм и раскол социализма» (декабрь 1916 г.) Ульянов-Ленин предложил формулу «троякой особенности империализма»: 1) империализм как монополистический капитализм; 2) империализм как паразитический и загнивающий капитализм; 3) империализм как умирающий капитализм, канун социалистической революции.
Признаками «паразитизма и загнивания» капитализма Ульянов-Ленин считал расширение слоя лиц и появление стран («государств-рантье»), живущих на проценты и дивиденды («стрижкой купонов»); а также экономическую возможность за счёт эксплуатации колониальных и зависимых народов подкупать «рабочую аристократию» (верхние прослойки пролетариата) в метрополиях и усиливать оппортунизм в рабочем движении. «Патриотическую» позицию Каутского и других лидеров западноевропейской социал-демократии во время войны Ульянов-Ленин счёл проявлением именно такого оппортунизма и заклеймил как «измену рабочему классу».
«Умирание» капитализма Ульянов-Ленин трактовал двояко: 1) как наивысшее обострение противоречий, вызывающее империалистические войны и революционный взрыв, и 2) как создание материальных предпосылок социализма благодаря обобществлению производства финансовым капиталом. Концепция империализмакак«чего-то» переходного «от полной свободы конкуренции к полному обобществлению» была изложена в ряде статей и в популярной брошюре «Империализм, как высшая стадия капитализма». Написанная в 1916 г., брошюра была издана под псевдонимом «Н. Ленин» в Петрограде в мае 1917 г. — уже после того, как вернувшийся в пломбированном вагоне в Россию вождь большевиков провозгласил в «Апрельских тезисах» курс на социалистическую революцию.
^ Пять признаков империализма. Ленин определил империализм через 5 основных признаков:
концентрация производства и капитала создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
слияние, «сращивание» (по выражению Н. Бухарина) банковского капитала с промышленным, и образование финансового капитала, финансовой олигархии;
вывоз капитала приобретает особо важное значение;
начало экономического раздела мира международными монополистическими союзами;
завершение территориального раздела мира крупнейшими капиталистическими державами.
В этих формулировках не было ничего нового сравнительно с работами Гильфердинга, Степанова-Скворцова и Бухарина. «Новым» стало видение Лениным перспектив революционного процесса в России не как последовательного проведения буржуазно-демократических преобразований, лишь незначительно осуществлённых вследствие революции 1905 — 1907 гг., а как установления социалистической республики с регулированием экономической жизни по общему плану. Основу для таких преобразований Ленин находил в «механизме общественного хозяйничанья», созданном «государственно-капиталистической монополией» военного времени, которую Ленин призывал обратить «на пользу всего народа» организованной революционной волей «объединённых рабочих».
^ Тезис о государственно-монополистическом капитализме. В. Ульянов-Ленин ещё в самом начале ХХ в., в спорах со своим учителем и одновременно постоянным оппонентом Г. Плехановым по поводу первой программы РСДРП высказывал твёрдое мнение, что капиталистические тресты подводят к «планомерной организации общественного производительного процесса для удовлетворения нужд как всего общества, так и отдельных его членов». При разработке своей концепции империализма Ленин на примере двух ведущих мировых промышленных держав того времени заострил внимание на технико-организационных аспектах «материальной подготовки социализма». На микроуровне — это американский научный менеджмент в смысле рационализации трудовых движений (методы Ф. У. Тэйлора и Ф. Джилбрета42), «научная организация труда» на предприятии. На макроуровне — это централизованное вмешательство германского правительства военного времени в экономику:
организация на основании точного учёта массовых данных доставки сырья в размерах 2/3 или 3/4 всего необходимого для десятков миллионов человек;
систематическая перевозка в наиболее удобные пункты производства, разделённые иногда сотнями и тысячами верст;
распоряжение из единого центра «всеми стадиями последовательной обработки материала для получения целой серии разновидностей готовых продуктов»;
распределение этих продуктов по единому плану между миллионами потребителей.
Отсюда — категоричный вывод: война превратила капитализм в «высшую планомерную форму его — государственно-монополистический капитализм» и тем самым «необычайно приблизила человечество к социализму... Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет» (брошюра «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», октябрь 1917).
Вдохновлённый этим выводом, В. Ульянов-Ленин направил революционную энергию своей партии на Октябрьский переворот в России, провозгласив «социалистическую революцию» и возглавив новое правительство — Совет народных комиссаров.
^
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базаров, В. А. Пионеры марксизма // Русская литература XX века (1890 — 1910). Под ред. С. А. Венгерова. — М.: ИЦ «XXI век — Согласие» Кн. II. 2000.
Вебер, М. Избранные произведения.— М.: Прогресс, 1990.
Вебер, М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994
Вебер, М. История хозяйства. Город. — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
Гильфердинг, Р. Финансовый капитал. — М.: Политиздат, 1959.
Гловели, Г. Д. Геополитическая экономия в России: от дискуссий о самобытности к глобальным моделям. — СПБ.: Алетейя, 2009.
Зомбарт, В. Собрание сочинений в 3 томах. — М.: «Владимир Даль», 2005.
Зомбарт, В. Избранные работы. — М.: «Территория будущего», 2005.
Кулишер, И. М. История экономического быта Западной Европы. — Челябинск: «Социум». — 2004.
Кулишер, И. М. Крупная промышленность в XVII и XVIII веках: Франция, Германия, Россия // Анналы экономической и социальной истории. Избранное. — М.: ИД «Территория будущего». — 2007.
Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 3. Развитие капитализма в России. М., Политиздат, 1971.
Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 28. Тетради по империализму. М., Политиздат, 1973.
Ленин, В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. М.: Эдиториал УРСС, 2010.
Туган - Барановский, М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. — М.: Наука, 1997.
Селигмен, Б. Основные течения современной экономической мысли. — М., 1968, гл. I. Протест исторической школы.
Широков, Г. К. Парадоксы эволюции капитализма. — М.: Институт Востоковедения РАН, 1998.