Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. Традиционное пятидесятническое понимание





В 1980-х гг. возникло третье обновленческое движение, «третья волна», основате-лем которой стал профессор К. Питер Вагнер (С. Peter Wagner) из Фуллеровской семи-нарии (он говорил о пятидесятническом возрождении как о первой волне возрождаюше-го действия Святого Духа в современной церкви, а о харизматическом движении — как о второй волне). Сторонники «третьей волны» призывают людей пользоваться новозавет-ными духовными дарами в наши дни и утверждают, что проповедь Евангелия должна сопровождаться «знамениями и чудесами» точно так же, как и в новозаветные времена. Однако они учат, что крещение Святым Духом происходит со всеми христианами во вре-мя обращения и что последующий опыт правильнее называть «исполнением» Святым Духом. Самым ярким представителем «третьей волны» является Джон Уимбер, старший пастор христианского содружества «Виноградник» в Анахайме, Калифорния (Vineyard Christian Fellowship in Anaheim, California), и лидер ассоциации церквей «Виноградник» (Association of Vineyard Churches). Широким признанием и авторитетом в качестве ис-точников «третьей волны» пользуются следующие книги Уимбера: Power Evangelism (San Francisco: Harper and Row, 1986; rev. ed., 1992) и Power Healing (San Francisco: Harper and Row; 1987). В обеих книгах в качестве соавтора выступил Кевин Спрингер.

Основным источником по этим трем движениям является следующее издание: Stanley Μ. Burgess and Gary В. McGee, eds., Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements (Grand Rapids: Zondervan, 1988).

Эта тема стала актуальной в наши дни. Многие христиане говорят, что они испытали «крещение Святым Духом», которое принесло в их жизнь вели-кое благословение. Они утверждают, что молитва и изучение Библии стали гораздо более осмысленными и эффективными, что они открыли новую ра-дость в богослужении и получили новые духовные дары (в особенности, и чаще всего, — говорение на языках).

Эта традиционная пятидесятническая или харизматическая позиция под-крепляется Писанием следующим образом:

3 Не имеет большого значения, какими словами мы переводим греческое выраже-ние kv πνεύματι — «в Духе» или «Духом», поскольку оба перевода верны, и в этой дис-куссии обе стороны употребляют эти выражения примерно в одном и том же смысле. В этой главе употребляется выражение «Святым Духом». Я не провожу различия между двумя этими выражениями. (Однако см. ниже об утверждении пятидесятников о том, что крещение Святым Духом [как в 1 Кор. 12:13] не одно и то же, что крещение во Свя-том Духе.)

4 Большинство пятидесятников, рассматривая вопрос о крещении Святым Духом, утверждают, что говорение на языках есть «знак» того, что человек крещен Святым Ду-хом, и что этот знак дается всем, кто был крещен Святым Духом, хотя и не все будут иметь дар говорения на языках впоследствии.

5 Я сам лично, будучи студентом-первокурсником, услышал такое учение о креще-нии Святым Духом в 1967 г. и затем уединенно молился, как мне это и рекомендовали, сперва раскаявшись во всех известных мне грехах. А затем я еще раз передал контроль над всеми сферами моей жизни Богу и попросил Иисуса крестить меня Святым Духом. Конечно, сейчас я по-иному воспринимаю этот опыт, да и выразил бы это тогда другими словами (см. ниже), но результат, несомненно, был положительным и длительным; он выражался, в частности, в более глубокой любви к Христу и гораздо большей эффектив-ности в личном служении.

1) Учениками Иисуса были верующие, рожденные заново задолго до дня Пятидесятницы, вероятно во время жизни и служения Иисуса, но совершен-но точно к тому времени, когда Иисус после Своего воскресения «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22).

2) Тем не менее Иисус повелел Своим ученикам: «Не отлучайтесь из Иеру-салима, но ждите обещанного от Отца» (Деян. 1:4); Он сказал: «Чрез несколь-ко дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5, курсив мой. — У. Г.). Он также сказал им: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Свя-тый» (Деян. 1:8). Тогда ученики исполнили это повеление и ждали в Иеруса-лиме сошествия на них Святого Духа, чтобы получить новую силу для свиде-тельства и служения.

3) Ученики прождали десять дней, наступил день Пятидесятницы, над их головами явились языки пламени, «и исполнились все Духа Святого и нача-ли говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:4). Это ясно говорит о том, что они получили крещение Святым Духом (или в Святом Духе)3. Хотя ученики были рождены заново задолго до Пятидесятницы, во вре-мя Пятидесятницы они получили «крещение Духом Святым» (так об этом го-воритсявДеян. 1:5и 11:16), которое произошло уже после обращения и в ре-зультате чего они обрели огромные силы к служению и говорение на языках4.

4) Христиане в наши дни, подобно апостолам, должны просить Иисуса о «крещении Святым Духом» и следовать в этом примеру апостолов5. После крещения Святым Духом мы получим гораздо больше сил для служения, как это произошло в жизни учеников Иисуса, и это часто (или даже всегда, как утверждают многие) также выражается в говорении на языках.

5) Подтверждение этой последовательности — в соответствии с которой люди сперва рождаются вновь, а затем получают крещение Святым Духом — находим во многих местах Деяний Апостолов. Например, в гл. 8, где жители Самарии сперва стали христианами, когда «поверили Филиппу, благовеству-ющему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Деян. 8:12), и лишь позже получили Духа Святого, когда апостолы Петр и Иоанн пришли из Иеру-салима и стали молиться о них (Деян. 8:14—17)6.

В Деян. 19 описывается, как Павел прибыл в Эфес и нашел там «некото-рых учеников» (Деян. 19:1). «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6).

Все эти примеры (Деян. 2,8, иногда 10 и 19)7 цитируются пятидесятника-ми, чтобы показать, что «крещение Святым Духом» после обращения проис-ходило очень часто в новозаветные времена. Аесли, рассуждают они, для хри-стиан, о которых говорится в Деяниях Апостолов, было естественным пере-живать подобный вторичный опыт после обращения, то это должно быть естественным и для нас сегодня.

Мы можем проанализировать тему крещения Святым Духом, поставив три вопроса: 1) Что означает выражение «крещение Святым Духом» в Новом Завете? 2) Как нам следует понимать тот «вторичный опыт» верующих, о ко-торых говорится в Книге Деяния Апостолов? 3) Есть ли другие библейские выражения, такие, как «исполнение Святым Духом», которые лучше подхо-дят для описания обретения силы Святого Духа после обращения?

 

Б. Что в Новом Завете означает выражение «крещение Святым Духом»?

6 Другой пример — это Корнилий (Деян. 10). Он был благочестивым человеком, по-стоянно молившимся Богу (Деян. 10:2), и когда Петр проповедовал ему и его домочад-цам, то произошло нечто необычное. Петр и бывшие с ним «изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:45,46).

7 Иногда также приводят в пример обращение Павла (Деян. 9:17). Однако поведе-ние Павла, его жестокое гонение на церковь, говорит о том, что он не был рожден заново до того, как пережил определенный опыт на дороге в Дамаск. Но многие видят похожую схему: обращение на дороге в Дамаск и затем обретение Святого Духа через Ананию тремя днями позже.

8 Во всех этих отрывках курсив мой. — У. Г.

В Новом Завете есть только семь мест, где говорится о крещении Святым Духом (в английских переводах в этих отрывках употребляется предлог with, а не in). Вот эти семь отрывков8:

Четыре стиха, где Иоанн Креститель говорит об Иисусе и предсказывает, что Он будет крестить людей Святым Духом:

Мф. 3:11: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною силь-нее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Мк. 1:8: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Свя-тым».

Лк. 3:16: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которо-го я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Ин. 1:33: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «„на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым"».

Из этих четырех текстов очень трудно сделать вывод, что же такое в дейст-вительности крещение Святым Духом. Мы узнаем, что Иисус — это Тот, Кто будет производить такое крещение, и что крестить Он будет Своих последова-телей. Однако здесь не дается никаких дальнейших уточнений.

Следующие два отрывка говорят непосредственно о Пятидесятнице:

Деян. 1:5 [Иисус говорит[: «Иоанн крестил водою, а вы чрез несколь-ко дней после сего будете крещены Духом Святым».

Деян. 11:16 [Здесь Петр ссылается на те слова Иисуса, которые были процитированы выше. Он говорит]: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Свя-тым».

Эти два отрывка показывают, что, как бы мы ни понимали крещение Свя-тым Духом, оно несомненно произошло вдень Пятидесятницы, как это опи-сано в Деян. 2, когда Святой Дух с великой силой снизошел на учеников и на тех, кто был с ними, и они стали говорить на иных языках, и около трех тысяч человек были обращены (Деян. 2:14).

Важно отдавать себе отчет в том, что все шесть стихов содержат в себе почти в точности одно и то же выражение на греческом, различия касаются только порядка слов и употребленного грамматического времени, а в одном примере это предложение скорее подразумевается, чем явно высказывается9.

9 Во всех шести отрывках употреблен глагол βαπτίζω («крестить») и местоименное выражение kv πνεύματι Ьсу'ио («Святым Духом» или «в Святом Духе»), за исключением Евангелия от Марка, где опущен предлог kv. Но и в этом случае различия в значении нет никакого, поскольку сам по себе дательный падеж может иметь абсолютно тот же смысл, что и предлог kv плюс дательный падеж. Матфей и Лука добавляют «и огнем».

Остается еще одно упоминание в Новом Завете — 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод-ные, и все напоены одним Духом».

Вопрос заключается в следующем: в 1 Кор. 12:13 идет речь о том же са-мом, что и в других шести отрывках? Во многих английских переводах чита-ем: «by one Spirit», т. е. грамматическая конструкция здесь иная10. Те, кто под-держивает пятидесятническую точку зрения о крещении Святым Духом пос-ле обращения (baptism in The Holy Spirit), склонны полагать, что здесь речь идет не о крещении Святым Духом, и часто подчеркивают различие, которое наблюдается в английском переводе. Во всех других шести отрывках Иисус — это Тот, Кто совершает крещение, а Святой Дух — это «стихия» (аналогичная воде в физическом крещении), в которой или которой Иисус совершает кре-щение. А в 1 Кор. 12:13, продолжают свое рассуждение пятидесятники, мы имеем дело с чем-то иным — здесь крещение совершается не Иисусом, а Свя-тым Духом. Поэтому, заключают они, 1 Кор. 12:13 не следует принимать в рас-чет, если есть желание понять, что в Новом Завете подразумевается под «кре-щением Святым Духом»11.

Этот момент очень важен в позиции пятидесятников, поскольку если мы признаем, что в 1 Кор. 12:13 речь все же идет именно о крещении Святым Ду-хом, то очень трудно говорить о том, что такой опыт происходит после обра-щения. Здесь Павел говорит, что это крещение сделало нас членами тела Хрис-това — «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Но если речь здесь идет о том же самом, что и в предыдущих шести отрывках, то Павел говорит о том, что это произошло с коринфянами тогда, когда они стали чле-нами тела Христова — т. е. когда они стали христианами. Итак, это было кре-щение, в результате которого они стали членами тела Христова — церкви. Та-кое заключение вызывает большое затруднение для тех, кто отстаивает пяти-цесятническую позицию о том, что крещение Святым Духом происходит после обращения, а не во время обращения.

10 В приведеннных выше шести отрывках английские переводы дают in the Spirit
!ли with the Spirit. Русский синодальный перевод во всех семи случаях дает творительный
!адеж: «Духом». Разбор греческого текста автор приводит ниже. — Примеч. пер
.

11 То есть «baptism in the Holy Spirit* есть явление, отличное от того, что английская
крсия называет «baptism with/by the Holy Spirit». — Примеч. пер
.

12 В контексте, где он постоянно говорит о Святом Духе и духовных дарах, едва ли
ложно сомневаться в том, что он имеет в виду Светой Дух
.

Могут ли пятидесятники настаивать, что предыдущие шесть стихов го-ворят о крещении, производимом Иисусом, которым Он крестит нас в Святом Цухе (Святым Духом), а в 1 Кор. 12:13 говорится о чем-то другом: о крещении, производимом Святым Духом?Хотя на основании английских переводов и:оздается впечатление, что такое мнение обоснованно, исследование гречес-кого текста опровергает эго, поскольку здесь грамматическая конструкция практически идентична тем выражениям, которые мы находим в других шее-ги стихах. Павел говорит: 'εν ενι πνενματι... 'εβαπτϊσ&ημεν («одним Духом фестились»). За исключением небольшого различия (он говорит об «одном Духе», а не о «Святом Духе»)11, все прочие элементы те же самые: употребляется глагол βαπτίζω, а предложная конструкция содержит те же самые слова {ей плюс существительное в дательном падеже πνενματϊ). Если мы переводим одно и то же греческое выражение как «крестить Святым Духом» (или «крестить во Святом Духе») в других шести местах Нового Завета, где имеется это выраже-ние, то совершенно уместным было бы перевести его таким же образом и в седьмом случае, поскольку слова везде одинаковые13.

13 Что и сделано в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.

14 В пользу мнения, что греческое выражение в 1 Кор. 12:13 означает то же самое
крещение Святым Духом, что и в других шести случаях, свидетельствуют также и дан-
ные грамматики: если бы Павел хотел сказать, что крещение в данном случае произво-
дит Святой Дух, он употребил бы другую грамматическую конструкцию. Если в Новом
Завете кто-либо принимает крещение от кого-либо, то используется предлог {ото с суще-
ствительным в родительном падеже. Именно таким образом новозаветные авторы гово-
рято том, что люди были крещены Иоанном Крестителем (Мф. 3:6; Мк. 1:5; Лк. 3:7), или
отом, что Иисус был крещен Иоанном (Мф. 3:13; Мк. 1:9), или о том, что фарисеи не были
крещены Иоанном (Лк. 7:30), или о том, как Иоанн Креститель сказал Иисусу: «Мне
надобно креститься от Тебя» (Мф. 3:14). Таким образом, если бы Павел хотел сказать,
что коринфяне были крещены Святым Духом, то он употребил бы предлог Ькб с суще-
ствительным в родительном падеже, а не предлог kv с существительным в дательном
падеже. В Новом Завете логическое подлежащее, т. е. обозначение агента действия, вы-
ражается конструкцией Ы6 с родительным падежом при глаголе в страдательном зало-
re. Более подробную аргументацию мнения, что в 1 Кор. 12:13 речь идет о крещении
Святым Духом, см.: М. J. Harris, "Prepositions and Theology in the Greek New Testament".
In NIDNTT, vol. 3, p. 1210.

Но почему же современные английские переводы отдали предпочтение варианту «Ву one Spirit we were all baptized into one body», позволив тем самым пятидесятникам отстаивать свою позицию? Прежде всего мы должны отме-тить, что NASB дает in в качестве альтернативного варианта, a NIV — как in, так и with. В этих переводах предлог by введен, судя по всему, по той причине, что переводчик стремился избежать указания на два «места» крещения в од-ном и том же предложении. В этом предложении уже говорится, что крещение производится «в одно тело», и переводчик решил избежать конструкции «in one Spirit we were all baptized into one body». Однако в таком повторении пред-логов нет никакого затруднения, так как Павел говорит об израильтянах: «И все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:2) — очень близкое по структуре высказывание, где облако и море — это «стихии», которые окружа-ли или охватывали израильский народ, а Моисей означает новую жизньучас-тия в завете Моисея с Богом и единство народа Божьего (ведомого Моисеем), которое стало характеризовать израильтян после того, как они прошли сквозь облако и море. Не было двух мест одного крещения, но в одном случае гово-рится о стихии, в которой они были крещены, а в другом — о месте, в котором они оказались после крещения. Это очень похоже на 1 Кор. 12:13: Святой Дух был стихией, в которой они были крещены, а тело Христово, церковь, было местом, в котором они оказались после крещения14. Столь же уместным представляется заключить, что в 1 Кор. 12:13 говорится о крещении «Духом» или «в Духе», но о том же самом, что и в шести других приведенных отрывках.

15 См.: Howard Μ. Ervin, Conversion-Initiation and the Baptism in the Holy Spirit (Peabody, Mass.: Hendrickson, 1984), pp. 98—102; здесь утверждается, что в 1 Кор. 12:13, независи-мо от того, как это место переводят, говорится о начале христианской жизни. Но затем автор замечает, что в следующем предложении — «все напоены одним Духом» — гово-рится об обретении силы к служению. Автор также говорит, что Павел употребляет вы-ражение «крещение Святым Духом» в ином значении, чем в других шести случаях упо-требления этого выражения в Новом Завете. Таким образом, автор явно допускает тол-кование 1 Кор. 12:13, которое отличается от пятидесятнического; он утверждает при этом, что Павел употребляет то же самое выражение в другом значении. Однако этот аргумент не выглядит убедительным. Маловероятно, чтобы Лука, который сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях и который, вероятно, был вместе с Павлом в Риме, когда писал Деяния Апостолов (Деян. 28:30,31), употреблял это выражение в ином смыс-ле, чем Павел, или чтобы Павел употреблял это выражение в ином смысле, чем Мат-фей, Марк, Лука и Иоанн.

См. также: John P. Baker, Baptized in One Spirit (Plainfield, N. J.: Logos Books, 1970), pp. 18—25, где предпринимается еще одна попытка опровергнуть наши выводы по 1 Кор. 12:13. Автор утверждает, что 1 Кор. 12:13 не означает, что мы были крещены в одно тело, и предлагает вариант, что мы были крещены «ради одного тела Христа» (р. 24). Однако аргументы Бейкера неубедительны, поскольку слово «ибо» в начале ст. 13 показывает, что это подтверждение мысли, изложенной в ст. 12, где Павел говорит, что мы — многие члены, но составляем одно тело. Но для того, чтобы ст. 13 показывал, что все христиане — члены одного тела, необходимо, чтобы ст. 13 сообщал, что мы все — члены одного тела и что Павел имеет в виду именно это, когда говорит, что мы все были крещены в одно тело. Мнение Бейкера о том, что это происходит только с теми людьми, «которые уже являют-ся членами тела Христа, и для того, чтобы дать им силу эффективно служить» (р. 24), выгладит неубедительно, если вспомнить утверждение Павла о том, что все христиане были крещены в одно тело. Кроме того, крещение ради тела (именно такое значение видит в этом Бейкер) предполагает очень необычное понимание предлога ε'ις — если бы Павел имел в виду именно это, он сказал бы нечто вроде έκεκα, «ради», или Ькёрс роди-тельным падежом, в смысле «ради, для».

Однако выводы из этого утверждения имеют для нас очень большое зна-чение: это означает, что если уж речь идет об апостоле Павле, то крещение Святым Духом происходило во время обращения. Он говорит о том, что ко-ринфяне были крещены Святым Духом и в результате стали членами тела Христова: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Таким образом, выражение «крещение святым Духом» должно обозначать деятельность Святого Духа в начале христианской жизни, когда Он дает нам новую духовную жизнь (или рождение свыше), очищает нас и дарует нам силы порвать с грехом и с любовью к греху (начальная стадия освящения). Таким образом, «крещение Святъш Духом» — это всею,что Святой Дух.щю-изводит в самом начале христианской жизни. Но это выражение не может означать ничего из того, что происходит после обращения, как это утверж-дают пятидесятники15.

Но как нам понимать упоминания о крещении Святым Духом в Деян. 1:5 и 11:6, которые повествуют о дне Пятидесятницы? Разве это не был момент, когда ученики, будучи уже перерожденными Святым Духом, теперь испытали новое обретение силы Святого Духа, которое дало им способность эффектов-но служить?

Верно: ученики были «рождены заново» задолго до Пятидесятницы, и даже, вероятно, задолго до того, как Иисус дунул на них и сказал им принять Святого Духа, как это описано в Ин. 20:2216. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44), но ученики, несо-мненно, пришли к Иисусу и последовали за Ним (хотя осознание того, Кем Он был, появилось лишь со временем). Безусловно, тот факт, что Петр сказал Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), свидетельствует о перерождающем действии Святого Духа в его сердце. Иисус сказал ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17). А Своему Отцу Иисус сказал о Своих учениках: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверо-вали, что Ты послал Меня. <.״>...Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и ни-кто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17:8,12, курсив мой. — У. Г.). Ученики иногда были «маловерны» (Мф. 8:26), но у них была вера! Нет никакого сомнения втом, что они были перерождены задолго до дня Пятидесятницы17.

16 Когда Иисус дунул на своих учеников и сказал им: «Примите Духа Святого»
(Ин. 20:22), видимо, это было пророчество, данное вформе действия, пророчество о том,
что произошло в день Пятидесятницы. В этом контексте — буквально в предыдущем
стихе — Иисус сказал им о том, что произойдет только в Пятидесятницу: «Как послал
Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Но, даже несмотря на то что Он сказал это
до того, как вознесся на небеса, реально Он не посылал их на проповедь Евангелия до
дня Пятидесятницы. Таким образом эти слова относились к будущему, к тому, что про-
изошло в Пятидесятницу. Лучше всего понимать слова из следующего стиха («Примите
Духа Святого») таким же образом — Он заранее говорил о том, что произошло позднее, в
день Пятидесятницы. Втотденьони получили силу Святого Духа во всей полноте нового
завета, гораздо большую силу Святого Духа, чем ту, которой они обладали прежде
.

17 Я не хочу сказать, что опыт рождения свыше верующих ветхого завета был таким
же, как опыт верующих нового завета. Хотя дальнейшее рассмотрение показывает, что
действие Святого Духа при ветхом завете было менее мощным, различие определить
очень трудно, поскольку Писание дает мало информации об этом. Но тот факт, что в
ветхозаветных верующих не было спасительной веры, дает нам основания полагать, что
в них происходила определенная перерождающая работа Святого Духа, которая и давала
им силу верить. (Вопрос о рождении свыше рассматривается в гл. 33.)

Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что Пятидесятница есть нечто большее, чем индивидуальное событие в жизни учеников Иисуса и тех, кто был с ними. День Пятидесятницы был точкой перехода от старого труда завета и служения Святого Духа к новому труду завета и служению Святого Духа. Конечно же, Святой Дух действовал в течение всего ветхозаветного периода. Он носился над водой в первый день творения (Быт. 1:2), давал людям силу служить Богу, быть вождем, пророчествовать (Исх. 31:3; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 14:6; 1 Цар. 16:13; Пс. 50:11 и др.). Но в то время труд Святого Духа в индивидуальной жизни был, в целом, менее мощным.

Существует множество указаний на менее мощный и менее распростра-ненный труд Святого Духа в период ветхого завета. Святой Дух мощно явился с силой для служения лишь некоторым людям (см., напр.: Чис. 11:16,17), а Моисей лишь мечтал о том дне, когда Святой Дух излился бы на весь народ Божий: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Гос-подь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Помощь Святого Духа в осо-бом служении можно было утратить, как это было в жсизни Саула (1 Цар. 16:14) и как того боялся Давид (Пс. 50:11). Если говорить о духовной силе в жизни людей Божьих, то против владычества сатаны сил было мало. Это привело к неэффективной проповеди народам, обитавшим по соседству с Израилем, и не было даже примера изгнания бесов18. Ветхозаветный труд Святого Духа практически полностью ограничивался пределами народа Израиля, но в пе-риод Нового Завета было устроено «жилище Божие» — церковь, которая объ-единила как язычников, так и иудеев в теле Христовом.

Более того, ветхозаветные люди Божьи надеялись на эру «нового завета», когда труд Святого Духа стал бы гораздо более мощным и распространенным (Чис. 11:29; Иер. 31:31-33; Иез. 36:26,27; Иоил. 2:28,29)19.

В начале Нового Завета мы видим Иоанна Крестителя, последнего ветхо-заветного пророка. Иисус сказал: «Из рожденных женами не восставал боль-ший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. <.״>...Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:11—14). Иоанн знал, что он кре-стил водой, а Иисус будет крестить Духом Святым (Ин. 3:16). А потому Иоанн Креститель жил все еще при ветхозаветном труде Святого Духа.

18 Пример в Ветхом Завете, наиболее близкий к изгнанию бесов, обнаруживаем лишь
в истории о том, как злой дух отступал от Саула, когда Давид играл на лире ( 1 Цар. 16 :23),
но это едва ли можно сравнить с эффективным и бесповоротным изгнанием бесов, кото-
рое мы видим в Новом Завете.

19 Безусловно, в Ветхом Завете есть примеры, когда люди были одарены Богом и
получали силу Святого Духа, — Моисей, Давид, Даниил, многие из пророков и даже
Самсон получил необычайную силу от Святого Духа на особое служение. Но их опыт
не был типичным для многочисленного народа Божьего, представители которого были
спасены верой, поскольку верили в обещанный приход Мессии, но не испытывали та-
кого новозаветного излияния Святого Духа, которое мы испытываем в наши дни.

В жизни Иисуса мы впервые видим новозаветную силу Святого Духа в действии. Святой Дух сходит на Него во время крещения (Лк. 3:21,22), а по-еле искушения «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). После этого мы увидели, как именно действует новозаветная сила Святого Духа, поскольку Иисус начал изгонять бесов словом, исцелять всех, кого к Нему приносили, и властно учить народ так, как прежде не слышали, чтобы кто-нибудь учил (см.: Лк. 4:16—44 и др.)

Тем не менее ученики не получают такой полной новозаветной силы для служения до дня Пятидесятницы — Иисус велит им ожидать в Иерусалиме и обещает: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8, кур-сив мой. — У. Г.). Это был также и перелом в жизни учеников (см.: Ин. 7:39; 14:17; 16:7; Деян. 2:16). Обещание Иоиля о том, что Святой Дух придет в ново-заветной полноте, исполнилось (Деян. 26:16), поскольку Иисус вернулся на небеса и получил власть излить Святой Дух в новой полноте и силе (Деян. 2:33).

К каким результатам в жизни учеников это привело? Верующие, которые прежде имели ветхозаветный опыт действия Святого Духа, получили в день Пятидесятницы более мощный, новозаветный опыт действия Святого Духа20. Они получили гораздо большую «силу» (Деян. 1:8), силу жить христианской жизнью и нести христианское служение.

Этот переход от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новоза-ветному опыту действия Святого Духа можно увидеть на рис. 38.121.

20Эрвин (Conversion-Initiation, pp. 14, 15—19) говорит, что новозаветная эпоха нача-лась не вдень Пятидесятницы, а ранее — во время смерти Иисуса. Это, безусловно, так, но дело не совсем в этом. Мы не стремимся доказать, что сама эра Нового Завета нача-лась в день Пятидесятницы, но тот факт, что новозаветный опыт действия Святого Духа получил начало в Пятидесятницу, потому что именно тогда Иисус излил Святой Дух в новозаветной силе и полноте (Деян. 2:33; ср.: 1:4,5).

Эрвин также считает, что день Пятидесятницы — это не рубеж, перейдя который ученики вошли в период Нового Завета; в этот день они просто получили от Святого Духа «силу к служению» (pp. 17, 18). Но у Эрвина снова наблюдается неверное разделение. Здесь дело не в альтернативе «или/или», а в сочетании «и/и»: в лень Пятидесятницы ученики и обрели новозаветный опыт действия Святого Духа, и (конечно же) получили новые силы к служению вместе с вновь обретенным опытом.

21Я взял этот рисунок из книги: George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 68,69.

22 Из-за того, что ученики постоянно были с Иисусом, они также получили какую-то часть силы Духа, которая должна была явиться в Пятидесятницу, что проявилось в исцелении больных и изгнании бесов (ср.: Лк. 9:1; 10:1,8,17—20 и многие другие стихи).

На этом рисунке тонкая полоса внизу показывает менее мощное действие Святого Духа в индивидуальной жизни в эпоху Ветхого Завета. Широкая по-лоса показывает более мощную работу Святого Духа в индивидуальной жиз-ни, которая началась со дня Пятидесятницы. Линии «этот век» и «будущий век» теперь наложились друг на друга, поскольку силы будущего века про-рвались в нынешний век зла, так что христиане живут в «наложении веков». Пунктирные линии показывают, что еще прежде Пятидесятницы, во времена Иисуса, более мощная работа Святого Духа уже начала свое действие, таким образом предвосхищая (и даже превосходя) то, что еще только должно было произойти вдень Пятидесятницы22.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия