Ветхозаветный опыт действия Святого Духа
Эта новозаветная сила сделала более эффективным свидетельство и слу-жение учеников (Деян. 1:8; Еф. 4:8,11—13); дала им гораздо большую власть в борьбе с грехом, что произошло как в их собственной жизни, так и в жизни всех верующих (отметим, что Павел подчеркивает силу воскресшего Христа, которая действует в нас; см.: Рим. 6:11—14; 8:13,14; 1ал. 2:20; Флп. 3:10); атакже дала власть побеждать сатану и бесовские силы, которые нападают на верую-щих (2 Кор. 10:3,4;Еф. 1:19—21; 6:10—18; 1Ин. 4:4). Эта новозаветная сила Свя-того Духа проявилась также в широко распространенном, а потому мало извест-ном распределении даров к служению среди всех верующих (Деян. 2:16—18; 1 Кор. 12:7; 1 Пет. 4:10; ср.: Чис. 11:17, 24—29). Эти дары носили коллектив-ный характер, потому что они распределялись не индивидуально, а для сози-дания тела Христова (1 Кор. 12:7; 14:12). Это также означало, что Евангелие уже действовало не только в отношении иудеев, теперь все народы и нацио-нальности должны были услышать Евангелие в силе и объединиться в одну церковь, к славе Божьей (Еф. 2:11 — 3:10)23. День Пятидесятницы, несомненно, был моментом выдающегося перехода во всей истории спасения, какмы видим в Писании. Это был выдающийся день в истории мира, потому что в этот день Святой Дух начал действовать в народе Божьем с новозаветной силой. 23 Святой Дух обычно приходил в силе к группам людей, а не к отдельным личное-тям (так в Деян. 2:4; 8:17; 10:44; 19:6, но иначе дело обстояло с обращением Савла, см.: Деян. 9:17,18). Новая община, скрепленная взаимной любовью, ясно показывала, что Святой Дух излился именно таким образом (см.: Деян. 2:41—47). Этот факт помогает нам понять, что именно произошло с учениками в день Пятидесятницы. Они получили эту удивительную новую силу Святого Духа, потому что жили в период перехода от ветхозаветного действия Святого Духа к новозаветному действию Святого Духа. Потому это и стало «вторичным опы-том» действия Святого Духа, происшедшим спустя долгое время после их об-ращения. И нам не следует стремиться к тому же, поскольку мы живем не в период перехода, связанного с действием Святого Духа. Тогда верующие с ветхозаветной силой Святого Духа стали верующими с новозаветной силой Святого Духа. Но в наши дни мы не становимся сначала верующими с более слабым, ветхозаветным действием Святого Духа в наших сердцах и не ждем, что позднее получим новозаветную силу Святого Духа. Мы, напротив, нахо-димся в таком же положении, как и те люди, которые стали христианами в коринфской церкви. Став христианами, «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13, курсив мой. — У. Г.) — точно так же, как и коринфя-не, и так же, как и множество верующих во множестве церквей, которые были обращены во время миссионерских странствований Павла. И в заключение следует отметить, что ученики действительно испытали «крещение Святым Духом», которое произошло в день Пятидесятницы, уже после их обращения. Но это произошло потому, что они жили в уникальном периоде истории, так что нам не следует стремиться получить опыт, который был бы подобен их опыту. Что нам сказать о выражении «крещение Святым Духом»? Это выраже-ние новозаветные авторы употребляют для того, чтобы обозначить обретение новозаветной силы Святого Духа. Это случилось с учениками в день Пятиде-сятницы, но с нами и с коринфянами это случилось во время обращения24. Это выражение не употреблялось новозаветными авторами для обозначе-ния обретения силы Святого Духа, которое происходило бы после обращения.
В. Как нам следует понимать «вторичный опыт», описанный в Деяниях Апостолов? 24 Мой студент Джеймз Ренеган (James Renehan) в длинном письменном докладе стремился доказать, что крещение Святым Духом, хотя и происходит одновременно с обращением, должно быть рассмотрено как отдельный пункт «порядка спасения» (см. гл. 31). Он отмечает, что крещение Святым Духом не совпадает в точности ни с одним из элементов порядка спасения (таких, как рождение свыше или обращение) и может быть названо «принятием Святого Духа» (см.: Деян. 8:15; 19:2,6; Рим. 8:9,11; Гал. 3:2). Идея Ренегана явно отличается от харизматического учения о крещении Святым Духом, кото-рое, по их мнению, происходит после обращения. Он утверждает, что крещение Святым Духом сопровождает истинное обращение и всегда происходит во время обращения. Та-кое предположение, безусловно, заслуживает внимания. И хотя я и не учитываю его в этой главе, считаю, что следует рассмотреть его более детально. Оно не будет противоре-чить той точке зрения, которая изложена в этой главе. Но даже если мы верно поняли опыт учеников в день Пятидесятницы, опи-санный в Деян. 2, разве нет здесьдругих примеров «вторичного опыта» обретения силы Святого Духа после обращения? Например, в гл. 8 (в Самарии), в гл. 10 (в доме Корнилия) и в гл. 19 (ученики в Эфесе)? Эти примеры также не могут быть убедительными аргументами в пользу пятидесятнического учения о крещении Святым Духом. Во-первых, выраже-ние «крещение Святым Духом» обычно не употребляется в отношении ни од-ного из этих событий25. Однако еще более важно то, что только тщательное исследование показывает нам, что же собственно произошло в каждом из этих случаев. В Деян. 8:4—25 самаряне «когда поверили Филиппу, благовествуюшему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и жен-щины» (Деян. 8:12). Есть мнение, что самаряне тогда не обрели истинной спа-сительной веры26. Однако в тексте нет никаких указаний на то, что Филипп не обладал достаточным пониманием Евангелия (он был заметной фигурой в иерусалимской церкви). Нигде не сказано, что сам Филипп считал их веру в Христа в каком-либо смысле неадекватной, поскольку он позволил им при-нять крещение (Деян. 8:12). 25 Единственное исключение — Деян. 11:15—17. Хотя в этом месте нисхождение 26 Такой точки зрения придерживается Джеймз Данн: James Dunn, Baptism in the Holy 27 В этой части мои рассуждения весьма соответствуют выводам Джона Стотта: John Гораздо правильнее было бы объяснить это так: Бог, в провидении Своем, решил даровать самарянам новозаветную силу Святого Духа непосредствен-но через руки апостолов (Деян. 8:14—17)27, чтобы показать руководителям иерусалимской церкви, что самаряне не граждане второго сорта, а полно-правные члены церкви. Это было важно из-за исторически сложившейся вражды между иудеями и самарянами («Иудеи с Самарянами не сообщаются», Ин. 4:9) и потому, что Иисус дал указание о том, что распространение Еванге-лия в Самарии должно стать следующим главным шагом после проповеди в Иерусалиме и в прилегающем к нему районе Иудеи: «Будете Мне свидетеля-ми в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Таким образом, событие, описанное в Деян. 8, было своего рода «самаритян-ской Пятидесятницей», особым излиянием Святого Духа на народ Самарии, где были потомки как иудеев, так и язычников, чтобы всем стало очевидно, что полное новозаветное благословение и полная сила Святого Духа пришла также и к этой общности людей, что она не была предназначена исключительно иудеям. И поскольку это было особое событие в истории спасения, в наши дни мы не должны стремиться повторить этот опыт в том виде, как мы нахо-дим его в Деян. 8. Это лишь часть перехода от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новозаветному опыту действия Святого Духа. Ситуация, описанная в Деян. 10, менее сложна, поскольку нам даже не ясно, был ли Корнилий истинным верующим до того, как Петр пришел к нему с проповедью. Нет никакого сомнения в том, что он не верил в Христа ради спа-сения. Он, скорее всего, язычник, и его обращение — один из первых приме-ров того, как Евангелие распространялось «даже до края земли» (Деян. 1:8)28. Безусловно, нельзя думать, что Корнилий сперва уверовал в смерть и воскре-сение Христа ради своего спасения, а лишь только потом пережил некий вто-ричный опыт, уже после обращения. В Деян. 19 мы снова встречаемся с ситуацией, в которой люди, в общем-то, не слышали Евангелия спасения через Христа. Они, вероятно, слышали проповедь Иоанна Крестителя или беседовали с теми, кто слышал Его пропо-ведь, а затем были крещены «во Иоанново крещение» (Деян. 19:3) в знак того, что они раскаиваются в своих грехах и готовятся к пришествию Мессии. Они совершенно точно не слышали о смерти и воскресении Христа, поскольку даже не слышали о существовании Святого Духа (Деян. 19:2)! Тогда как те, кто при-сутствовал при событиях, происшедших в Пятидесятницу, или слышал про-поведь в день Пятидесятницы, просто не могли не знать о существовании Святого Духа. Очень похоже на то, что крещенные в Иоанново крещение даже не слышали, что Иисус пришел, жил и умер, поскольку Павлу пришлось объяс-нять им: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4, курсив мой. — У. Г.). Таким образом, эти «ученики» в Эфесе не обладали ни новозаветным понима-нием, ни новозаветной верой, и они совершенно точно не обладали новозавет-ным опытом действия Святого Духа — они были «учениками» лишь в том смысле, что были последователями Иоанна Крестителя и все еще продолжали ожидать Мессию. Когда они услышали о Нем, то уверовали в Него, а затем получили силу Святого Духа, которая и соответствовала Евангелию воскрес-шего Господа Иисуса Христа. 28 Даже если мы будем рассматривать его как человека, обладавшего ветхозавет-ной верой в Мессию, Которому должно было явиться, это лишь покажет, как человек от определенного опыта ветхозаветного действия Святого Духа приходит к новозавет-ному опыту. Следовательно, эти эфесские ученики также не могут быть примером для нас, поскольку мы не проходили такой путь, как они: сначала они верили в приход Мессии, ожидали Его и только впоследствии узнали, что Иисус уже пришел, жил, умер, а затем воскрес. Мы обрели осознание Евангелия Христа сразу же и, подобно коринфянам, сразу же вошли в новозаветный опыт силы Святого Духа29. Итак, похоже, что в Новом Завете нет текстов, которые давали бы нам основание искать вторичного опыта «крещения Святым Духом», который имел бы место после обращения.
Г. Какие термины нам следует использовать для описания обретения силы Святого Духа, которое происходит после обращения? В предыдущих разделах мы рассмотрели вопрос отом, что новозаветные авторы не стали бы употреблять выражение «крещение Святым Духом» для описания воздействия Святого Духа после обращения, и о том, что «вторич-ный опыт», описанный в Деяниях Апостолов, не может служить примером для подражания в нашей христианской жизни. Однако хочется все-таки понять, что же собственно произошло с миллионами людей, которые утверждают, что они были «крещены Святым Духом» и что это принесло в их жизнь большие благословения? Действительно ли это было истинное воздействие Святого Духа? Может быть, просто библейские примеры, призванные проиллюстри-ровать этот опыт, были избраны неудачно? Может быть, существуют другие библейские выражения и библейские учения, указывающие на такой опыт воздействия Святого Духа после обращения и помогающие верно осмыслить подобный опыт? Я полагаю, что существуют, но прежде чем мы рассмотрим их, следует пояснить важность верного понимания этого явления. 29 Относительно Деян. 19:1—7 Эрвин (Conversion-Initiation, pp. 55—59) считает, что эти ученики были сначала крещены, а затем, когда Павел возложил на них руки, полу-чили силу Святого Духа. Мы допускаем, что это верно, но эти два события были столь близки по времени, что четкое разделение между ними провести очень трудно. И уж точно все происшедшее с этими учениками совершенно не подходит к пятидесятничес-кой схеме: сначала обращение, потом первоначальное обучение и молитвы — иногда недели, месяцы или даже годы спустя после обращения, для того чтобы получить креще-ние Святым Духом. Если бы эфесских учеников спросили, было ли крещение Святым Духом в их случае «последующим» событием относительно обращения, они, вероятно, ответили бы, что все произошло одновременно, поскольку эти события были очень близ-ки по времени.
/. Церкви вредит учение о христианах двух типов. В различные периоды истории церкви христиане пытались разделить верующих на две категории. Именно к этому и может привести пятидесятническое учение о крещении Свя-тым Духом. Это можно изобразить так, как это сделано на рис. 38.2: мир раз-делен на христиан и нехристиан, а христиане в свою очередь разделены на две категории — обычных верующих и верующих, крещенных Святым Духом.
Однако такое деление христиан на две категории не является уникаль-ным, и присуще оно не только последователям пятидесятнического учения в XX в. Такой подход берет свое начало в учениях более ранних религиоз-ных групп, которые утверждали, что христианин может быть обычным ве-рующим или «освященным верующим». В учениях других групп христиа-не делились по другим принципам, например: на обычных верующих и «ис-полненных Духа», на обычных верующих и «учеников», на «плотских и «духовных» христиан. Римско-католическая церковь разделила церковь даже не на две, а натри категории: обычных верующих, священников и свя-тых (см. рис. 38.3)30.
«Ученики» Рис. 38.3
Святые Обычные }фисшане
|