Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христиане





Нехристиане

Рис. 38.6

 

 

 

внимание на «пиетистских» моментах). Или же человек может возрастать в святости, но не возрастать в силе и в использовании духовных даров. Возможны самые разные соче-тания подобного рода, но нам потребовалось бы много схем, чтобы показать наглядно их все. В целях доступности на этой схеме я просто показал «христианский рост» в целом.

 

Безусловно, молитва, изучение Библии и поклонение кажутся более важ-ными. Конечно, это принесет большие плоды в проповеди и в других видах служения. Однако важно понимать, что человек, переместившийся из пункта А в пункт Б, как это показано на рисунке, теперь принадлежит к особой кате-гории христиан, такой, как, например, «те, кто был крещен Святым Духом», и потому этот человек теперь отличается от тех, кто не имел подобного опыта. В той же самой церкви может быть другой христианин, не совершивший по-добного резкого шага в возрастании, но тем не менее постепенно и стабиль-но возраставший в течение последних сорока лет своей христианской жиз-ни и пришедший к пункту В на приведенной выше схеме. Хотя такой чело-век никогда не имел того единовременного опыта, который пятидесятники называют «крещением Святым Духом», тем не менее он находится гораздо дальше на пути христианского роста, чем те молодые христиане, которые недавно были «крещены Святым Духом» (по пятидесятнической терминоло-гии) и переместились из пункта А в пункт Б. Хотя те христиане, которые пере-местились из пункта А в пункт Б, не продвинулись дальше в христианской жизни, чем тот человек, который находится в пункте В, человек, находящий-ся в пункте Б, безусловно, продвинулся дальше того состояния, в котором он находился прежде, и это, вне всякого сомнения, положительный результат в его жизни. Понимая христианскую жизнь таким образом, мы не разделяем христиан на две категории.

32 Тем не менее во многих случаях, как в протестантских, так и в Римско-католи-ческой церкви, людям говорят, что они обрели Христа и стали христианами при креще-нии, когда были еще младенцами.

Следует сделать еще одно замечание: во многих случаях харизматическое движение принесло учение о крещении Святым Духом в более либеральные церкви, в которых в течение многих лет не было проповеди Евангелия спасе-ния одной только верой в Христа и где людей не учили тому, что Библии следу-ет полностью доверять, как данному нам Слову Божьему. В подобных случаях многие люди в таких церквах никогда не имели спасительной веры — они на-ходились в пункте Г на представленной выше схеме, фактически они не были христианами и не родились заново32. И вот, когда в церковь приходит пред-ставитель харизматического возрождения и говорит этим людям, что они мо-гут испытать новый подъем в своей христианской жизни и что подготовка к этому заключается в покаянии во всех известных им грехах; в обращении к Христу с просьбой простить эти грехи, чтобы верить в Него ради прощения этих грехов; и в том, чтобы полностью предать свою жизнь Христу, как Госпо-ду, они охотно следуют этим указаниям. Затем они молятся и просят Иисуса крестить их Святым Духом. Фактическим результатом этого является их пе-ремещение из пункта Г на схеме в пункт А или даже в пункт Б, поскольку они очень искренне стремятся стать ближе к Богу. И хотя они думают, что в этот момент они были крещены Святым Духом и что это был вторичный опыт в их христианской жизни, на самом деле эти люди впервые стали христианами. (Они были «крещены Святым Духом» в истинно новозаветном смысле!) На следующий день они настолько возбуждены, что не могут молчать практи-чески ни минуты. Внезапно чтение Библии наполнилось особым смыслом. Внезапно они щутили присутствие Бога в своей жизни. Внезапно богослуже-ние стало источником глубокой радости, и часто они обретают новые духов-ные дары, которыми прежде не обладали. Нет ничего удивительного в том, что харизматическое движение принесло такое оживление (и часто много проти-воречий) во многие римско-католические приходы и во многие протестант-ские деноминации либерального толка. Мы можем расходиться во взглядах на это учение, но никто не станет отрицать положительных результатов, к ко-торым оно привело в этих церквах.

 

2) Какие термины следует употреблять в наши дни? Теперь мы можем осо-знать, почему термины, которые мы употребляем для описания этого опыта, и категории, которые мы подразумеваем под этими терминами, столь важны. Если мы используем традиционную пятидесятническую терминологию «кре-щения Святым Духом», то мы практически неизбежно придем к пониманию христианства с двумя категориями христиан, поскольку при употреблении этого термина данный опыт рассматривается как опыт, который христиане могут и должны обретать одномоментно, и что повторяться он не должен. Этот опыт рассматривается как однократное обретение силы для служения, кото-рое отличается оттого опыта, который люди обретают, когда становятся хри-стианами, и очевидно, что одни христиане обрели этот опыт, а другие — нет. В особенности если этот опыт описывается в терминах того, что произошло с учениками вдень Пятидесятницы (Деян. 2; а этоявно был однократный опыт), с самарянами (Деян. 8) и с эфесскими учениками (Деян. 19), то становится очевидным, что это было однократное событие, в результате которого люди обрели силу для служения, но также и перешли в другую категорию или труп-пу, т. е. стали не такими, какими были до этого опыта. Употребление термина «крещение Святым Духом» неизбежно ведет к тому, что в христианстве подра-зумеваются две группы христиан.

Но если мы верно понимаем тот опыт, который обрели миллионы лю-дей в рамках харизматического движения и который стал значительным шагом в их росте в христианской жизни, то следует использовать какой-нибудь другой термин для описания этого явления. Есть много выраже-ний, которые мы могли бы использовать, таких выражений, которые по сво-ему значению передают идею повторяемости, различные степени интенсив-ности и дальнейшее развитие уже за рамками этого опыта. Их можно использовать, если они не подразумевают, что все христиане должны иметь одинаковый опыт33. Одно из подобных выражений мы уже употребили: «зна-чительный прогресс в росте во многих аспектах христианской жизни». Очень важно подчеркнуть, что речь идет не об уникальном событии в жизни челове-ка, этот опыт не переводит христианина в какую-то новую категорию. А по-скольку речь идет о значительном прогрессе в росте, то совершенно очевидно, что другие люди могут испытать такой рост в течение более длительного пери-ода и прогресс не будет столь заметен, но тем не менее эти люди достигнут в христианской жизни столь же значительных успехов34.

Другим полезным термином может быть «обретение новой силы для слу-жения». Несомненно, многие люди, имеющие подобный харизматический опыт, действительно обретают в своей христианской жизни новую силу для служения, в том числе духовные дары, которыми они прежде не обладали. Однако проблема такого определения в том, что оно ничего не говорит о глу-бине взаимоотношений с Богом, о большей эффективности молитвы и изуче-ния Библии и о новой радости, которую человек находит в богослужении, а все это является результатом подобного опыта.

33 Такие же критерии можно использовать для замены некоторых других терминов,
связанных с «христианством двух категорий», приведенных выше. Можно также просто
пояснять употребляемые термины, чтобы избежать недоразумений
.

34 Павел говорит: «Но истинною любовью все возрашали в Того, Который есть глава
Христос» (Еф. 4:15). (По-гречески: kv έχγάπτ] αϋξήσωμεν εϊς αυτόν τά πύα/τα, ός 'εοτιν ή
κεφαλή, Χριστός.
Автор опирается на более точный английский перевод: «...are to grow up
in every way into him who is the head, into Christ» — «Нам следует возрастать во всем [все-
ми способами] в Того, Кто есть глава, — в Христа». — Примеч. пер.)

 

3) Что значит «быть исполненным Духа»? Однако еще более общим для Нового Завета является выражение «исполниться Святого Духа». Поскольку это выражение часто употребляется в контексте описания христианского ро-ста и служения, мне кажется, что это самое лучшее выражение для описания «вторичного опыта» в наши дни (или опыта, который имеет место в третий или в четвертый раз). Павел говорит эфесянам: «И не упивайтесь вином, от кото-рого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Он употребляет здесь глагол в повелительном наклонении настоящего времени, который луч-ше было бы перевести: «Будьте постоянно исполнены Святого Духа», т. е. речь идет о явлении, которое постоянно должно происходить с христианами. Та-кая полнота Святого Духа — результат обновленного поклонения и благодарения (Еф. 5:19,20) иобновленныхвзаимоотношенийсдругимилюдьми, вособеннос-ти с теми, кому мы подчиняемся, и стеми, кто подчиняется нам (Еф. 5:21 — 6:9). Кроме того, поскольку Святой Дух — это Дух, Который освящает нас, такое исполнение часто связано с возрастанием освящения. А поскольку Святой Дух дает нам силы для христианского служения и посылает нам духовные дары, такое исполнение часто связано с обретением силы для служения и возраста-нием силы для служения, атакже возрастанием эффективности и, возможно, разнообразия в использовании духовных даров. В Деяниях Апостолов мы ви-дим многочисленные примеры исполнения Святым Духом. В Деян.2:4учени־ ки и те, кто был с ними, «исполнились все Духа Святого». Позже, когда Петр стоял перед синедрионом, мы читаем о нем: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им...» (Деян. 4:8). А еще немного позже, когда Петр и другие апостолы вернулись в церковь, чтобы рассказать о том, что произошло (Деян. 4:23), они объединились в молитве. Помолившись, они вновь испол-нились Святого Духа, и Лука явно подчеркивает эту последовательность: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31, курсив мой. — У. Г.). Хотя Петр и исполнился Святого Духа в Пятидесятницу (Деян. 2:4) и позднее, перед тем, как говорил в синедрионе (Деян. 4:8), он вновь испол-нился Святого Духа после того, как помолился с группой христиан.

Итак, исполнение Святым Духом следует понимать не как однократное событие, а как событие, которое повторяется в христианской жизни вновь и вновь. Это может быть связано с одномоментным обретением силы для особо-гослужения (как это, судя по всему, произошло в Деян. 4:8; 7:55), но исполне-ние Святым Духом может быть также характерно и для длительного периода чьей-либо жизни (см.: Деян. 6:3; 11:24). В любом случае такой процесс может происходить неоднократно. Например, Стефан, один из первых дьяконов (по-мощников апостолов), был человеком, «исполненным Святого Духа и мудро-сти» (Деян. 6:3,5), но когда его побивали камнями, он явно вновь исполнился Духом Святым и получил великую силу (Деян. 7:55).

Кто-то может возразить, что человек, который уже «полон» Святого Духа, не может стать еще более полным — если стакан полон воды, в него уже невоз-можно добавить еще какое-то количество жидкости. Однако аналогия со ста-каном слишком бедна, чтобы применять ее к нам, людям, ибо Бог может еде-латьтак, что мы возрастем и станем способны вместить гораздо больше пол-ноты и силы Святого Духа. Более совершенной аналогией был бы воздушный шар, который может быть «наполнен» воздухом, даже если воздуха в нем очень много. Если шар надуть еще немного, то шар увеличивается и в опре-деленном смысле становится «более полным». То же самое происходит и с нами: мы можем быть исполнены Святого Духа и тем не менее способны при-нять еще больше Духа. Лишь одному Иисусу Отец давал Святого Духа без всякой меры (Ин. 3:34).

Разделений, которые происходят от термина «крещение Святым Духом», можно легко избежать, используя любые альтернативные термины, упомяну-тые в этом разделе. Люди могут благодарить Бога за «новую полноту Святого

Духа», или за «обретение новой силы для служения», или за «значительный прогресс в росте» в том или ином аспекте христианской жизни. Тогда не будет никакого разделения на «мы» и «они», поскольку придется признать, что все мы — части единого тела, которое не разделяется на категории35. Многие ха-ризматы и даже традиционные пятидесятники в наши дни гораздо реже упот-ребляют термин «крещение Святым Духом», предпочитая такие термины, как «исполнение Святым Духом»36.

Кроме того, многие люди, не имевшие однократного драматического опы-та (такого, который пятидесятники назвали крещением Святым Духом), тем не менее стали ощущать новые чувства свободы и радости в поклонении (ча-сто с использованием современных форм богослужения или песнопений в их церкви). И эффективно и с пользой для самих себя и для церкви они стали использовать большее количество духовных даров (таких, как исцеление, про-рочество, чудеса, различение духов, а также власть над бесовскими силами — с молитвой и словом запрещения, адресованным непосредственно злым ду-хам). Иногда использовался также дар говорения на языках и дар истолкова-ния языков, однако в других случаях этого не было. Все это говорит о том, что различий между пятидесятниками и харизматами, с одной стороны, и более традиционными евангельскими христианами, с другой стороны, на мой взгляд, остается все меньше.

35 По моему личному убеждению, большинство разделений, имевших место во мно-
гих церквах под влиянием харизматического возрождения, произошли не из-за про-
блемы духовных даров, а из-за взаимного непонимания, обусловленного употреблени-
ем термина «крешение Святым Духом», которое подразумевает наличие двух групп
христиан
.

36 Джон Уимбер, который не любит, когда его причисляют к пятидесятникам или
харизматам, мудро говорит: «Я открыл, что споры, касающиеся крещения Святым Ду-
хом, обычно восходят просто к вопросу бирок. На «божье лекарство» можно наклеить
неверную этикетку, что, вероятно, и произошло в данном случае. Опыт Бога, который
имеют пятидесятники, гораздо лучше, чем их объяснение этого опыта» (John Wimber with
Kevin Springer, Power Evangelism, p. 145). В последние годы в личных разговорах с профес-
сорами, связанными с харизматическим движением, я заметил нарастающую тенден-
цию говорить скорее об исполнении Святым Духом, чем о крещении Святым Духом,
когда речь идет об опыте, который обретают члены харизматического движения
.

Кто-то может сказать, что именно такая молитва о крещении Святым Духом дает людям новые силы в служении и в использовании духовных да-ров. Поскольку этот опыт стал таким полезным в жизни миллионов людей, стоит ли нам так поспешно отказываться от него? Что же, если термин «кре-щение Святым Духом» будет заменен на что-либо более соответствующее уче-нию Нового Завета, то возражений не будет тем, кто призывает людей подго-товить свои сердца к духовному обновлению через искреннее покаяние и веру в то, что Святой Дух может действовать в их жизни с гораздо большей мощью37. Нет ничего плохого в том, что людей учат молиться и ожидать больше-го исполнения Святым Духом или чтобы Господь излил на них больше духов-ныхдаров ради тела Христова (см.: 1 Кор. 12:31). Ведь большинство евангель-ских христиан любой деноминации стремятся к большей силе в служении, большей радости в поклонении и более тесным взаимоотношениям с Богом. Многие также будут рады лучшему пониманию духовных даров и откликнут-ся на призыв лучше использовать их. Если пятидесятники и харизматы будут учить подобным вещам, не говоря о двухуровневом христианстве, что подра-зумевает термин «крещение Святым Духом», они, возможно, войдут в новую эру широкого распространения подобного учения о христианской жизни в среде евангельских христиан.

 

3. Исполнение Святым Духом не всегда сопровождается говорением на язы-ках. Следует уточнить еще один момент, связанный с исполнением Святым Духом. Поскольку в Деяниях Апостолов упомянуто много случаев, когдалюди получали новозаветную силу Святого Духа и начинали говорить на языках (Деян. 2:4; 10:46; 19:6; возможно, также в 8:17—19, поскольку здесь проводит-ся параллель с опытом учеников из Деян. 2), пятидесятники обычно утверж-дают, что внешним признаком крещения Святым Духом является говорение на языках (т. е. говорение на тех языках, которые сам говорящий не понимает и никогда не изучал, при этом речь может идти о человеческих языках или других типах языков — ангельских или чудесно дарованных)38.

37 Мой студент Джек Мэттерн (Jack Mattern), хотя сам и не является харизматом,
сказал мне, что за десять лет работы в университетских городках он увидел в христианах
огромное стремление узнать, каким образом они могли бы исполниться Святым Ду-
хом. Он справедливо замечает, что эффективное учение, касающееся этого вопроса,
должно включать в себя указание на необходимость 1) полностью предать свою жизнь
Богу (Рим. 12:1; Гал. 2:20); 2) полностью положиться на Бога в стремлении обрести силы
жить христианской жизнью (Рим. 8:13; Гал. 2:20; 3:2,3); 3) повиноваться велениям Божь-
им в нашей жизни (1 Ин. 2:6). Эти элементы сходны с этапами подготовки, упомянуты-
ми выше при обсуждении общего для харизматов учения. В любом случае к этим этапам
может быть добавлена и молитва о том, чтобы Святой Дух наполнил нас, в соответствии
с волей Божьей, как она выражена в Еф. 5:18. Не может быть никаких возражений про-
тив того, чтобы христиан учили ежедневно молиться по такой схеме
.

38 См. гл. 52 о говорении на языках.

Однако очень важно осознавать, что есть много случаев, когда исполнение Святым Духом не было связано с говорением на языках. Когда Иисус испол-нился Духа (Лк. 4:1), то результатом этого стало обретение силы для преодоле-ния искушений сатаны в пустыне. Когда искушения окончились «и возвра-тился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14), результатом были чудеса исце-ления, изгнание бесов и власть учить людей. Когда Елисавета исполнилась Святого Духа, она произнесла слово благословения Марии (Лк. 1:41—45).

Когда Захария исполнился Святого Духа, он стал пророчествовать (Л к. 1:67—79). Другими итогами были: величественная проповедь Евангелия (Деян. 4:31), возможно, мудрость, христианская зрелость и здравое суждение (Деян. 6:3), величественная проповедь и свидетельство на суде (Деян. 4:8), видение небес (Деян. 7:55) и, судя по всему, вера и жизненная зрелость (Деян. 11:24). Многие из этих случаев могут также предполагать полноту Святого Духа к усилению на какое-либо служение, особенно в контексте всей Книги Деяния святых Апостолов, где сила Святого Духа часто творит чудеса, дает дерзновение к про-поведи и великим свершениям39.

Поэтому, хотя исполнение Святым Духом и может привести к говорению на языках или к обретению каких-либо других даров, которыми прежде чело-век не обладал, оно может произойти и без говорения на языках. Многие хрис-тиане в разные периоды истории испытали мощное воздействие Святого Духа, которое не сопровождалось говорением наязыках. В отношении этого дара, как и в отношении всех других даров, мы просто должны сказать, что Святой Дух производит все это, «разделяя каждому особо, какЕмуугодно» (1 Кор. 12:11).

 

Вопросы для самостоятельной работы

39 Писание не уточняет, что было в жизни Иоанна Крестителя, который «Духа Свя-того исполнился еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15), но сказано, что «рука Господня была с ним» (Лк. 1:66). Кроме того сказано, что «младенец же возрастал и укреплялся духом» (Лк. 1:80).

1. Как вы понимали термин «крещение Святым Духом» до того, как прочи-тали эту главу? Как вы теперь понимаете его?

2. Было ли в вашей жизни событие, которое привело к «значительному рос-ту» в той или иной сфере вашей христианской жизни? Или же это были неболь-шие, но непрерывные шаги в процессе освящения, общения с Богом, использо-вания духовных даров и обретения сил для служения?

3. Знаете ли вы людей, которые говорят, что получили «крещение Святым Духом» после обращения? По вашему личному мнению, это был позитивный или негативный опыт в их жизни или однозначно это оценить трудно? Если у вас самих был такой опыт, то какой термин вы считаете принципиально важным: «крещение Святым Духом» или «исполнение Святым Духом»? Как вы полагаете, нужно ли стремиться к исполнению Святым Духом в вашей жизни сейчас? Если да, то как этого добиться?

4. Подумайте о разнообразных путях роста в христианской жизни: знание Слова и здравого учения, молитва, любовь к Богу, любовь к другим христианам, доверие к Богу в каждом конкретном дне, поклонение, святость жизни, исполь-зование духовных даров, силы Святого Духа в свидетельстве, ежедневное обще-ние с Богом и т. д. Как вы думаете, в какой сфере вам следует просить Бога о помощи? Естественным ли будет попросить Его наполнить вас Святым Духом для возрастания?

5. Как вы думаете, вопрос о крещении или исполнении Святым Духом про-изводил разделение в евангельских церквах или способствовал сближению?

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия