Культура России в XVI в.
В этот период в культуре сохраняется традиционная патриархальность, основанная на средневековом мировоззрении. В этой системе человек являлся не столько личностью, сколько частью иерархического устройства общества и мира. Каждая социальная группа создавала свой «образ жизни» с присущими ему поступками и их «оформлением» — ритуалом, чего требовали и хозяйственная деятельность, и война, и дипломатия, и бытовое поведение. В процессе создания единого государства на первый план вышли не столько экономические, сколько политические факторы, прежде всего — противостояние ханствам, образовавшимся в процессе распада Золотой Орды, и другим соседям при относительно скудных внутренних ресурсах. Условия «военного лагеря» формировали не только сильную верховную власть московского великого князя и зависимый от него слой «служилых людей», но и иные, по сравнению с Западной Европой, политические традиции и особенности национального характера. Это безусловное служение государю (неотъемлемому от понятия «отечества»); порой даже люди, запятнанные преступлениями или корыстолюбием (как знаменитые опричники Малюта Скуратов и Алексей Басманов), на поле боя показывали себя опытными и храбрыми воинами. Отечественные патриотические традиции предполагали предпочтение долга защиты своей земли личным почестям и славе. В российских условиях характерными стали традиция бессрочной и безусловной службы дворян, отсутствие на протяжении всей нашей истории наемной армии, удивлявшая привыкших к иному отношению иностранцев «дубина народной войны». Сосредоточение экономической и политической власти в руках великого князя способствовало и утверждению его огромного авторитета в качестве лидера борьбы за национальное освобождение, сохранив его таким в народной памяти. Фигура «царя-батюшки» стала устойчивым стереотипом массового сознания: ни одна из крестьянских и гражданских войн в России ХУИ-ХУШ вв. при всем накале социальных конфликтов не обходилась без лозунга «хорошего царя»; такая «монархическая» психология, в ином оформлении, сохранилась и в XX в. К этим факторам можно добавить и особенности ведения хозяйства в наших почвенно-кли- матических условиях. По словам В. О. Ключевского, природные условия Северо-Восточной Руси «обманывают самые скромные... ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский «авось». В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда... Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». В процессе объединения земель и складывания централизованного государства идет формирование великорусской народности, складываются особенности ее языка. Приблизилась к современной система склонений и спряжений, отмер древний звательный падеж существительных. Продолжали существовать тульский, рязанский, курско-орловский, смоленский, псковский, новгородский диалекты, но ведущее место занимал ростово-суздальский диалект с его московским говором, легшим в основу делового языка, менее загруженного церковно-книжными оборотами. Ряд слов, первоначально возникших в московской письменности (крестьянин, деньги, деревня, пашня, лавка), в это время получил общерусское распространение. В письменных источниках XVI в. термины «Русь» и «Россия» еще употребляются как синонимы (с XVII в. их значения разделятся: «русский» становится обозначением народности, «российский» обозначает принадлежность к государству). После присоединения Твери в 1485 г. в официальном титуле московского великого князя Ивана III наряду с перечислением присоединенных территорий вошло величание «Государь всея Русии». В публицистике второй половины XV — начала XVI в. осмыслялся процесс строительства единого централизованного государства. Распространение письменности в связи с появлением бюрократического аппарата управления в лице дьяков и подьячих привело к вытеснению в XVI в. пергамена бумагой. Тексты располагались на отдельных листах либо собранных в тетради или книги. В государственном производстве использовались «столбцы» — длинные бумажные ленты из склеенных листов. Не только в канцелярских документах, но и при переписке литературных произведений и богослужебных книг полуустав начинает вытесняться скорописью: для ускорения процесса письма перо движется непрерывно, отчего буквы в слове имеют соединительные линии, свободное начертание; почерк наклонен, а слова часто произвольно сокращаются. Возникновение Московского государства совпало по времени с падением Византийской империи, вследствие чего русские земли стали последним оплотом православной веры. Новгородские книжники, составившие около 1480-1490 гг. «Повесть о Белом Клобуке», утверждали: «Ныне православная вера там (на Руси) почитается и прославляется больше, чем где-либо на земле». Правда, они связывали центр христианства не с Москвой, а с Новгородом. Взгляды на особое место Руси в христианском мире в следующем веке нашли воплощение в известной концепции «Москва — третий Рим», высказанной игуменом Псковского Трехсвятительского монастыря Фи- лофеем в посланиях 1510-1511 гг. к великому князю Василию III с призывом поддерживать православную государственность и истинную веру. Необходимость укрепления авторитета веры и церкви вынудила некоторых представителей духовенства («заволжских старцев» во главе с Нилом Сорским) проповедовать путь нестяжательства — отказа монастырей от земельных и имущественных ценностей, хозяйственной деятельности как противоречащих евангельским принципам. Провозглашение необходимости отказа от собственности было только внешним поводом для спора внутри церкви; по существу речь шла о разных типах божественного служения. Нил проповедовал, что монашество должно идти к спасению души путем строжайшей духовной дисциплины; даже малейшая уступка земному «интересу» ведет к «борьбе помыслов», «пленению» души страстями и к гибели. Противниками нестяжателей выступили иосифляне во главе с игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким, считавшим, что главными добродетелями инока являются подчинение игумену и неукоснительное следование детально расписанному распорядку обители. Но высота монашеского служения должна быть обеспечена экономически, чтобы не зависеть от мирян; к тому же именно монастыри, владеющие селами, имеют возможность осуществлять благотворительность. Иван III поначалу сочувственно относился к идеям нестяжателей (тем более что земли были нужны для раздачи в поместья), но на церковном соборе 1503 г. великий князь пошел на компромис: он сохранил церкви земельные владения и получил за это ее поддержку во внутренней и внешней политике. «Сказание о князьях Владимирских», как уже упоминалось, излагает легенды о происхождении русских князей от римского императора Августа, «сродник» которого Прус якобы был наместником на берегах Балтики и предком Рюрика, и о получении Владимиром Мономахом царских регалий (в том числе знаменитой «шапки Мономаха») от деда, византийского императора Константина Мономаха. С середины XVI в. теория о происхождении московских царей от Августа стала использоваться в дипломатической практике. Эта теория была включена в составленную около 1560-1563 гг. «Степенную книгу», рассматривающую историю Руси как преемницы Византии: правление каждого из потомков Рюрика являлось ступенью («степенью») в восхождении к славе. Публицист Иван Пересветов в своих челобитных и «Сказании о Мегмет-салтане» изображает идеальное государственное устройство: с правителем-самодержцем, мудрыми советниками, местным самоуправлением, праведными законами. Существует мнение, что сочинения Пересветова — плод коллективного творчества членов Избранной Рады, своеобразная программа преобразований. Позже один из ее членов, боярин Андрей Михайлович Курбский, бежавший от гнева царя в Литву, в трех посланиях Ивану Грозному (1564-1579 гг.) критиковал царя за отход от политики реформ и произвол, убеждая в необходимости почитания законов. В своем политическом памфлете «История о великом князе Московском» (1573 г.) он обосновывал идею просвещенной сословной монархии и народного представительства: «Царь должен искати добраго и полезнаго совета не токмо у советников, но и у всенародных человек». Представление о сфере интересов человека той поры дает своеобразная бытовая энциклопедия — сборник житейской мудрости «Домострой», составленный при участии члена Избранной Рады, духовника царя Ивана Сильвестра. Первая его часть трактует вопросы религиозной жизни, вторая посвящена семейной жизни — обязанностям мужа, жены, детей и слуг; третья часть состоит из многочисленных практических советов по домоводству. В XVI в. дальнейшее развитие получил традиционный жанр древнерусской литературы — «жития». В 70-е гг. появляется 12-томный сборник — Великие Четьи-Минеи, где рассказы о чтимых на Руси святых располагались по месяцам. По инициативе Ивана Грозного и митрополита Макария в 70-80-х гг. XVI в. в резиденции царя Александровой слободе целым штатом царских книгописцев и художников создавался Лицевой летописный свод — самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. До нас дошли 10 его томов, где почти каждая страница украшена миниатюрами; всего же в своде более 16 тысяч миниатюр на 10 тысячах листов. Миниатюры свода являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Руси. В XVI в. изготовление рукописных книг уже не удовлетворяло возросший спрос на них. По инициативе Ивана Грозного родилось отечественное книгопечатание; с середины столетия книги (так называемые «безвыходные» — год издания на них не был обозначен) стали выходить в Москве. В 1563 г. в Москве был основан государев Печатный двор, в 1564 г. дьяком Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем там была отпечатана первая московская датированная книга — «Апостол», отличавшаяся прекрасным техническим и художественным исполнением. До конца столетия на Руси было напечатано 11 книг. Москва, в процессе централизации превратившаяся в политический и культурный центр единого Русского государства, получила новый Кремль. В 1485-1516 гг. итальянскими архитекторами Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари, Алевизом Фрязином Миланцем, Антоном Фрязином были построены кирпичные стены общей длиной 2,25 км, толщиной 3,5-6,5 м и высотой от 5 до 19 м, в зависимости от рельефа местности, с 18-ю башнями (угловыми — круглыми, а остальными — прямоугольными), в том числе шестью проездными. Со стороны Красной площади Кремль был защищен облицованным камнем рвом, наполненным водой из Москвы-реки. В то время московский Кремль был мощнейшей крепостью Европы. В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 га, центром монументального ансамбля которого является Соборная площадь. Главным храмом Московского государства был уже четвертый по счету Успенский собор, в котором совершались обряды венчания на великое княжение и на царство до времен Петра I; он служил также усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Пятиглавый шестистолпный собор был возведен в 1475-1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «а делаша же наши мастеры по его указу». В архитектуре собора сочетались традиции владимирского зодчества с элементами инженерно-строительной техники и архитектуры эпохи Возрождения: глубоким заложением фундаментов, применением железных связей вместо деревянных. Расписывал храм знаменитый художник Дионисий. Псковские мастера построили новую церковь Ризположения (1486 г.) и Благовещенский собор (1484—1489 гг.) — домовую церковь московских государей на высоком подклете, окруженную с трех сторон крытой галереей. Первоначально собор был трехглавым, после пристройки приделов в 1563 г. в честь взятия Полоцка он стал девятиглавым. В 1505-1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Новый) возвел собор Архангела Михаила, обогатив типично русский храм архитектурно-декоративными приемами итальянского Возрождения (членение на этажи, пилястры с капителями, декоративное оформление закомар /в виде раковин). Собор служил усыпальницей великих князей и царей. Центром ансамбля Кремля стал возведенный в 1505-1508 гг. под руководством архитектора Бона Фрязина высокий столп колокольни «Иван Великий», состоявший из трех суживающихся кверху поставленных друг на друга восьмигранников, каждый из которых завершался открытыми арочными проемами — «звонами» (после надстройки в 1600 г. колокольня стала самым высоким зданием в Москве (81 м)). Восточнее его находилась Ивановская площадь с возведенным в конце XVI в. зданием Приказов. С западной стороны Соборную площадь замыкал Каменный дворец (на месте ныне существующего Большого Кремлевского дворца), от которого сохранилась Грановитая палата (ее выходивший на площадь восточный фасад был отделан граненым камнем) — одно из древнейших гражданских зданий Москвы, построенное в 1487-1491 гг. итальянскими архитекторами Марко Руффо (Марком Фрязином) и Пьетро Антонио Солари. На втором этаже здания находится перекрытый крестовыми сводами высотой 9 м, которые опираются на центральный четырехгранный столб, главный парадный зал для приемов площадью около 500 м2, где проходили собрания Боярской думы, а позже — заседания Земских соборов. После присоединения Новгорода к Москве в 1484 г. «повелением великого князя Ивана Васильевича нача здати в Великом Новгороде град камен детинец, по старой основе»; строительство было закончено в 1490 г. По указанию Елены Глинской для защиты московского посада в 1533-1538 гг. с северо-вос- тока от Кремля под руководством итальянского зодчего Петрока Малого была сооружена Китайгородская стена (название, вероятно, происходит от татарского «китай» — укрепление) длиной около 2,6 км, высотой более 6 м и толщиной около 6 м с 14-ю башнями, в том числе шестью проездными. В 40-50-х гг. построены каменные кремли в Коломне, Серпухове и других городах, а в конце века — в Астрахани, Казани, Смоленске. Самым крупным зодчим конца XVI в. стал «городовой мастер» Федор Савельевич Конь, выстроивший в 1585-1593 гг. новую линию обороны Москвы — «Белый город». Каменные стены толщиной до 4,5 м возводились на упругом основании из деревянных свай и распорок и белокаменного бута в расчете на сопротивление артиллерийскому обстрелу. Надземная часть стен и башен была облицована белым камнем и кирпичом и оштукатурена. Огибая Кремль и Китай-город в виде буквы «С», Белый город достигал в длину 10 км и имел 27 башен, из которых 10 были проездными. С запада его защищали наполненный водой ров и река Черторой, с востока — река Яуза. Современники считали эту крепость одной из самых сильных в Европе. Под руководством Ф. Коня в 1595-1602 гг. была возведена и главная крепость на западной границе — Смоленский кремль из кирпича, по цоколю облицованного тесаным белым камнем, с общей протяженностью стен в 6,5 км, высотой от 13 до 19 м и шириной до 6 м. Красивейшая Смоленская крепость была названа Борисом Годуновым «ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства»: среди ее 38 башен, украшенных белокаменным декором, не было двух одинаковых. Борис Годунов предпринял крупное строительство в Москве: были возведены каменный мост через реку Неглинку, трибуна на Красной площади для провозглашения государевых указов — Лобное место; закончено длившееся целый век возведение колокольни Ивана Великого в Кремле. В строительстве жилых домов традиционно преобладало дерево, продолжал бытовать тип «трехкаморного жилища», но в городах начали появляться каменные боярские, купеческие и архиерейские дома. В церковной архитектуре появляется шатровый стиль. Тип постройки был заимствован из традиционного шатрового деревянного зодчества (церквей и крепостных башен). Большинство шатровых церквей были построены в честь важных государственных событий, т.е. являлись своеобразными мемориалами. Устремленные ввысь столпообразные церкви образно отражали силу и гордость нации, сбросившей иноземный гнет. Шатровые церкви — небольшие по размеру, не имеют внутреннего членения на нефы, так как в них нет опор-столпов, а шатровое перекрытие храма своей тяжестью опирается только на стены. Шатровая церковь Вознесения в великокняжеском селе Коломенском (1532 г.) из кирпича с белокаменными деталями была возведена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. При очень малой площади (8,5 х 8,5 м) высота храма превышает 60 м, поэтому он виден издалека. Мемориалом взятию Казани в 1552 г. (на следующий день после праздника Покрова) является собор Покрова Богородицы на рву (Василия Блаженного), построенный по обету царя на Красной площади в 1555-1560 гг. русскими мастерами Бармой и Посником Яковлевым. Он представляет собой храмовый комплекс (большой столп с шатром высотой 46 м посередине и восемь церквей, построенные на общем подклете и соединенные переходами, собранные в единый архитектурный ансамбль). В XVI в. монастыри русского Севера стали крупнейшими религиозными и хозяйственными центрами. Соловецкий монастырь на Белом море был защищен возведенными в 1584-1594 гг. мастером Трифоном мощными стенами высотой 8—11 м, толщиной 4—6 м с 8-ю башнями, сложенными в основном из огромных необработанных валунов до 5 м длиной. Внутри находятся расположенные по одной оси и соединенные арочными переходами одностолпная трапезная палата площадью 500 м2 с Успенским собором (построены в 1552-1557 гг.), трехъярусный Преображенский собор (1556-1564 гг.) с 4-мя башнеобразными приделами по углам, служившими дозорными вышками; церковь Благовещения (1596-1601 гг.); вокруг них располагались многочисленные хозяйственные и жилые постройки. В начале столетия были возведены стены и башни так называемого «Старого города» Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, а в конце его началось строительство «Нового города». Архитектурный ансамбль монастыря дополнился трапезной палатой с храмом Введения (1519 г.), церквами Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.), Архангела Гавриила (1531-1534 гг.), святого Владимира (1554 г.), Иоанна Лествичника (1572 г.), Сергия Радонежского (1560-1594 гг.), Преображения (1595 г.). Живопись продолжала существовать в рамках традиционного религиозного искусства: станкового — икон и монументального — фресок. В начале века еще работал один из великих живописцев «Русского Возрождения» Дионисий (умер после 1503 г.). Влияние мастера породило целую «школу Дионисия». Мастерская Дионисия во главе с его сыном Феодосием и живописцем Федором Едикеевым в 1508 г. выполнила росписи Благовещенского собора Московского Кремля. На соборных фресках, кроме традиционных сюжетов, есть изображения византийских императоров и русских князей. На уникальных росписях паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения; например, у Сократа: «Доброго мужа никакое зло не постигнет.- Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание». В середине XVI в. после Стоглавого церковного собора, постановившего, что необходимо строго соблюдать утвержденные церковью изображения святых, закончился «золотой век» русской иконописи, связанный с творчеством древнерусских мастеров Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Иконописание Рублева было принято за образец, следовать которому были обязаны все живописцы. Появились целые сборники иконографических типов — «иконописные подлинники» с подробными указаниями: «Иоанн Златоуст: видением тела мал бяше зело возрастом, велику главу имея над плечами висяща, тонок зело опасно, широк ноздрями, лицом блед с белию... уши имея вели- це, браду же малу и зело ретку... Сак[кос] на нем в крузех, кресты златом, рукою благословляет, а в другой Евангелие». Икона становится все более информативной, превращается в рассказ о событиях. Например, икона «Церковь воинствующая» повествовала о взятии Казани в 1552 г. (среди персонажей есть и царь Иван Грозный), расценивая это событие как победу христианства над исламом. Поэтому очень популярными в это время были «житийные иконы»: на «клеймах» по периметру иконы изображались разные эпизоды жития святого. К XVI в. окончательно сложилось строение иконостаса, как правило, включавшего в себя ряды — «чины» икон. Нижний ряд — местный: по сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя (справа) и Богоматери (слева), а рядом с образом Христа — храмовая икона; остальные иконы изображали наиболее почитаемых в данной местности святых либо зависели от характера храма. Смысловым центром деисусногоряда («деисус» по-гречески означает «моление») является икона Спасителя, представленного в образе грозного Судии мира. Справа от него находится икона Богоматери, а слева — Иоанна Предтечи со сложенными в молитве руками; за ними симметрично следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т. е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного ряда — моление церкви за мир. Праздничный ряд включает иконы, представляющие 12 главных христианских праздников: Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение, а также Пятидесятницу и Воздвижение Креста. Пророческий ряд состоит из икон ветхозаветных пророков от Моисея до Христа, держащих в руках свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. В центре этого яруса помещается образ Богоматери «Знамение» с изображением младенца Христа в круглом медальоне, что символизирует исполнение предсказаний ветхозаветных пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. Праотеческий ряд символизирует ветхозаветную церковь в лице патриархов от Адама до Моисея с соответствующими текстами на свитках; в центре помещается образ Святой Троицы или один из его иконографических вариантов — «Отечество». Заметно вырос уровень технических знаний, о чем свидетельствует начало применения для вооружения служилых людей гладкоствольного огнестрельного оружия — пищалей. Они заряжались с дула и стреляли свинцовыми круглыми пулями. Кроме ручных пищалей (ручниц), применялись затинные пищали для обороны крепостей и стенобитные пушки. В 1586 г. мастер Андрей Чохов отлил для Кремля сорокатонную Царь-пушку длиной 5,34 м и калибром 89 см. Кроме нее, он изготовил несколько десятков пушек и мортир, некоторые из них («Лисица», «Троил», «Инрог», «Аспид», «Царь Ахиллес», стенобитная пушка «Соловей») стали шедеврами литейного дела.
|