В перечне оснований возникновения обязательства важное место занимает причинение одним лицом вреда личности или имуществу другого лица. Этот вид обязательств направлен на защиту социалистической и личной собственности и человеческой личности, Специальное изучение таких обязательств составляет содержание отдельного тома курса. Здесь даются лишь самые общие замечания относительно причинения вреда как основания возникновения обязательства. Статья 403 ГК выставляет общий принцип: «Причинивший вред личности или имуществу другого обязан возместить причиненный вред...». По ст. 410 возмещение вреда производится путем восстановления прежнего состояния (причинителем или за его счет); если восстановление прежнего состояния невозможно, потерпевшему должны быть возмещены причиненные убытки. Таким образом, если, допустим, вред выразился в повреждении здоровья, то лицо, обязанное к возмещению этого вреда, должно прежде всего дать потерпевшему возможность восстановить здоровье. Связанные с этим имущественные
потери (утрата заработка ввиду необходимости длительного отдыха, расходы на лечение, на усиленное питание и т. п.) ложатся на причинителя ущерба, ответственного за него. Эти обязательства направлены на компенсацию потерпевшему понесенных им имущественных потерь, хотя бы вред был причинен личности: не всегда возможно восстановить здоровье потерпевшего от неправомерного действия, но во всяком случае необходимо дать все материальные условия для восстановления (хотя бы до некоторой степени) нарушенных личных благ. Личные блага (жизнь, здоровье, личное достоинство и т. д.), нарушенные виновным действием, в гражданском праве охраняются лишь посредственно, в виде возмещения имущественного вреда, связанного с вредом личным. Так называемый неимущественный вред гражданским правом не возмещается.
Из ст. 403 ГК. вытекает, что по общему правилу причинение вреда только тогда является основанием возникновения обязательства, если вред причинен действием и противоправным и виновным. Противоправным действием или правонарушением надо признать поведение лица, противоречащее нормам советского социалистического права (необходимо при этом, в силу статьи 130 Конституции СССР, учитывать и правила социалистического общежития). Далее, понятие правомерности приложимо лишь к действиям лиц (включая и воздержание от действий), но не к событиям: факты, не зависящие от воли человека, не могут расцениваться как правомерные или неправомерные. Второй признак — виновность действия ' — составлял предмет споров советских юристов. Одни авторы высказывались за то, что всякий факт причинения вреда, независимо от субъективной виновности пр'ичи-нителя, обязывает его к возмещению причиненного вреда. Другие придерживались того взгляда, что обязательство возмещения вреда порождается только виновным причинением, а отнюдь не всяким действием причинителя. Этот спор, подробно излагаемый в специальной части обязательственного' права, в советском законодательстве разрешен в смысле признания основанием для возникновения обязательства возместить вред потерпевшему лишь виновного действия. Исключение составляют случаи ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.